Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5
Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17
2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21
2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24
Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29
С рождением ребёнка с ОПФР семья сталкивается с различными трудностями, с которыми без посторонней помощи зачастую справиться не может. Помочь родителям принять и понять своего ребёнка – вот задача, которую мы поставили перед собой. Цель такого рода деятельности – не решить за обратившегося его проблему, не привязать его к себе как слепого, а в процессе совместной работы вывести родителей и ребёнка на новый уровень понимания сложившейся ситуации.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные [4, 13].
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и педагогов является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребёнка.
В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа с взрослыми.
Одним из наиболее распространённых методов диагностики является анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д. Однако анкета не даёт возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи.
Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу родителям, они получают представление о том, как воспитатель общается с ребёнком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, это даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.
Организуя домашний визит, необходимо соблюдать некоторые условия:
Беседа педагога с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед педагогу дают наблюдения за ребёнком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности: разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов. Они должны отвечать определённым требованиями:
Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение педагога проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей вызовет у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребёнка.
Одной из форм индивидуально-
Консультация должна отвечать определённым требованиям.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нём родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит интересно и результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителями на собрании необходимо соблюдать некоторые требования:
Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг е другом.
Одной из эффективных форм работы с родителями являются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две—три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного воспитания.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребёнка, ответственность родителей за воспитание своих детей и др. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные коз терты художественной самодеятельности.
Дни открытых дверей предусматривают собой возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.
Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек - увеличение круга взаимодействия. Они могут проходить в форме лектория для молодых родителей. Это даст молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и учит применять эти знания на практике Например: «Как успокоить ребёнка, если он капризничает?»,« Как и чем накормить его, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как привить малышу культурно-гигиенические навыки?». Здесь могут также проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в тоже время в совместной работе детского сада и семьи остаются в стороне.
На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», вовремя дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников высказать своё мнение, быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают дать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним., заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать злость и гнев на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка негативные эмоции, получать взамен его улыбку и любовь.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов - вечеров вопросов и ответов.
Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние являются полноправными участниками. Они задействованы в:
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и педагогов, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы. Ещё праздники позволяют взрослым поиграть, в игре стать «равными» ребенку.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.
К наглядно-информационным формам относятся уголки для родителей с различной информацией:
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. На наш взгляд, целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.