Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:17, дипломная работа
Целью исследования - выявление особенностей современных постановок конкурсных программ в республике.
Задачи исследования
- Определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи.
- Выявить принципы организации социально- культурной деятельности, учитывающей досуговые интересы современной приднестровской семьи
- Проанализировать деятельность УК г. Тирасполя по организации семейного досуга.
- Рассмотреть конкурс как форму КДП и определить особенности постановки современных семейных конкурсных программ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.
1.1. Семья как объект социально-культурной деятельности…………..……9
1.2. Досуг в структуре жизнедеятельности современной семьи, сущность, содержание…………………………………………………………………….…15
1.3. Деятельность учреждений культуры г. Тирасполь по организации семейного досуга………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИКОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ.
2.1. Конкурс как форма культурно досуговых программ…………………….25
2.2. Конструирование конкурсных программ…………………………………30
2.3. Конкурсная программа как вид семейного досуга. ...……………………35
ГЛАВА3: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНКУРСА МОЛОДЫХ СУПРУЖЕСКИХ ПАР "СУПЕРПАРА 2009".
3.1. Характеристика конкурса "Суперпара 2009"……………………………..37
3.2. Организационно-подготовительная работа……………………………….39
3.3. Технологии подготовки и проведения Конкурса молодых супружеских пар "Суперпара 2009"…………………………………………………….……...44
3.4. Особенности работы с семейными парами……………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………...51
Творческий метод иллюстрирование применялся в конкурсе - «Визитные карточки» участников – видео ролики, рассказывающие о каждой семье, сделали художественную ткань программы документально-зрелищной. Конкурсная программа – документальное представление, поэтому применение театрализации было возможно лишь на уровне привлечения выразительных средств в создании пролога, а также для более эмоционального воздействия конкурсов в самой программе (творческое задание, социальная реклама, «театр теней»). Сценография программы решена, следуя принципу минимализма, традиционному в КДП, продиктована формой программы, размером сцены с учетом ее трансформации к условиям конкурса. В создании художественного образа программы иносказательным выразительным средством являлся символ, заявленный в художественном оформлении – эмблеме и раскрытый всем ходом программы (Приложение № 8).
Успеху подготовительного
периода способствовал в
Подготовка конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009» осуществлялась в несколько этапов.
Принимая во внимание то что, участники конкурсной программы -семейные пары - непрофессиональные исполнители, их подготовку курировали постановщики и представители оргкомитета конкурса.
Автор данной квалифицированной работы являлся линейный режиссером программы и готовил к участию в конкурсе супружескую пару Винокуровых. Как было отмечено ранее, пара не являлась профессиональными исполнителями, что предполагало тщательную предварительную подготовку.
Первая
встреча с парой включала в
себя знакомство и беседу, в
ходе которой были определены
творческие приоритеты и
Выбор формы и жанра содержания конкурсов определяли интересы и способности семейной пары. Важным условием при этом являлось сохранение атмосферы семьи, ее стиля в каждом конкурсе, что сделает ее отличной от других пар.
Первый конкурс « Визитная карточка» - определил сюжетный ход представления семьи, - «полет на самолете по семейной жизни» супругов. В его основу легла детская мечта главы семьи – конструирование самолетов. Он воплотит ее в жизнь, став руководителем авиамодельного кружка. Музыкальным решением номера послужила мелодия песни «Первым делом самолеты». Необходимо заметить, что сюжетный ход, раскрывавший образ семьи присутствовал на протяжении всей программы лишь у данной пары, что придало им особую выразительность и выгодно отличало от других участвующих пар. Даже в кулинарном конкурсе предложенное блюдо было предложено в виде самолета.
Следующий этап - творческий конкурс, в основой его создания послужила идея инсценировки эпизода из фильма « Свадьба в Малиновке». Номер поставлен в пародийном жанре. Исходя из творческих способностей супругов, их харизмы роли были распределены не по половому признаку, а с точностью на оборот. Евгений и Евгения отлично справились с этой задачей. Данный номер был самым ярким и зрелищным во всей конкурсной программе и имел огромный успех у публики и жюри. Следующим этапом выступала подготовка к конкурсу социальной рекламы, тема пары « Чужих детей не бывает» была раскрыта посредством метода литературного монтажа. Групповое согласие, возникающее в процессе взаимодействия людей путем принятия позиции и ролей друг друга, есть проявление ценностнно - ориентационного единства и нормализации семейного климата. Постановка номеров конкурсных заданий осуществлялась при помощи метода иллюстрирования – «Визитная карточка», кулинарный конкурс и метода театрализации – «Творческий конкурс», конкурс социальной рекламы. Большая работа проделана автором по организации «группы болельщиков» (родных, друзей) пары в период конкурсных испытаний. Их поддержка проявлялась в виде: запуска бумажных самолетиков, (визитная карточка), ободряющих возгласов, приветствования разноцветными воздушными шарами.
Выступление пары в конкурсной программе удалось сделать композиционно завершенным, связанным единым сюжетным ходом, зрелищным. Семья Винокуровых была отмечена в номинации «Самая веселая пара » и получила «Приз зрительских симпатий», покорив зрителей и жюри своим обаянием и сплоченностью. Это по-настоящему веселый союз. Успеху программы способствовало применение режиссерских технологий с учетом специфики постановки семейных конкурсных программ и особенностей работы с семейными парами. В подтверждение этому служит творческий конкурс, конкурс социальной рекламы и др., которые можно просмотреть на DVD диске приложенного в качестве дополнительного материала к квалифицированной работе.
Автору совместно с парой удалось, раскрыв образ данной идеальной семьи, решить сверхзадачу программы - позиционирование в обществе института семьи и брака – опору, как каждого человека, так и государства в целом.
В результате
работы, были рассмотрены: специфика
досуговых интересов и
В ходе теоретического и практического исследования, автором сделаны выводы, определяющие особенности постановки семейных конкурсных программ:
1. При разработке
идейно-тематического замысла с
2. Определение сверхзадачи позволяющей соединить в себе следующие цели:
- воспитательно-просветительную
- зрелищно – развлекательную.
3. При постановке конкурсных заданий следует добиваться создания атмосферы «микроклимата семьи».
4. При отборе
режиссерских выразительных
- сценографические выразительные средства и
- приобретение участниками навыков актерской техники.
Профессиональное применение режиссерских технологий с учетом данных специфических особенностей не только обеспечивает качественный уровень программ, делая их зрелищней и интересней, но и способствует проявлению ценностнно - ориентационного единства, нормализации семейного климата и как следствие повышение досугового уровня семьи.
Таким образом, проведенное исследование на примере конкурса «Суперпара» подтвердило значимость семейного досуга в повышении досугового уровня семьи, как и в позиционировании института семьи и брака.
Крепкая семья – залог благополучия общества, поэтому культурное обслуживание семей должно стать приоритетным в деятельности учреждений культуры. Обязательным условием для успешного развития учреждений культуры и востребованности их досуговых проектов в обществе является:
- определение содержания досуговых интересов современной семьи;
- актуализация ценностей семейного досуга (семейное творчество, сплоченность, любовь, ответственность и т.д.);
- применение
режиссерских технологий в
- для
достижения наибольшего
- современный, творческий подход в применении выразительных средств и методов.
Применение вышеперечисленных особенностей позволило сделать программу «Суперпара-2009» не только более яркой, зрелищной, эмоциональной, но и улучшив качество конкурса, подняло его на более высокий уровень. По итогам деятельности Учреждений Культуры города за 2009г. Конкурс молодых супружеских пар «Суперпара» признан лучшей культурно-досуговой программой.
Новое содержание традиционных
Подводя итог, следует сказать, что для позиционирования института семьи в республике необходимо:
- в первую очередь изменить систему приоритетов средств массовой информации, направив их на семейные и гуманистические ценности;
- сохранить и развивать семейные традиции в культурно-досуговых учреждениях, как необходимые условия развития семейного досуга. В том числе, организовав постоянно действующие мероприятия для школьников и студентов, сформировать у них индивидуальные мировоззренческие семейные установки;
- учреждениям культуры организовывать семейный досуг, на основе изучения досуговых интересов современной семьи, в зависимости от типа семьи, ее уровня потребления и создания духовных ценностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Специальная литература:
3. Балабанов Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика,1997. –122 с.
4. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 1986. – 164 с.
5. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство
культурно-просветительной работы. – М.: Просвещение, 1989. – 142 с.
6. Болотова М. И. «Как определить характер и уровень досуга?»
7. Валькенштейн В.М. Драматургия. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1969.
8. Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений. – М.: Просвещение,1984. – 165 с.
9. Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. «Социология» 2000г.
10. Воловик А. Ф., Воловик В. А., педагогика досуга: Учебник-М: Флинта:
Московский, психолого-социальный институт, 1998г.
11. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Учебное пособие.
12. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов институтов культуры. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
13. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и
представления. Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1985-180
14. Гольцов Г.Г. Основы хозяйствования и финансирования учреждений
культуры. – Орел.1998.-146 с.
15. Гольцов Г.Г. Проектирование социально-культурной деятельности. –
Орел, 1998.-68 с.
16. Гольцов Г.Г. Экономика СКС: Учебное пособие. – Орёл: ОГИИК, 2001.
17. Гольцов Г.Г., Ковальчук А.С. Культура предпринимательства. – Орел,
1996.-110
18. Гончалова Н.М. Режиссерские уроки Станиславского.
– М.:1950.- 19с.
19. Культурно-досуговая деятельность: Учебник./ под ред. А.Д.Жаркова, В.М.Чижикова. – М.: МГУК,1998.-461 с.
20.«Клубоведение»
Москва «Просвещение» 1980г. п.
Иконниковой и члена корреспондента АПНССР, профессора Чепелева В. И,
21. Куликова Т. А. , «Семейная педагогика и домашнее воспитание» 1999г.
22. Массовые праздники и зрелища./ Сост. Б. Н. Глан. – М.: Просвещение,1961.-120 с.
23. Новаторов Р.Б. Маркетинг культурных услуг. – Омск, 1992.-190с.
24. Новаторов Р. Б. Культурно – досуговая деятельность. Словарь- справочник. Омск: АГИК, 1992.-182с.
25.Ожегов С. И. журнал «Праздник» №5/2006г.
26. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. – М.: Просвещение,1970.
27.Ратнер Л.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. – М.: Высшая
школа, 1979. – 182 с.
28.Стулов В. П. «Проблемы семьи, общества, государства или какая нам
нужна семейная политика» ГУИПП Бендерская типография «Полиграфист»