Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5
Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17
2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21
2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24
Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29
Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей работа осуществляется в таких формах как:
Таким образом, главной задачей организации работы социального педагога с родителями ребенка с ОПФР является гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияющей на социальное и психологическое здоровье ребёнка, обеспечивая условия для оптимального процесса его социализации, а также психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии.
На последнем контрольном этапе, который проходил в январе 2008 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
По результатам опытно-экспериментальной работы по внедрению разнообразных форм взаимодействия социального педагога в практику работы было проведено повторное анкетирование родителей (табл. 3-4).
Проанализировав ответы родителей экспериментальной группы, мы пришли к следующим выводам.
Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами своего ребенка, стали обращать внимание не только на болезнь ребенка, а и на его внутренний мир. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались. В наиболее приемлемых формах работы мнения родителей экспериментальной группы разделились поровну между индивидуальными и групповыми.
70% родителей экспериментальной группы читают педагогическую литературу регулярно, посвященную проблемам развития ребенка с ОПФР и 30% читают иногда. До формирующего этапа проценты были гораздо меньше.
Многие родители (50%) стали обращаться за помощью к специалистам ЦКРОиР.
Получать информацию об особенностях своих детей в игровой форме изъявили желание 20% родителей, на родительских собраниях - 40%, в ходе индивидуальных бесед – 40%.
Все родители (100%) с большим интересом хотели бы принимать участие в организации работы с детьми в условиях ЦКРОиР (до формирующего этапа - 20%).
Таблица 3
Ответы родителей экспериментальной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)
Вопросы и варианты ответов |
Число |
1. Какие формы работы для вас наиболее приемлемы? | |
Индивидуальные |
5 |
Групповые |
5 |
Другие (назовите) |
0 |
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? | |
Читаю регулярно |
7 |
Читаю иногда |
3 |
Не читаю |
0 |
3. Из каких источников вы получаете информацию по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии? | |
От специалистов ЦКРОиР |
5 |
СМИ |
0 |
Книги, журналы |
3 |
От других родителей |
1 |
4. В каких формах
Вы хотели бы получать | |
На родительских собраниях |
4 |
В индивидуальных беседах со специалистами |
4 |
На занятиях, в игровой форме |
2 |
Другие (назовите) |
0 |
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми в ЦКРОиР? | |
Да |
10 |
Нет |
0 |
Таблица 4
Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)
Вопросы и варианты ответов |
Число |
1. Какие формы работы для вас наиболее приемлемы? | |
Индивидуальные |
9 |
Групповые |
1 |
Другие (назовите) |
0 |
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? | |
Читаю регулярно |
2 |
Читаю иногда |
5 |
Не читаю |
3 |
3. Из каких источников вы получаете информацию по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии? | |
От специалистов ЦКРОиР |
3 |
СМИ |
2 |
Книги, журналы |
2 |
От других родителей |
3 |
4. В каких формах
Вы хотели бы получать | |
На родительских собраниях |
5 |
В индивидуальных беседах со специалистами |
5 |
На занятиях, в игровой форме |
0 |
Другие (назовите) |
0 |
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми в ЦКРОиР? | |
Да |
4 |
Нет |
6 |
Ответы родителей контрольной группы во многом отличаются от ответов родителей экспериментальной группы. Это связано с тем, что с этими родителями не проводилась активная работа по их педагогическому обучению и привлечению к сотрудничеству с педагогами ЦКРОиР.
Анализ ответов родителей контрольной группы показал следующее.
Большинство родителей - 90% - предпочитают индивидуальную форму работы.
В вопросе о источниках получения информации по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии мнения родителей разделились следующим образом: от специалистов ЦКРОиР - 30%, из СМИ – 20%, из литературы – 20%, от других родителей – 30%.
Отношение к педагогической литературе не изменилось, но периодические издания по вопросам воспитания и развития детей с особенностями в развитии начали читать 50% родителей (регулярно - лишь 20%), 30% - вообще не читают.
Получать информацию об особенностях своих детей большинство родителей предпочли традиционные формы - родительские собрания (50%) и индивидуальную беседу (50%).
В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 40% родителей - немного больше, чем на констатирующем этапе (30%), но намного меньше, чем родители экспериментальной группы (100%).
Вывод по главе 2:
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания и развития детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами своего ребенка. 70% родителей экспериментальной группы начали читать педагогическую литературу регулярно, посвященную проблемам развития ребенка с ОПФР и 30% читают иногда. До формирующего этапа проценты были гораздо меньше.
Многие родители (50%) стали обращаться за помощью к специалистам ЦКРОиР, понимая то, что нельзя замыкаться и оставаться со своими проблемами на едина. Получать информацию об особенностях своих детей в игровой форме изъявили желание 20% родителей, на родительских собраниях - 40%, в ходе индивидуальных бесед – 40%.
Все родители (100%) с большим интересом хотели бы принимать участие в организации работы с детьми в условиях ЦКРОиР (до формирующего этапа - 20%).
Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания и развития детей с ОПФР, проявляют мало активности во взаимодействии с педагогами.
В исследовании на тему: " Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития " нами были рассмотрены вопросы о том, что семья и социальный педагог в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания, развития и обучения детей с ОПФР. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Отношения социального педагога с семьей, которая воспитывает ребенка с ОПФР, должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют использование разнообразных формы взаимодействия социального педагога с семьей.
Использование модели организации работы
социального педагога с семьей ребенка
с ОПФР, состоящей из диагностического,
коррекционно-развивающего, консультативного,
информационно-
Таким образом, использование всех этих условий в комплексе, способствует более эффективному педагогическому взаимодействию социального педагога и семьи, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии.
Список используемой литературы:
№ |
Содержание работы |
Диагностическое направление : | |
1 |
Посещение семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии. |
2 |
Анкета для родителей, с целью изучения особенностей воспитания ребенка в семье, его склонностей, интересов и эмоционального развития ребенка (Приложение № 4) |
3 |
Тест «Принимаешь ли ты своего ребенка таким, какой он есть?» |
4 |
Изучение социально-психологических проблем, влияющий на благополучие семьи ребёнка с ОПФР; |
5 |
Диагностика по запросу родителей |
6 |
Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А.Я. Варги и В.В.Столина |
Коррекционно-развивающее направление: | |
1 |
Заседание родительского клуба «Тропинка» (Приложение № 3): Заседание № 1 Заседание № 2 Заседание № 3 Заседание № 4 Заседание № 5 |
2 |
«Здравствуй, наша школа» - торжественная линейка с участием родителей (Приложение № 8). |
3 |
Выставка детско-родительских работ «Творим вместе! |
4 |
«Играем, веселимся с Дедушкой Морозам!» - совместный досуг (Приложение № 9) |
5 |
Беседы с родителями о трудностях в воспитании особого ребенка. |
Консультативное направление: | |
1 |
Консультация с участием юриста: «Правовые гарантии государства детям с особенностями психофизического развития и их семьям» (Приложение № 5) |
2 |
«Особенности развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью» |
3 |
«Общение – как важнейший компонент социальной реабилитации детей с ОПФР» (Приложение № 6) |
4 |
«Коррекционно-развивающие игры в домашних условиях» |
5 |
Консультации по запросу родителей |
Информационно-просветительское направление: | |
1 |
Буклеты для родителей «Коррекционно–развивающие игры в домашних условиях» (Приложение № 7) |
2 |
Оформление папки-передвижки «Знай свои права!» |
3 |
Памятки для родителей «Дети учатся жить у жизни» (Приложение № 10) |
4 |
Оформление стенгазеты «Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями» |
5 |
Выставка литературы для родителей на тему «Психолого-педагогические особенности детей с ОПФР» |