Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3

ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.

Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5

Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7

ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.

2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17

2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21

2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24

Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota_Neli_Shpakovoy.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (констатирующий этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число  
ответов

1. Какие формы работы для вас наиболее приемлемы?

Индивидуальные

8

Групповые

2

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли  Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

2

Читаю иногда

4

Не читаю

4

3. Из каких источников вы получаете информацию по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии?

От специалистов ЦКРОиР

3

СМИ

1

Книги, журналы

3

От других родителей

3

4. В каких формах  Вы хотели бы получать информацию об особенностях своих детей?

На родительских собраниях

5

В индивидуальных беседах со специалистами

4

На занятиях, в игровой форме

1

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли  Вы участвовать в работе с  детьми Вашей группы?

Да

3

Нет

7


 

Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

На вопрос " Какие формы работы для вас наиболее приемлемы?" большинство родителей экспериментальной (90%) и контрольной (80%) групп ответили: "индивидуальные". Родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах развития, воспитания ребенка с особенностями в развитии. Этот факт подтверждают ответы на следующий вопрос: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?". Лишь 40% родителей экспериментальной группы и 30 % родителей контрольной группы обращаются за помощью к специалистам ЦКРОиР.

Подавляющее большинство родителей экспериментальной и контрольной групп занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с педагогами. Так, 80% родителей экспериментальной группы и 70% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми и педагогами, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ЦКРОиР.

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями экспериментальной группы:

•  Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка с ОПФР, объединить усилия для развития и воспитания детей.

•  Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

•  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

•  Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Решение этих задач связано с осознанием родителями своей важной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского - "обращение назад").

Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В понятие "педагогическая рефлексия" нами было включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.

Прежде чем мы приступили к работе, были коллегиально обсуждены, а затем приняты принципы взаимодействия с родителями:

    • Осознать, что только общими усилиями семьи и педагогами можно помочь ребенку с особенностями; с уважением и пониманием относиться к родителям.
    • Помнить о том, что любой ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
    • Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
    • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
    • Рассматривать воспитание и развитие детей с ОПФР не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей заболевания, возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
    • С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
    • Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
    • Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Авторитарные методы "воспитания" родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у педагога и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения педагогов с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.

Целью следующего этапа стало внедрение разнообразных форм работы с родителями в практику работы, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

2.2. Формирующий этап работы с  родителями по проведению нетрадиционных  форм взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения с  семьей

Второй, формирующий этап эксперимента проходил с августа 2007 г. по январь 2008г. Мы внедряли модель организации работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка с особенностями в развитии.

На данном этапе проведения педагогического эксперимента была разработана структурно-функциональная модель (Приложение № 1) организации работы социального педагога с семьей ребенка с ОПФР, которая состоит из четырех блоков:

    • Диагностическая работа.
    • Коррекционно-развивающая работа.
    • Консультативная работа.
    • Информационно-просветительская  работа.

          Согласно  этой модели мы составили план  работы по этим четырем направлениям (Приложение № 2).

В диагностическом блоке, исходя из недостаточной изученности проблем семьи, имеющей ребёнка с какими-либо особенностями, нами поставлена цель: исследовать особенности взаимоотношений родителей и детей, а также выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка.

Для осуществления этой цели мы изучили:

    • семьи, воспитывающие детей с ОПФР;
    • социально-психологические проблемы, влияющие на благополучие семьи ребёнка с ОПФР;
    • стили семейного воспитания ребёнка с ОПФР;
    • влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребёнка и его социализацию;
    • своеобразие взаимоотношений родителей и детей с особенностями психофизического развития.

Основными формами работы в этом блоке являлись: анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование, беседа, посещение на дому.

С первого дня знакомства с родителями экспериментальной группы мы напоминали: чтобы нашим детям помочь, необходим тесный контакт родителей с педагогами. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители (Приложение № 4).

Проанализировав эти анкеты, мы узнали о семье очень многое: об увлечениях и интересах ребенка, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием и какие трудности возникают, в какой помощи нуждаются родители.

Для изучения типов межличностных отношений родителей к детям использовались тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А.Я. Варги и В.В.Столина. Текст опросника состоял из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов. Перед заполнением теста-опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы.

Анализ полученных в исследовании результатов позволил нам выявить типы родительского отношения. Таким образом, наиболее выражена авторитарность родителей по отношению к детям (37,1 % случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21,1 % опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиотическим отношениям к ребенку. Чрезмерная гиперопека вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка.

Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку с особенностями в развитии позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль над поведением ребенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1 % детей второй группы. Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В межличностных отношениях заметно стремление инфантилизировать ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 18,7% родителей первой группы и 21,1 % - второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости, у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается усиление симбиотических отношений с ребенком (15,6%).

Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям в основном затрагивают связь «мать - ребенок», так как большинство опрошенных родителей почти все (за исключением четырех) были матери.

Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняется отношение родителей к таким детям. Родители, идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком.

Коррекционная работа была направлена на создание в семье оптимальных условий  для развития ребёнка, психолого-педагогическая поддержка родителей, гармонизация детско-родительских отношений. В данном блоке использовались такие формы работы как:

  • заседание родительского клуба с элементами терапии;
  • беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьёй;
  • проведение совместных вечеров и праздников родителей с детьми.

Мы вовлекали родителей в совместную подготовку праздников и участие в них. Родители помогали изготавливать костюмы и атрибуты. На новогодний вечер двое родителей охотно откликнулись на нашу просьбу сыграть сказочных персонажей. На мероприятии у всех было веселое праздничное настроение.

Нами было проведено пять заседаний родительского клуба «Тропинка». Родитель, вовлекаемый в игровые тренинги, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком, понимая, что он со своей проблемой не один. Многие в результате участия в заседаниях открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

Также на протяжении всего времени проводились беседы с родителями, с целью изучения проблем, которые испытывают семьи в воспитании и развитии своего ребенка. Зачастую родители ждали от нас психологической помощи. Мы давали им возможность выговориться, рассказать о трудностях.

Работая с семьями, у которых есть дети с ОПФР, не следует ждать быстрых результатов. Главное в работе с такой категорией родителей – это терпение. Спустя некоторое время мы заметили, что родители начали нам доверять.

Результатом необходимых коррекционных воздействий стало исправление ошибок, развития контроля у родителей за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешними проявлениями.

Консультационный блок представлен индивидуальными и групповыми формами работы с семьёй. Тематические консультации и консультации по запросу помогали родителям найти ответы на имеющиеся у них вопросы, получить систему рекомендаций.

Задачей информационно-просветительского блока являлась ознакомление родителей с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психологическими особенностями, с факторами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза, а также просветительская работа велась в зоне правовых гарантий детям с ОПФР и их семьям.

Информация о работе Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития