Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5
Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17
2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21
2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24
Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29
Таблица 2
Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (констатирующий этап работы с родителями)
Вопросы и варианты ответов |
Число |
1. Какие формы работы для вас наиболее приемлемы? | |
Индивидуальные |
8 |
Групповые |
2 |
Другие (назовите) |
0 |
2. Читаете ли Вы педагогическую литературу? | |
Читаю регулярно |
2 |
Читаю иногда |
4 |
Не читаю |
4 |
3. Из каких источников вы получаете информацию по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии? | |
От специалистов ЦКРОиР |
3 |
СМИ |
1 |
Книги, журналы |
3 |
От других родителей |
3 |
4. В каких формах
Вы хотели бы получать | |
На родительских собраниях |
5 |
В индивидуальных беседах со специалистами |
4 |
На занятиях, в игровой форме |
1 |
Другие (назовите) |
0 |
5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы? | |
Да |
3 |
Нет |
7 |
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:
На вопрос " Какие формы работы для вас наиболее приемлемы?" большинство родителей экспериментальной (90%) и контрольной (80%) групп ответили: "индивидуальные". Родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах развития, воспитания ребенка с особенностями в развитии. Этот факт подтверждают ответы на следующий вопрос: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?". Лишь 40% родителей экспериментальной группы и 30 % родителей контрольной группы обращаются за помощью к специалистам ЦКРОиР.
Подавляющее большинство родителей экспериментальной и контрольной групп занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с педагогами. Так, 80% родителей экспериментальной группы и 70% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми и педагогами, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ЦКРОиР.
По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями экспериментальной группы:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка с ОПФР, объединить усилия для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Решение этих задач связано с осознанием родителями своей важной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского - "обращение назад").
Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В понятие "педагогическая рефлексия" нами было включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.
Прежде чем мы приступили к работе, были коллегиально обсуждены, а затем приняты принципы взаимодействия с родителями:
Авторитарные методы "воспитания" родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у педагога и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения педагогов с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
Целью следующего этапа стало внедрение разнообразных форм работы с родителями в практику работы, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.
Второй, формирующий этап эксперимента проходил с августа 2007 г. по январь 2008г. Мы внедряли модель организации работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка с особенностями в развитии.
На данном этапе проведения педагогического эксперимента была разработана структурно-функциональная модель (Приложение № 1) организации работы социального педагога с семьей ребенка с ОПФР, которая состоит из четырех блоков:
Согласно
этой модели мы составили план
работы по этим четырем
В диагностическом блоке, исходя из недостаточной изученности проблем семьи, имеющей ребёнка с какими-либо особенностями, нами поставлена цель: исследовать особенности взаимоотношений родителей и детей, а также выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка.
Для осуществления этой цели мы изучили:
Основными формами работы в этом блоке являлись: анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование, беседа, посещение на дому.
С первого дня знакомства с родителями экспериментальной группы мы напоминали: чтобы нашим детям помочь, необходим тесный контакт родителей с педагогами. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители (Приложение № 4).
Проанализировав эти анкеты, мы узнали о семье очень многое: об увлечениях и интересах ребенка, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием и какие трудности возникают, в какой помощи нуждаются родители.
Для изучения типов межличностных отношений родителей к детям использовались тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А.Я. Варги и В.В.Столина. Текст опросника состоял из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов. Перед заполнением теста-опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы.
Анализ полученных в исследовании результатов позволил нам выявить типы родительского отношения. Таким образом, наиболее выражена авторитарность родителей по отношению к детям (37,1 % случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21,1 % опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиотическим отношениям к ребенку. Чрезмерная гиперопека вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка.
Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку с особенностями в развитии позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль над поведением ребенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1 % детей второй группы. Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В межличностных отношениях заметно стремление инфантилизировать ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 18,7% родителей первой группы и 21,1 % - второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости, у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается усиление симбиотических отношений с ребенком (15,6%).
Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям в основном затрагивают связь «мать - ребенок», так как большинство опрошенных родителей почти все (за исключением четырех) были матери.
Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняется отношение родителей к таким детям. Родители, идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком.
Коррекционная работа была направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребёнка, психолого-педагогическая поддержка родителей, гармонизация детско-родительских отношений. В данном блоке использовались такие формы работы как:
Мы вовлекали родителей в совместную подготовку праздников и участие в них. Родители помогали изготавливать костюмы и атрибуты. На новогодний вечер двое родителей охотно откликнулись на нашу просьбу сыграть сказочных персонажей. На мероприятии у всех было веселое праздничное настроение.
Нами было проведено пять заседаний родительского клуба «Тропинка». Родитель, вовлекаемый в игровые тренинги, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком, понимая, что он со своей проблемой не один. Многие в результате участия в заседаниях открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Также на протяжении всего времени проводились беседы с родителями, с целью изучения проблем, которые испытывают семьи в воспитании и развитии своего ребенка. Зачастую родители ждали от нас психологической помощи. Мы давали им возможность выговориться, рассказать о трудностях.
Работая с семьями, у которых есть дети с ОПФР, не следует ждать быстрых результатов. Главное в работе с такой категорией родителей – это терпение. Спустя некоторое время мы заметили, что родители начали нам доверять.
Результатом необходимых коррекционных воздействий стало исправление ошибок, развития контроля у родителей за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешними проявлениями.
Консультационный блок представлен индивидуальными и групповыми формами работы с семьёй. Тематические консультации и консультации по запросу помогали родителям найти ответы на имеющиеся у них вопросы, получить систему рекомендаций.
Задачей информационно-