Особенности постановки семейных конкурсных программ (на примере конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования - выявление особенностей современных постановок конкурсных программ в республике.
Задачи исследования
- Определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи.
- Выявить принципы организации социально- культурной деятельности, учитывающей досуговые интересы современной приднестровской семьи
- Проанализировать деятельность УК г. Тирасполя по организации семейного досуга.
- Рассмотреть конкурс как форму КДП и определить особенности постановки современных семейных конкурсных программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.
1.1. Семья как объект социально-культурной деятельности…………..……9
1.2. Досуг в структуре жизнедеятельности современной семьи, сущность, содержание…………………………………………………………………….…15
1.3. Деятельность учреждений культуры г. Тирасполь по организации семейного досуга………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИКОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ.
2.1. Конкурс как форма культурно досуговых программ…………………….25
2.2. Конструирование конкурсных программ…………………………………30
2.3. Конкурсная программа как вид семейного досуга. ...……………………35
ГЛАВА3: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНКУРСА МОЛОДЫХ СУПРУЖЕСКИХ ПАР "СУПЕРПАРА 2009".
3.1. Характеристика конкурса "Суперпара 2009"……………………………..37
3.2. Организационно-подготовительная работа……………………………….39
3.3. Технологии подготовки и проведения Конкурса молодых супружеских пар "Суперпара 2009"…………………………………………………….……...44
3.4. Особенности работы с семейными парами……………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности постановки семейных конкурсных программ..doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Творческий метод иллюстрирование  применялся в конкурсе - «Визитные карточки» участников – видео ролики, рассказывающие о каждой семье, сделали художественную ткань программы документально-зрелищной. Конкурсная программа – документальное представление, поэтому применение театрализации было возможно лишь на уровне привлечения выразительных средств в создании пролога, а также для более эмоционального воздействия конкурсов в самой программе (творческое задание, социальная реклама, «театр теней»).  Сценография программы решена, следуя принципу минимализма, традиционному в КДП, продиктована формой программы, размером сцены с учетом ее трансформации к условиям конкурса. В создании художественного образа программы иносказательным выразительным средством являлся символ, заявленный  в художественном оформлении – эмблеме и раскрытый всем ходом программы (Приложение № 8).

 Успеху подготовительного  периода способствовал  в известной  степени и подробно составленный  монтажный лист. Монтажный лист  – графическое изложение режиссерского замысла. В нем точно расписываются все компоненты каждого конкурса, номера,  средства его обеспечения, задания всем службам. Монтажный лист прилагается (Приложение №  5).      

3.4. Особенности  работы с семейными парами.

Подготовка  конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»  осуществлялась в несколько этапов.

Принимая во внимание то что, участники конкурсной программы -семейные пары - непрофессиональные исполнители, их подготовку  курировали постановщики и представители оргкомитета конкурса.

Автор данной квалифицированной  работы являлся линейный режиссером программы и готовил к участию  в конкурсе  супружескую  пару Винокуровых. Как было отмечено ранее, пара не являлась профессиональными исполнителями, что предполагало тщательную предварительную подготовку.

   Первая  встреча с парой включала в  себя знакомство и беседу, в  ходе которой были определены  творческие приоритеты и увлечения  семьи. В   соответствии с  уровнем досуговой активности  пары и наличие в ней лидера,  определился, вектор влияния и на пару, в развитии ее сценического действия необходимого для   реализации поставленной задачи. А, именно, в создании идеальной образа семьи, раскрыв ее с лучшей стороны.  Дальнейшая работа строилась в соответствии с репетиционным планом, составленным автором совместно с супружеской парой Винокуровых и определяющим последовательность подготовки к конкурсным испытаниям. Задача постановщика не сделать из них артистов, а с помощью режиссерских технологий представить пару  наиболее выигрышно. В репетиционной работе с парой тщательно отрабатывается текстовый материал, внешний рисунок действия. Необходимым условием для всех участников является яркая, точная подача текста, выразительность жестов, умение двигаться на сценической площадке. Поэтому на протяжении всего периода подготовки программы пара  проходила тренинг обучение работы с микрофоном, преодоления сценического зажима, готовности к импровизации.

Выбор формы и жанра содержания конкурсов  определяли интересы и способности семейной пары. Важным условием при этом являлось сохранение атмосферы семьи, ее стиля  в каждом конкурсе, что  сделает ее отличной от других пар.

Первый  конкурс « Визитная карточка» - определил сюжетный ход представления семьи, - «полет на самолете по семейной жизни» супругов. В его основу легла  детская мечта главы семьи – конструирование самолетов. Он воплотит ее в жизнь, став руководителем авиамодельного кружка. Музыкальным решением номера послужила мелодия песни «Первым делом самолеты». Необходимо заметить, что сюжетный ход, раскрывавший  образ семьи   присутствовал на протяжении всей программы лишь у данной пары, что придало им особую выразительность и выгодно отличало от других участвующих пар. Даже в кулинарном конкурсе предложенное блюдо было предложено в виде самолета.

Следующий этап - творческий конкурс, в основой его создания послужила идея инсценировки эпизода из фильма « Свадьба в Малиновке». Номер  поставлен в пародийном жанре. Исходя из творческих способностей супругов, их харизмы роли были распределены не по половому признаку, а с точностью на оборот. Евгений и Евгения отлично справились с этой задачей. Данный номер был самым ярким и зрелищным во всей конкурсной программе и имел огромный успех у публики и жюри. Следующим этапом выступала подготовка к конкурсу социальной рекламы, тема пары  « Чужих детей не бывает» была раскрыта  посредством  метода литературного монтажа. Групповое согласие, возникающее в процессе взаимодействия людей путем принятия позиции и ролей друг друга, есть проявление ценностнно - ориентационного единства и нормализации семейного климата. Постановка номеров конкурсных заданий осуществлялась при помощи метода иллюстрирования – «Визитная карточка», кулинарный конкурс и метода театрализации – «Творческий конкурс», конкурс социальной рекламы. Большая работа проделана  автором по организации «группы болельщиков» (родных, друзей) пары в период конкурсных испытаний. Их поддержка проявлялась в виде: запуска бумажных  самолетиков, (визитная карточка), ободряющих возгласов, приветствования разноцветными воздушными  шарами.

    Выступление  пары в конкурсной программе  удалось сделать композиционно завершенным, связанным единым сюжетным ходом, зрелищным. Семья Винокуровых была отмечена в номинации «Самая веселая пара » и получила «Приз зрительских симпатий», покорив зрителей и жюри своим обаянием и сплоченностью. Это по-настоящему веселый союз.        Успеху программы способствовало применение режиссерских технологий с учетом специфики постановки семейных конкурсных программ и  особенностей работы с семейными парами. В подтверждение этому служит творческий конкурс, конкурс социальной рекламы и др., которые можно просмотреть на DVD диске приложенного в качестве дополнительного материала к квалифицированной работе.

Автору совместно  с парой удалось, раскрыв  образ  данной идеальной семьи, решить  сверхзадачу   программы - позиционирование в обществе института семьи и брака – опору, как каждого человека,  так и государства в целом. 

 

                                          

 

 

 

 

                                               Заключение.

 

 В результате  работы, были рассмотрены: специфика  досуговых интересов и принципы  организации социально – культурной  деятельности современной семьи.  Изучен конкурс, как форма культурно  – досуговых программ,  проанализированы  этапы его подготовки и  выделены особенности постановки  семейных конкурсных программ.

В ходе теоретического и практического исследования, автором  сделаны выводы, определяющие особенности постановки семейных конкурсных программ:

1. При разработке  идейно-тематического замысла сценария считать приоритетным позиционирование семейных  ценностей и традиций.

2. Определение  сверхзадачи позволяющей соединить в себе следующие цели:

- воспитательно-просветительную

- зрелищно –  развлекательную.

3. При постановке  конкурсных заданий следует добиваться создания атмосферы «микроклимата семьи».

4. При отборе  режиссерских выразительных средств  необходимо учитывать особенности  работы, с непрофессиональными исполнителями, делая при этом акцент на:

- сценографические  выразительные средства и

- приобретение участниками навыков актерской техники.

Профессиональное  применение режиссерских технологий с  учетом данных специфических особенностей не только обеспечивает качественный уровень программ, делая их зрелищней  и интересней, но и способствует проявлению ценностнно - ориентационного единства, нормализации семейного климата и как следствие повышение досугового уровня семьи.

Таким образом, проведенное исследование на примере  конкурса  «Суперпара» подтвердило  значимость  семейного досуга в повышении досугового уровня семьи, как и в позиционировании института семьи и брака.

Крепкая семья  – залог  благополучия общества, поэтому культурное обслуживание семей  должно  стать приоритетным в  деятельности учреждений культуры.  Обязательным условием  для успешного развития учреждений культуры и востребованности их досуговых проектов в обществе является:

- определение содержания досуговых интересов современной семьи;

- актуализация ценностей семейного досуга (семейное творчество, сплоченность,    любовь, ответственность и т.д.);

- применение  режиссерских технологий в постановке  семейных программ с учетом  типов семей, особенностей, талантов  и способностей всех участников;

- для  достижения наибольшего психолого-педагогического  эффекта использовать приемы  активизации  зрительской аудитории;

- современный,  творческий  подход в  применении   выразительных средств и методов.

 Применение вышеперечисленных особенностей позволило сделать программу «Суперпара-2009» не только более яркой, зрелищной, эмоциональной, но и улучшив качество конкурса, подняло его на более высокий уровень. По итогам деятельности Учреждений Культуры города за 2009г. Конкурс молодых супружеских пар «Суперпара» признан лучшей культурно-досуговой программой.

      Новое содержание традиционных форм и методов культурной деятельности, ориентированное на становление благоприятного психологического климата, является фактором семейной интеграции и позитивного изменения реальности, содействует социальной адаптации семьи, становится основой развития ее социально культурной  активности, что, в конечном итоге,  способствует повышению статуса института семьи в современном приднестровском обществе.

    Подводя  итог, следует сказать, что для позиционирования института семьи в республике необходимо:

- в первую очередь изменить систему приоритетов средств массовой информации, направив их на семейные и гуманистические ценности; 

- сохранить и развивать семейные традиции в культурно-досуговых учреждениях, как необходимые условия развития семейного досуга. В том числе, организовав постоянно действующие мероприятия для школьников и студентов, сформировать у них индивидуальные мировоззренческие семейные установки;

- учреждениям  культуры организовывать  семейный досуг, на основе изучения досуговых интересов современной семьи, в зависимости от типа семьи, ее уровня потребления и создания духовных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Специальная литература:

  1. Аксенов В.С., Наумов А.П. Технические средства в культурно просветительной работе. – М.: Просвещение, 1988. – 120.
  2. Антонов А. И., Метков В. М. «Социология» Москва 1997г.

3. Балабанов Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика,1997. –122 с.

4. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 1986. – 164 с.

5. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство

культурно-просветительной  работы. – М.: Просвещение, 1989. – 142 с.

6. Болотова М.  И. «Как определить характер и уровень досуга?»

7. Валькенштейн В.М. Драматургия. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1969.

8. Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений. – М.: Просвещение,1984. – 165 с.

9. Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко  В. Н., Попов А. В. «Социология» 2000г.

10. Воловик А. Ф., Воловик В. А., педагогика досуга: Учебник-М: Флинта:

Московский, психолого-социальный институт, 1998г.

11. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Учебное пособие.

12. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов институтов культуры. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.

13. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и

представления. Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1985-180

14. Гольцов Г.Г. Основы хозяйствования и финансирования учреждений

культуры. –  Орел.1998.-146 с.

15. Гольцов Г.Г. Проектирование социально-культурной деятельности. –

Орел, 1998.-68 с.

16. Гольцов Г.Г. Экономика СКС: Учебное пособие. – Орёл: ОГИИК, 2001.

17. Гольцов Г.Г., Ковальчук А.С. Культура предпринимательства. – Орел,

1996.-110  
18. Гончалова Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. – М.:1950.- 19с.

19. Культурно-досуговая деятельность: Учебник./ под ред. А.Д.Жаркова, В.М.Чижикова. – М.: МГУК,1998.-461 с.

20.«Клубоведение»  Москва «Просвещение» 1980г. п./р.  профессора

Иконниковой и  члена корреспондента АПНССР, профессора Чепелева В. И,

21. Куликова Т. А. , «Семейная педагогика и домашнее воспитание» 1999г.

22. Массовые праздники и зрелища./ Сост. Б. Н. Глан. – М.: Просвещение,1961.-120 с.

23. Новаторов Р.Б. Маркетинг культурных услуг. – Омск, 1992.-190с.

24. Новаторов Р. Б. Культурно – досуговая деятельность. Словарь- справочник. Омск: АГИК, 1992.-182с.

25.Ожегов С.  И. журнал «Праздник» №5/2006г.

26. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. – М.: Просвещение,1970.

27.Ратнер Л.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. – М.: Высшая

школа, 1979. – 182 с.

28.Стулов В.  П. «Проблемы семьи, общества, государства или какая нам

нужна семейная политика» ГУИПП Бендерская типография «Полиграфист»

Информация о работе Особенности постановки семейных конкурсных программ (на примере конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»)