Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3

ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.

Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5

Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7

ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.

2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17

2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21

2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24

Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota_Neli_Shpakovoy.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей работа осуществляется в таких формах как:

  • организация родительских лекториев с участием различных специалистов (юрист, врач, психолог, др.);
  • выпуск информационных листков, памяток для родителей, родительских газет, буклетов;
  • оформление родительских стендов, папок-передвижек;
  • выставка специальной литературы.

Таким образом, главной задачей организации работы социального педагога с родителями ребенка с ОПФР является гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияющей на социальное и  психологическое  здоровье ребёнка, обеспечивая условия для оптимального процесса его социализации, а также психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии. 

 

2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели  взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР

На последнем контрольном этапе, который проходил в январе 2008 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.

По результатам опытно-экспериментальной работы по внедрению разнообразных форм взаимодействия социального педагога в практику работы было проведено повторное анкетирование родителей (табл. 3-4).

Проанализировав ответы родителей экспериментальной группы, мы пришли к следующим выводам.

Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами своего ребенка, стали обращать внимание не только на болезнь ребенка, а и на его внутренний мир. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались. В наиболее приемлемых формах работы мнения родителей экспериментальной группы разделились поровну между индивидуальными и групповыми.

70% родителей экспериментальной группы читают педагогическую литературу регулярно, посвященную проблемам развития ребенка с ОПФР и 30% читают иногда. До формирующего этапа проценты были гораздо меньше.

Многие родители (50%) стали обращаться за помощью к специалистам ЦКРОиР.

Получать информацию об особенностях своих детей в игровой форме изъявили желание 20% родителей, на родительских собраниях - 40%, в ходе индивидуальных бесед – 40%.

Все родители (100%) с большим интересом хотели бы принимать участие в организации работы с детьми в условиях ЦКРОиР (до формирующего этапа - 20%).

 

Таблица 3

Ответы родителей экспериментальной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число  
ответов

1. Какие формы работы для вас наиболее приемлемы?

Индивидуальные

5

Групповые

5

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли  Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

7

Читаю иногда

3

Не читаю

0

3. Из каких источников вы получаете информацию по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии?

От специалистов ЦКРОиР

5

СМИ

0

Книги, журналы

3

От других родителей

1

4. В каких формах  Вы хотели бы получать информацию об особенностях своих детей?

На родительских собраниях

4

В индивидуальных беседах со специалистами

4

На занятиях, в игровой форме

2

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли  Вы участвовать в работе с  детьми в ЦКРОиР?

Да

10

Нет

0


Таблица 4

Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число  
ответов

1. Какие формы работы для вас наиболее приемлемы?

Индивидуальные

9

Групповые

1

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли  Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

2

Читаю иногда

5

Не читаю

3

3. Из каких источников вы получаете информацию по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии?

От специалистов ЦКРОиР

3

СМИ

2

Книги, журналы

2

От других родителей

3

4. В каких формах  Вы хотели бы получать информацию об особенностях своих детей?

На родительских собраниях

5

В индивидуальных беседах со специалистами

5

На занятиях, в игровой форме

0

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли  Вы участвовать в работе с  детьми в ЦКРОиР?

Да

4

Нет

6


Ответы родителей контрольной группы во многом отличаются от ответов родителей экспериментальной группы. Это связано с тем, что с этими родителями не проводилась активная работа по их педагогическому обучению и привлечению к сотрудничеству с педагогами ЦКРОиР.

Анализ ответов родителей контрольной группы показал следующее.

Большинство родителей - 90% - предпочитают индивидуальную форму работы.

В вопросе о источниках получения информации по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии мнения родителей разделились следующим образом: от специалистов ЦКРОиР - 30%, из СМИ – 20%, из литературы – 20%, от других родителей – 30%.

Отношение к педагогической литературе не изменилось, но периодические издания по вопросам воспитания и развития детей с особенностями в развитии начали читать 50% родителей (регулярно - лишь 20%), 30%  - вообще не читают.

Получать информацию об особенностях своих детей большинство родителей предпочли традиционные формы - родительские собрания (50%) и индивидуальную беседу (50%).

В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 40% родителей - немного больше, чем на констатирующем этапе (30%), но намного меньше, чем родители экспериментальной группы (100%).

 

 

 

 

Вывод по главе 2:

Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания и развития детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами своего ребенка. 70% родителей экспериментальной группы начали читать педагогическую литературу регулярно, посвященную проблемам развития ребенка с ОПФР и 30% читают иногда. До формирующего этапа проценты были гораздо меньше.

Многие родители (50%) стали обращаться за помощью к специалистам ЦКРОиР, понимая то, что нельзя замыкаться и оставаться со своими проблемами на едина. Получать информацию об особенностях своих детей в игровой форме изъявили желание 20% родителей, на родительских собраниях - 40%, в ходе индивидуальных бесед – 40%.

Все родители (100%) с большим интересом хотели бы принимать участие в организации работы с детьми в условиях ЦКРОиР (до формирующего этапа - 20%).

Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания и развития детей с ОПФР, проявляют мало активности во взаимодействии с педагогами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В исследовании на тему: " Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития " нами были рассмотрены вопросы о том, что семья и социальный педагог в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания, развития и обучения детей с ОПФР. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Отношения социального педагога с семьей, которая воспитывает ребенка с ОПФР, должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют использование разнообразных формы взаимодействия социального педагога с семьей.

Использование модели организации работы социального педагога с семьей ребенка с ОПФР, состоящей из диагностического, коррекционно-развивающего, консультативного, информационно-просветительского блоков, позволяет наиболее эффективно организовать работу с семьей.

Таким образом, использование всех этих условий в комплексе, способствует более эффективному педагогическому взаимодействию социального педагога и семьи, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждения / Т.П. Елисеева; под ред. М.М.Ярмолинская. – Мн.: Лексис, 2004 - 68 
  2. 4 Евтух А. Двойная  защита: семья – детский сад// Пролеска, 2006 № 10, с. 38-42
  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н.  Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб пособие. М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  4. 3 Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДУ. Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с
  5. Кулакова Е. Как мы работаем с родителями// Игра и дети, 2005, № 4, с.16-17
  6. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / К.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
  1. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьёй / Т.С. Лобанок, Т.Н. Агеева, Т.В. Колосова, Л.М. Шамесова; под. Общей ред. Т.С. Лобанок. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003 – 56 с
  1. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие/ под ред Л.Г. Петряевской М.: Гуманит. изд. центр  «Владос», 1999
  1. 1 Работа с родителями детей с ОПФР./Методические рекомендации. – Могилев, 2000. – 41с.
  1. Семья: прошлое, настоящее и перспективы: Пособие для педагогов/  А.В.Воднева Л.И.Смагина и др.: под общ. ред. А.К.Воднева и Л.И.Смагиной. Мн.: Маст.лiт., 2000, с. 130-151
  1. Социально-педагогическая помощь семье ребенка с особенностями: практический опыт и проблемы работы. / Г.Н. Лептеева, С.М. Сюркина, Н.А. Лустенкова, Н.А. Шпакова. – Могилев, 2005 – 38 с.
  1. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: Пособие для педагогов дошк. учреждений.  Мн.: Университетское, 2000
  1. 2 Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477с.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2:

План работы

социального педагога

с родителями детей с ОПФР.

 

Содержание работы

Диагностическое направление :

1

Посещение семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии.

2

Анкета для родителей, с целью изучения особенностей  воспитания ребенка

в семье, его склонностей, интересов и эмоционального развития ребенка

 (Приложение № 4)

3

Тест «Принимаешь ли ты своего ребенка таким, какой он есть?»

4

Изучение социально-психологических проблем, влияющий на благополучие семьи ребёнка с ОПФР;

5

Диагностика по запросу родителей

6

Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А.Я. Варги и В.В.Столина

Коррекционно-развивающее направление:

1

Заседание родительского клуба «Тропинка» (Приложение № 3):

Заседание № 1

 Заседание №  2

Заседание №  3

Заседание №  4

Заседание №  5

2

«Здравствуй, наша школа» -  торжественная линейка с участием родителей (Приложение № 8).

3

Выставка детско-родительских работ «Творим вместе!

4

«Играем, веселимся с Дедушкой Морозам!» - совместный досуг (Приложение № 9)

5

Беседы с родителями о трудностях в воспитании особого ребенка.

Консультативное направление:

1

Консультация с участием юриста: «Правовые гарантии государства детям

с особенностями психофизического развития и их семьям» (Приложение № 5)

2

«Особенности развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью»

3

«Общение – как  важнейший компонент социальной реабилитации детей с ОПФР» (Приложение № 6)

4

«Коррекционно-развивающие игры в домашних условиях»

5

Консультации по запросу родителей

Информационно-просветительское направление:

1

Буклеты для родителей «Коррекционно–развивающие игры в домашних  условиях» (Приложение № 7)

2

Оформление папки-передвижки «Знай свои права!»

3

Памятки для родителей «Дети учатся жить у жизни» (Приложение № 10)

4

Оформление стенгазеты «Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями»

5

Выставка литературы для родителей на тему «Психолого-педагогические особенности детей с ОПФР»

Информация о работе Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития