Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:17, дипломная работа
Целью исследования - выявление особенностей современных постановок конкурсных программ в республике.
Задачи исследования
- Определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи.
- Выявить принципы организации социально- культурной деятельности, учитывающей досуговые интересы современной приднестровской семьи
- Проанализировать деятельность УК г. Тирасполя по организации семейного досуга.
- Рассмотреть конкурс как форму КДП и определить особенности постановки современных семейных конкурсных программ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.
1.1. Семья как объект социально-культурной деятельности…………..……9
1.2. Досуг в структуре жизнедеятельности современной семьи, сущность, содержание…………………………………………………………………….…15
1.3. Деятельность учреждений культуры г. Тирасполь по организации семейного досуга………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИКОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ.
2.1. Конкурс как форма культурно досуговых программ…………………….25
2.2. Конструирование конкурсных программ…………………………………30
2.3. Конкурсная программа как вид семейного досуга. ...……………………35
ГЛАВА3: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНКУРСА МОЛОДЫХ СУПРУЖЕСКИХ ПАР "СУПЕРПАРА 2009".
3.1. Характеристика конкурса "Суперпара 2009"……………………………..37
3.2. Организационно-подготовительная работа……………………………….39
3.3. Технологии подготовки и проведения Конкурса молодых супружеских пар "Суперпара 2009"…………………………………………………….……...44
3.4. Особенности работы с семейными парами……………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………...51
И с этой точки зрения особого внимания требуют молодые семьи, так как именно они во многом определяют будущее общества. В молодых семьях начинается воспитание детей, закладываются основы сознания, поведения, отношения к тем или иным сторонам жизни у подрастающего поколения. Молодая семья (семья первых 3-х лет после заключения брака) – всегда была и остаётся одной из самых незащищённых групп населения.
Известно, что определенная нестабильность, социально-экономический кризис, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений (причем, это характерно для любого государства) приводит к тому, что наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3 - 5 лет.1 Так, в последние годы, в связи с наблюдающимися кризисными процессами в Приднестровье, заметен спад регистрирующихся браков так в 2000 г. -3831,а в 2008г. -3685.[28]
Это связано еще и с тем, что период становления молодой семьи выявляет и определяет основные трудности и проблемы, т.к. одновременно с формированием семьи у молодых людей происходит профессиональное образование и самоутверждение.
Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.
Именно в это время молодая семья нуждается в определённой поддержке «из вне» и, тем самым, становится объектом социальной работы.2
Государственная семейная политика направлена на сохранение и стабилизацию семьи как социального института, предназначенного выполнять репродуктивную, воспитательную и другие свойственные ей функции. Взаимодействие молодых семей и государства должно строиться на основе принципа партнерских взаимоотношений. С одной стороны, этим обеспечивается соблюдение государством всего комплекса прав семьи, а с другой - ответственность семьи, как социального института перед обществом и государством за выполнение своих социобиологических функций.
С целью создания
благоприятных условий для
Провозглашение года семьи в Приднестровье действительно актуально и востребовано. Для создания комплекса мер в поддержку института семьи Президент поручил подготовить:
- концепцию реформирования экономической и социальной политики в интересах семьи;
- программу совершенствования
нормативной правовой базы в
области государственной
- программу социализации
детей и молодежи, программу воспитательной,
культурно-массовой и
- программу мероприятий
по профилактике девиантного
поведения в неблагополучных
семьях, предотвращению насилия
в семье, обеспечению
- программу комплексных
мер социальной поддержки
- Приднестровскому
- обеспечить пропаганду
семейных ценностей,
Однако пока не будет решен главный вопрос – повышения уровня жизни приднестровцев, все, выше изложенные, программы не достигнут своей цели. Проблемы досуга, физкультуры и спорта, девиантного поведения и социальных программ ничего не стоят перед главной проблемой – бегства на заработки всего способного на это населения. В этом - самая главная угроза традиционной семье. Превратившись в трудовых кочевников, члены некогда единых и неразделимых семей, утрачивают столь важные связи, теряют любовь и надежду на будущее.
Всё возрастающая потребность в укреплении семьи, как одной из высших моральных ценностей общества, наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами органически связана с решением задач социального воспитания. В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной семейной атмосферы, прогрессирование рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность. В основе организации и оптимизации среды семейного досуга главное место занимает социально-культурная деятельность, так как ее приоритетами является развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности. Прежде всего, это выражается в активизации занятиями проблемами семьи и семейного воспитания.
Социально-культурная деятельность, является составной частью государственной и общественной политики, с её помощью осуществляется регулирование сферы культурной деятельности и оптимизация общего социального уровня.
Для улучшения социально- культурного уровня семьи важно концептуально разработать и использовать универсальную систему взаимодействия специалиста социально-культурной деятельности и семьи, влияющей на повышение ее культурного уровня. Для этого необходимо разработать психолого-педагогическую методику социально-культурной деятельности, отражающей изменения социальных и духовных запросов общества, и учитывающей содержательные особенности сферы культуры. Разработать систему по оптимизации социально-культурного уровня семьи, которая в синтезе с семейным социальным воспитанием должна объединить многие теоретические и практические разработки, увеличив возможности специалиста социально-культурной деятельности и укрепив его роль в современном обществе.
В русском языке слово « досуг» появилось в15 веке, произошло от глагола «досягать», буквально означало время, когда можно что-то достичь.
Свободным временем (досугом) человека считают часть внерабочего времени, остающуюся после вычета непреложных затрат, то есть того времени, которое идет на домашний труд и иные нужды, удовлетворение физиологических потребностей (сон, личная гигиена, прием пищи), на дорогу к месту работы и т.п.
Использование свободного времени зависит от уровня развития человека, от его культуры, его целей, потребностей - от всей картины его личности. Чем личность богаче, тем значительнее и дальше её цели, тем шире её перспективы; чем более широкими перспективами она живёт - не узко личными, а интересами окружающих её людей, чем выше ее образованность и чем шире её потребности - тем содержательнее использует она свободное время.
Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и интересов, а также в умении организовать совместный досуг.
Семейный досуг
имеет самостоятельную
Характер организации семейного досуга является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия социально - культурных учреждения с семьей.
Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:
- это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;
- выполняет
специфическую роль, которая направлена
на поддержание семьи как
- препятствует
проникновению в нее таких
враждебных разрушительных сил,
- оказывает
развивающее воздействие на
- сплачивает
общностью интересов,
- является действенным
средством семейного воспитания
Таким образом,
семейный досуг – социо-культурный и педагогический
феномен, связанный с обучением и воспитанием
личности, имеющий ярко выраженные физиологические,
психологические, социальные аспекты.
Досуг в семье - это
вид развивающей деятельности, представляющий
возможности для активного
Уровень организации
семейной досуговой
1. Наличие опыта самореализации
в семейной досуговой
2. Отношение к организации
досуговой деятельности (пассивное,
активное, творческое) зависит от
личностной позиции каждого
3. Ценностно-ориентационное
единство семьи
Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности, предстают в новом свете, перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей»3
Автором выделяются особо значимые для досуговой деятельности ценности семьи, к которым относятся такие понятия, как нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность.
Где нравственность
– это отношения внутри
и вне коллектива, построенные
на отношениях, нормах и ценностях
общечеловеческой морали.
Открытость
семьи - добрые отношения с
родственниками, с соседями, с друзьями
и знакомыми, с различными
Понятие коллективизма
включает в себя постоянную
заботу членов семьи об его
успехах, стремление
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность, т.е. хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов семьи, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в семье благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Оценка организации семейного досуга позволила выделить следующие уровни:
Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением проявить результаты своей деятельности. Наличие знаний о формах и методах, деятельности .
Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью внутрисемейных отношений, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.
Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), и ориентирован на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, на недостаточном уровне умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.
Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ (просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей). Наличие конфликтности, атмосферы отчуждения в семье, низкого уровня сознания важности семейного досуга, приводит, к его раздельному проведению.