Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5
Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17
2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21
2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24
Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29
Приложение № 3:
Цикл
совместных занятий с элементами тренинга
«родитель-ребенок» родительского клуба «Тропинка»
Цель: Знакомство участников друг с другом, налаживание положительного настроя на последующие встречи.
Оборудование: клубок ниток
Разминка «Какая рука у соседа»
Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятая, неприятная и т.д.) Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.
Упражнение «Связующая нить»
Участники становятся в круг.
Ведущий, держа в руках клубок,
здоровается со всеми и
Упражнение «Знакомство»
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя родителей.
Упражнение «Игра без правил»
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты…» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым, возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок – родителю «обратную связь».
Рефлексия «Связующая нить»
Выполняется по аналогии с первым упражнением, только в данном случае участники по кругу:
- характеризуют настроение,
Домашнее задание
Ответьте, пожалуйста на вопросы:
Какой нелюбимый цвет и почему?
А злого попросил бы … Почему?
Цель: Осознание разницы между «миром ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации.
Оборудование: клубок ниток
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа. Важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Упражнение «Связующая нить»
Дети, передавая
клубок, говорят о том, что они
хотят. «Я хочу… чувствовать
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Обсуждение домашнего задания:
При обмене ответами на
Упражнение «Мы тебя любим»
Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим» Можно назвать ребенка каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко» и т.д.).
Упражнение «Игра без правил»
С помощью выражения «Я люблю, когда ты…» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера и т.д.).
Домашнее задание:
Родителям: «Что бы я сделала, если бы мне было всего пять лет?» «Что бы я сделала, если бы была немного чудаковатой?»
Отвечая на вопросы, постарайтесь не ограничивать себя, и пусть ответы будут неожиданными и свободными от стереотипов. Эти поступки не должны вредить другим, они призваны принести ощущение свободы, большого счастья.
Детям: нарисовать свою семью в виде животных.
Рефлексия «Связующая нить»
Цель: Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии.
Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят. «Я хочу чтобы все…».
Упражнение «Доброе животное»
Все участники становятся друг за другом, они «большое доброе животное». Ведущий просит совместно полетать, походить, попрыгать, подышать и т.д. После выполнения упражнения игроки проговаривают свои чувства.
Обсуждение домашнего задания и представление рисунков детей.
Упражнение «Найди свою пару»
Ведущий раздает карточки, на которых написаны названия животных (эти названия повторяются на двух карточках). Надпись должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные для этого животного звуки. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, проверяется, совпали ли «животные»
Упражнение «Игра без правил»
Участники высказывают пожелания: «А вот бы…» (стать невидимкой, найти волшебную палочку). Так между ребенком и родителем происходит обмен надеждами и опасениями.
Домашнее задание
Составлении списка своих прав. Таблица заполняется родителями и детьми.
Права родителей |
Права детей |
Рефлексия «Связующая нить»
Цель: Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение.
Упражнение «Связующая нить»
Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят. «Я мечтаю…»
Обсуждение домашнего задания
Упражнение «Путаница»
Выбирается ведущий. Остальные участники становятся в круг, протягивают друг другу руки, делая при этом несколько шагов вперед, и захватывают случайно попавшие руки. Ведущий «распутывает путаницу».
Упражнение «Цвет-предмет»
Участники становятся в круг. С помощью мяча ход переходит от одного участника к другому. Ведущий называет цвет и передает ход, бросая мяч; тот, у кого оказывается мяч, называет любой предмет того цвета и передает ход другому, задавая цвет.
Упражнение «Игра без правил»
Упражнение «Скульптор и глина»
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Ребенок «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора – сделать из «глины» прекрасную статую, «скульптор» сам решает, как будет выглядеть эта «статуя». После того, как работа закончится, все рассматривают «статуи», пытаясь угадать, что слепил «скульптор».
Упражнение «Общий рисунок»
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: «Несуществующее животное».
Рефлексия «Связующая нить»
Занятие № 5
Цель: Подведение итогов.
Оборудование: клубок ниток.
Упражнение «Связующая нить»
Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят. «Я желаю всем…»
Упражнение «Рисунок-подарок»
Каждый участник рисует какой-нибудь «подарок. После чего эти «подарки дарятся друг другу так, чтобы никто не остался с пустыми руками».
Упражнение «Общий рисунок»
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: «Несуществующее животное».
Подведение итогов:
Вопросы родителям:
Вопросы детям:
Анкета для родителей.
1. Фамилия, имя ребенка ______________________________
2. Дата рождения ______________________________
3. Ф.И.О. отца, профессия ______________________________
______________________________
4. Ф.И.О. матери, профессия ______________________________
______________________________
5. Домашний адрес, телефон ______________________________
______________________________
6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата?)________________
______________________________
7. Как протекали беременность
и роды?_______________________
______________________________
______________________________
8. Было ли что-то необычное
или проблематичное в раннем
развитии ребенка?_____________
9. Развитие ребенка идет
______________________________
10. Какие болезни перенес ребенок? ______________________________
______________________________
11. Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной (хронические заболевания, физические помехи, прошлые госпитализации)?
______________________________
12. Употребляет ли сейчас ребенок
какие-либо лекарства? Напишите и объясните, каково их назначение ______________________________
______________________________
13. Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты и пр.? __
______________________________
14. Состоял ли ребенок на
учете у психоневролога? Укажите
диагноз, время снятия с учета
______________________________
______________________________
______________________________
3. Как долго ребенок остается расстроенным? _________________________
______________________________
______________________________
4. Чего боится ребенок? ______________________________
______________________________
______________________________
5. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным ____________________
______________________________
______________________________
6. Быстро ли устает ребенок? ______________________________
______________________________
______________________________
7. На кого в семье похож характером ребенок? _________________________