Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5
Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17
2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21
2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24
Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29
______________________________
8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым? ____________________
______________________________
9. Как ребенок относится к детям? ______________________________
______________________________
10. Как ребенок относится к животным? ______________________________
______________________________
3. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы.
1. Посещал ли ребенок детский
сад, лицей, группы развития и
др.? Укажите с какого возраста
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
5. Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании,
в засыпании (спит ли днем), в умывании,
в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании
в туалете?______________________
5. Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)? _____________
______________________________
6. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (Единодушны, не всегда единодушны, нет) ____
______________________________
7. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье? (Поощрения, наказания, внушение, выговор, объяснение, рассуждения) _______________
______________________________
8. Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, никого)___________
______________________________
9. Помогает ли ребенок по дому?
______________________________
______________________________
10. Назовите любимые игры и
игрушки ребенка, любимые сказки
и книжки, любимую пищу__________________
11. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других? (Придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование, лепка, пение, танцы, сооружения из кубиков) _________
_ ______________________________
______________________________
12. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание) _________________
______________________________
13. Существует ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем); грызет ногти; сосет палец или другие? ____________________
______________________________
14. Является ли религия важной
частью семейных традиций? Какая
религия практикуется? ______________________________
Приложение № 5:
Консультация для родителей
Правовые гарантии государства детям
с особенностями психофизического развития
и их семьям.
Положение лиц с ограничениями, а также необходимые меры по углублению понимания проблемы инвалидности регулируются в Республике Беларусь Законами «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
В Законе «О социальной защите инвалидов» говорится, что инвалиды в РБ обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции РБ и иных актах законодательства.
Медицинское обслуживание людей с умственными ограничениями в РБ регулируются законами «О здравоохранении» и «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Они оба распространяются на всех граждан, с ограничениями и без, но второй охватывает только сферу психиатрии, в которую включается и помощь в коррекции расстройств, вызванных умственным ограничением. Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи включают неотложную помощь, консультации специалистов в поликлиниках и медицинских учреждениях, лечебные процедуры по назначению врача, лечение в стационарах.
Реабилитация. В соответствии со статьей Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» система образования отвечает за образование детей с «Недостатками умственного и психического развития». За исключением этой статьи, особые реабилитационные потребности людей с умственными ограничениями в национальном законодательстве не оговариваются.
Доступность. В Законе «О социальной защите инвалидов» потребности лиц с умственными ограничениями отдельно не оговариваются, кроме необходимости обучения их «легкому пониманию языка». Меры, принимаемые для обеспечения доступности объектов материального окружения, касаются, в основном, людей с физическими ограничениями.
Образование. Статья 3 Закона «Образовании» от 29 октября 1991 года уточняет, что право граждан на образование обеспечивается, в том числе, созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации для людей с ограничениями. С 1995 года в стране развивается интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития и в обычных школах и дошкольное воспитание в обычных детских садах. Президентская программа «Дети Беларуси» и ее подпрограмма «Дети-инвалиды», рассчитанная на 2001-2005 годы, предполагает дальнейшее развитие образования детей с разными степенями ограничения.
Занятость. Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» определяет, что «специальные меры по трудоустройству инвалидов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот нанимателям, создающим рабочие места (в том числе и специализированные) для использования труда инвалидов». Он также описывает порядок бронирования рабочих мест, декларирует предоставление налоговых льгот нанимателям, и самим людям с ограничениями в части преимущественного сохранения их рабочих мест при сокращении штатов, продолжительности отпуска, помощи в организации частного бизнеса.
Социальное обеспечение. Статья 37 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» ( 1224-Х11 от12.11.1991) гарантирует всем инвалидам, независимо от вида ограничения, социальную помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты).
В соответствии с Законом РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей», право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом имеют неработающие и не получающие пенсии мать, отец, опекун, попечитель, любое другое лицо, которое фактически осуществляет уход за ребенком. Это пособие назначается на каждого ребенка-инвалида до 18 лет на основании его инвалидного удостоверения с указанием степени утраты здоровья.
Семейная жизнь. Признание гражданина недееспособным влечет за собой запрет на его вступление в брак, так как, согласно Кодексу о браке и семье, заключение брака не допускается между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
Культура. Статья 35 Закона «О социальной защите людей с ограничениями» обязывает местные органы власти обеспечить людям с особенностями необходимые условия для свободного доступа и пользования культурно-зрелищными учреждениями (такими как театры, кинотеатры, музеи), обеспечив бесплатное или льготное пользование.
Отдых и спорт. Закон «О физической культуре и спорте» возлагает на местные органы власти ответственность за создание специальных физкультурно-оздоровительных центров, а также условия для доступа людей с ограничениями в спортивные центры общего пользования.
Приложение № 6:
Консультация для родителей:
Общение – как важнейший компонент
социальной реабилитации детей с ОПФР
Общение в жизни человека играет огромную роль. Благодаря общению человечество создает и передает от поколения к поколению общественный опыт, знание, культуру, традиции, нравы, обычаи. В общении раскрывается внутренний мир человека, его индивидуальные особенности, проявляется характер. В результате общения с другими людьми человек становится личностью.
В процессе общения у детей формируется активная речь, которая является основой их психического и личностного развития, основным средством общения. Дети учатся слушать и понимать поступающую к ним информацию и в соответствии с ней действовать. У них формируется коммуникативные и другие качества, необходимые для нормального вхождения в окружающий мир.
Нарушение речи у детей создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы. Пластичность коры головного мозга обуславливает развитие ребенка даже в тяжелых патологических условиях. Что же касается функциональных нарушений, то они обычно более легкие, по сравнению с органическими, и, при создании необходимых условий и специально организационного реакционного процесса, ребенок может преодолеть эти трудности.
Общаясь со взрослыми, дети учатся говорить и поступать, как надо: слушать и понимать другого, усваивать знание. От взрослого ребенок ждет оценки своих действий, либо новой информации, придерживаются определенных норм и правил.
Общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми.
Во-первых, оно эмоционально насыщено. Если со взрослыми ребенок разговаривает более или менее спокойно, то разговоры со сверстниками сопровождаются, как правило, смехом, резкими интонациями, неожиданными сочетаниями звуков: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга. Именно в таком общении у детей появляется творческое начало, фантазирование. Они выражают себя, управляют другими детьми, вступают в разнообразные отношения, т.е. взрослый и сверстник влияют на развитие разных сторон личности. Поэтому для нормального полноценного развития ребенка необходимо общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. Следовательно, организация общения наших детей со сверстниками объективно необходимо и, является важнейшей составляющей процесса их социальной реабилитации.
В жизни многих наших детей складывается ситуация, когда они, достигнув определенного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками.
Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общении детей и подростов, это:
- трудности, возникшие в связи с дефектами развитие ребенка (нарушения речи, задержка психического развития и др.)
- трудности, обусловленные индивидуальными особенностями (характер, темперамент и т.д.);
- трудности общения, порожденные
социальными факторами
Данные состояния приводят к барьерам общения.
Ребенок не понимает требований взрослого, потому что они для него непонятны. Ребенок иначе смотрит на определенные факты. Ребенок не воспринимает требований взрослого, так как для него они приобретают характер придирчивости. Требования даже благоприятные не воспринимаются т.к. они повторяются слишком часто. Требования непосильны для ребенка. Возникновение смыслового барьера зависит не только от внешних факторов, но и от темперамента и индивидуальных особенностей личности.
2. Барьер стыда - проявляется
чувство неловкости за себя. Дети,
имеющие тот или иной дефект,
постепенно начинают
3. Барьер страха. Дети очень чутко
реагируют на критику, это
вызывает у них чувство
4. Барьер страдания. Возникает, когда ребенок чувствует себя обделенным вниманием со стороны взрослых (дети могут уходить в себя, замыкаться, плакать, не подчиняться).
5. Барьер вины: ребенка постоянно
во всем обвиняют. Чувство вины
может возникнуть тогда, когда
ребенок становится менее
6. Барьер превосходства. Возникает, когда взрослые с чувством превосходства относятся к детям и навешивают им ярлыки. У многих детей это вызывает обиду и гнев.
Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой, как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы лучше себя чувствовать. Используя прием игры, родитель может организовать такие игры, в которых ребенок не будет чувствовать себя беспомощным. Участие в таких играх вместе с детьми поможет ребенку обрести уверенность в себе и завоевать авторитет в детском сообществе.