Особенности постановки семейных конкурсных программ (на примере конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования - выявление особенностей современных постановок конкурсных программ в республике.
Задачи исследования
- Определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи.
- Выявить принципы организации социально- культурной деятельности, учитывающей досуговые интересы современной приднестровской семьи
- Проанализировать деятельность УК г. Тирасполя по организации семейного досуга.
- Рассмотреть конкурс как форму КДП и определить особенности постановки современных семейных конкурсных программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.
1.1. Семья как объект социально-культурной деятельности…………..……9
1.2. Досуг в структуре жизнедеятельности современной семьи, сущность, содержание…………………………………………………………………….…15
1.3. Деятельность учреждений культуры г. Тирасполь по организации семейного досуга………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИКОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ.
2.1. Конкурс как форма культурно досуговых программ…………………….25
2.2. Конструирование конкурсных программ…………………………………30
2.3. Конкурсная программа как вид семейного досуга. ...……………………35
ГЛАВА3: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНКУРСА МОЛОДЫХ СУПРУЖЕСКИХ ПАР "СУПЕРПАРА 2009".
3.1. Характеристика конкурса "Суперпара 2009"……………………………..37
3.2. Организационно-подготовительная работа……………………………….39
3.3. Технологии подготовки и проведения Конкурса молодых супружеских пар "Суперпара 2009"…………………………………………………….……...44
3.4. Особенности работы с семейными парами……………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности постановки семейных конкурсных программ..doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

      Задача режиссера многогранно раскрыть каждую семью с лучшей, наиболее  выигрышной стороны сохранив ее  индивидуальную атмосферу.             При конструировании конкурсной программы необходимо

    - дифференцированный подход с учетом возрастных, физических, психологических особенностей, талантов и способностей семейных пар;

   - наличие разнообразных конкурсных заданий  для всех участников (при  равных условиях: количества участников, содержания заданий и т.п.). Наличие связного сюжета, в свою очередь требует правильный подбор конкурсов.

Программа объединяет несколько поколений (дедушки, родители, дети), а также друзей и знакомых семей, являвшихся не просто зрителями,  а активными участниками. В связи с этим целесообразно организовывать  группы поддержки ( речевки плакаты ), конкурс болельщиков и т.п.

 Чтобы  быть интересной программа должна  быть зрелищной. Это возможно  благодаря трансформации сценической  площадки с помощью различных  ширм, фурок, условных декорации;  использованию приемов театрализации, иллюстрирования, многообразных выразительных средств, а также игровых приемов активизации зрительской аудитории.

Необходимо  грамотно продумать количество и  названия номинаций, чтобы каждая семья, участвовавшая в конкурсе, была отмечена в соответствии с ее индивидуальностью.

 Совместное проведение досуга, совместное творчество, сплоченность содействует сохранению и развитию культурных традиций, росту социальной активности семьи. Групповое согласие, возникающее в процессе взаимодействия людей путем принятия позиции и ролей друг друга, и есть проявление  ценностнно - ориентационного единства и нормализации семейного климата.

Таким образом, на сегодняшний день, конкурсная программа является наиболее популярной формой досуга у населения. Клубные учреждения используют эту форму в работе со всеми возрастными категориями.  Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. Режиссура конкурсной программы схожа с режиссурой эстрадного номера. Самобытность, неожиданность, разнообразие – главные достоинства  и отличительные черты этих популярных развлечений. Конкурсы – обладают большими рекреационными и воспитательными возможностями.  Поэтому режиссеру  необходимо помнить, что это не только развлечение, но и мощное воспитательное средство.

.

Глава 3. Особенности  постановки конкурса молодых супружеских   пар «Суперпара-2009».

3.1. Характеристика  конкурса «Суперпара 2009»

Среди множества  конкурсов, которыми так богато Приднестровье, этот конкурс, занимает особое место.

 Конкурс молодых супружеский пар проходил в рамках «Года семьи», под девизом: «Благополучная семья - будущее родного города».

 Целями конкурса  являются:

- Повышение  статуса молодой семьи; 

- Пропаганда  культуры супружеских отношений,  здорового образа жизни, благоприятных  условий воспитания детей;

- Формирование  гражданской позиции общества в отношении молодой семьи;

- Привлечение внимания органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и средств массовой информации к проблемам молодых семей.

- Обращение  средств массовой информации  к позиционированию института семьи.

Участниками Конкурса могут стать молодые семейные пары, состоящие в браке, с семейным стажем до 5 лет. Для  участия в  конкурсе необходимо:

 -   предоставить летопись семьи;

-   заполнить  анкету-заявку  (Приложение № 6);

  Среди приоритетов Конкурса - добровольное, бесплатное участие;  создание равных условий для всех участников, Критериями оценок являлись: знание семейных традиций и обычаев;  культура супружеских отношений; артистизм и оригинальность выступлений; чувство юмора, находчивость; кулинарное мастерство.

  По итогам конкурса семейная  пара,  набравшая наибольшее количество  баллов получила почетное звание  «Суперпара – 2009»,  Диплом победителя  и ценный подарок. Ими стали Евгений и Оксана  Тярины.

  Остальные участники  были награждены призами и дипломами в номинациях: «Дружная семья», «Талантливый союз», «Приз зрительских симпатий», «Самая веселая пара». Победители в номинации «Приз зрительских симпатий» определялись зрительским голосованием по окончанию конкурсных испытаний.    

   Главная идея конкурса – сформировать образ идеальной приднестровской семьи. Семьи, в которой нет понятий «Я» и «Ты», а существуют только «Мы».

    Сверхзадача программы – позиционирование института семьи и брака в Приднестровском обществе, что  особенно  актуально для  молодого поколения.

   Состав аудитории данной программы – смешанный, но большинство зрителей  являлись представителями молодого поколения. Уникальность конкурса в том, что он объединил несколько поколений, а также близких и друзей конкурсантов. Это способствовало созданию доброжелательной атмосферы в зале,  придало уверенности конкурсантам и помогло  почувствовать себя в «кругу друзей».

     Данный конкурс являлся социальным заказом и уже традиционно проводился на сцене Дворца Культуры г. Тирасполя. Материальная база Дворца культуры имеет в наличии зрительный зал на 400 мест. Зал и сцена оборудованы  современной  осветительной и радиоаппаратурой (усилитель, пульт, колонки, микрофоны, мониторы, проигрывающие устройства всех видов – CD, DVD, мини-диски). Команда технических служб отличается высоким профессионализмом, ответственностью, надежностью, умением оперативно реагировать в непредвиденных обстоятельствах.

3.2. Организационно-подготовительная  работа.

В ходе подготовки и проведения конкурса был утвержден оргкомитет, в состав которого вошли:

Председатель  Оргкомитета:  Тярина С.А – заместитель начальника управления культуры по основной деятельности;

Члены Оргкомитета:

- Глемба С.И.  – заместитель начальника управления  по учету и отчетности.

- Фрунзе Н.И.  –  специалист МУ «Управление культуры г. Тирасполя»

- Мушинская  А.Ю.-главный режиссер МУ «Управление культуры г.

Тирасполя»

- Ботнарь С.Н.-специалист методического отдела МУ «Управление культуры». 

-Парастатова Н.Ф. – главный специалист по учреждениям дополнительного

 образования  МУ «Управление культуры г. Тирасполя».

- Дамир А.И.  – художественный руководитель  МУ «МК «Орион».

- Аптер Н.Ю.  – руководитель Образцового коллектива  восточного танца «Айна».

- Цыкалюк И.Д.  – и.о. директора МУ «ГДК».

- Симаченко А.Ю. –студентка 5 курса СКД,  ПГУ им. Т. Г. Шевченко.

           Оргкомитет разработал «Положение», в котором регламентируются организационные моменты  конкурса (Приложение №2).

   Автор квалифицированной работы был включен в состав режиссерско-постановочной группы, принимал активное участие в постановочном периоде и в проведении программы. А именно, в написании сценария, создании видеоролика, подборе выразительных средств, и в качестве линейного режиссера подготовил к участию в конкурсе семейную пару Винокуровых.

   Состав режиссерско-постановочной группы представлен в приложении (Приложение №3).

Исходя из того, что процесс подготовки и проведения программы предполагает большую  разностороннюю деятельность, оргкомитетом был утвержден подробный постановочный план, включающий перечень организационных мероприятий, сроки, ответственных за проведение работ.

Таблица № 1  План подготовки и проведения конкурса «Суперпара-2009».

п./п.

Перечень работ

Сроки исполнения

Ответственный

Составление оргпрограммы

до 20.10 2009 г.

Мушинская А.Ю.

Ботнарь С.Н.

Подготовка  пакета документов:

- разработка  Положения;                                                                                                                                                                                                                                                          

- подбор участников;

- пригласительные  билеты;

- дипломы

до 20.10

до 02.11

до 20.11

до 24.11 2009 г.

 

Янковская Н.Ю.

Емелина А.И.

Ботнарь С.Н., Топор Ю.П.

Ботнарь С.Н., Топор  Ю.П.

Составление сметы  расходов

до 05.11

Тярина С.А.

Глемба С.И.

Обеспечение финансирования согласно утвержденной сметы

в течение всего  периода

Глемба С.И.

Создание Оргкомитета конкурса

до 20.10

Тярина С.А.

Мушинская А.Ю.

Составление заявки по техническому обеспечению в МУ «ГДК»

до 10.11

Симаченко А.Ю.

Дамир А.И.

Написание сценария

до 05.112009 г.

Мушинская А.Ю.

Бугаева Е.Ю.

Симаченко А.Ю.

Разработка  эскиза оформления сцены

до 05.11

Ильченко Н.П.

Изготовление и распространение афиш

до 10.11.2009 г.                  

Ботнарь С.Н.,

Цыкалюк И.Д.

Ильченко Н.П.

Решение организационных  вопросов по награждению

до10.11. 2009 г.                   

Дарадур Д.З.

Тярина С.А.

Приглашение жюри

до 20.11. 2009 г.                   

Тярина С.А.

Ботнарь С.Н.

Работа со свето - и звукооператорами

в течение всего  периода

Мушинская А.Ю..

Топор Ю.П.

Симаченко А.Ю.

Работа с  ведущими

в течение всего  периода

Тярина С.А.

Проведение  генеральной репетиции

25.11. 2009 г.                   

Тярина С.А.

Мушинская А.Ю.

Организация выставок МОУ ДО «ДХШ им. А.Ф.Фойницкого» и  МОУ ДО «ДШИ им. С.В.Рахманинова» в  фойе МУ «ГДК»

27.11. 2009 г.                   

Парастатова Н.Ф.

Мариян М.И.

Троян Ю.А.

Организация зрителей

27.11. 2009 г.                   

Цыкалюк И.Д.

Дамир А.И.

Симаченко А.Ю.

Реклама программы  в СМИ

До 21.11ю2009 г.                   

Топор Ю.П.

Новикова Е.А.

Оформление  сцены

26.11. 2009 г.                   

Ильченко Н.П. 

Проведение  программы                                     

27.11. 2009 г.                   

Постановочная 

группа                                                                            

Встреча и размещение участников программы

27.11. 2009 г.                   

Цыкалюк И.Д.

Топор Ю.П.

Встреча и размещение гостей в  зале

27.11. 2009 г.                   

Ботнарь С.Н.

Цыкалюк И.Д.

Новикова Е.А.

Выход участников на сцену

27.11. 2009 г.                   

Топор Ю.П.

Новикова Е.А.

Симаченеко  А.Ю.

Организация награждения конкурсантов

27.11. 2009 г.                   

Ботнарь С.Н.

Новикова Е.А.

Симаченко А.Ю.

Общее руководство  подготовкой и проведением программы

В течение всего  периода

Тярина С.А.

Анализ программы                                             

28.112009 г.

Постановочная

группа


 

Своеобразной  экспозицией мероприятия явилась  проведенная рекламная компания, включающая внешнею рекламу (афиши, рекламные щиты, эмблема конкурса), объявления по радио и телевидению. Подготовка конкурсной программы осуществлялась согласно методике, представленной во 2-ой главе, начиная с разработки идейно-тематического замысла, написания сценария.

 

 

 

 

3.3. Технологии подготовки и проведения Конкурса

молодых супружеских пар «Суперпара 2009».

Процесс написания  сценария – основной этап в создания программы. В нем осуществляется детальная разработка всего мероприятия. Сценарий был составлен автором данной работы, Мушинской А.Ю., Бугаевой Е. Ю. с использованием информации из летописей, предоставленных семьями, совместных бесед и анкет, заполненных парами – участниками конкурса (Приложение №6).

     Документальной драматургией и режиссуры программы обусловлено наличием в ней реальных героев – молодых приднестровцев. Центральный образ программы – образ крепкой, дружной семьи.

                Композиционное построение сценария.

    Сценарий конкурса молодых супружеских пар  «Суперпара 2009» создан по всем канонам классической драматургии, отражающим гармоническое единство содержания и формы: 

пролог -- завязка -- развитие  действия -- кульминация – финал.

   Экспозицией программы явился театрализованный пролог (в исполнении коллектива «Фристайл».), выход ведущих (Мушинская А. и Левон А.), представление жюри и объявление о начале мероприятия;

     Завязкой послужило приглашение пар на сцену и представление их зрителю.

   Развитие действия  содержит  конкурсные испытания, определившие структуру программы:

1. Визитная карточка - «Мы – самая классная семья», в которой отражены традиции  семьи, их привычки, особенности  и семейные  увлечения.

2. Творческий  конкурс - «Семейные таланты», представляющий  творческие выступления семей  в разных жанрах.

3. Блиц-опрос  – «Ты и я – одно целое»

4. Конкурс социальной  рекламы - «Мы - за благополучную семью». В этом состязании были представлены социальный рекламный ролик, наглядная реклама и защита проекта.

5. Конкурс «Семейный  обед».  Предложенная в данном  конкурсе домашняя кулинарная  заготовка, оценивалась по вкусовым  качествам и оригинальности.

  Кульминацией стало выявление и объявление победителей

Финал программы - награждение победителей и всех  участников конкурсной программы  в соответствии с номинациям.

В данном случае, конкурс является формой программы  и определяет структуру её построения.

Композиционное  построение программы   состояло  из 5-ти блоков в соответствии  с названием конкурсных испытаний. Каждый блок включал 5 эпизодов согласно числу участвующих семейных пар.

 Монтажным  соединением блоков являлись  концертные номера, подобранные  в соответствии с темой программы  («Блюз любви», «Взрослые и дети», «Любовь настала» и другие), а также ведущие, осуществляющие смысловую связь между эпизодами через прямой, непосредственный контакт с аудиторией. Они, умело, выполняя функции репортера документального действия, информировали зрителя о происходящем на сцене действием.

Сценарный план.

1. Пролог.

2. Выход ведущих программы.

3. Представление  участников конкурса.

4. Представление  жюри.

5. Конкурс визитная  карточка.

6. Концертный  номер (хореографическая композиция).

7. Творческий  конкурс.

8. Концертный номер (хореографическая композиция).

9. Блиц-опрос  «Ты и я - одно целое».

10. Объявление  победителей и награждение участников.

 Режиссура является основным механизмом воплощения сценарного материала, творческой организацией всех элементов программы. Осуществляется на основе режиссерского замысла, включающего общее художественное  и мизансценическое решение,  характер музыки, цветовой гаммы и других выразительных средств. Режиссура конкурсной программы  созвучна постановке эстрадного номера основном на  индивидуальном подходе к паре.

Задача режиссера, изучить семью, представляя и пропагандируя ее как ячейку общества, с помощью постановочных технологий создать привлекательный портрет современной семьи. Данная установка предусматривала в постановке конкурса «Суперпара» разработку и соединение двух направлений:

1.конкурс как позиционирование семейных ценностей;

2.конкурс как  зрелище с элементами шоу.

Конкурс - это  номер, самостоятельное, композиционно  завершенное, сбалансированное произведение, созданное парой. Зрелищность номера обуславливалась сценографией и использованием выразительных средств, костюмов, реквизита, стремительным ритмом действия. Регламент каждого конкурса 3-5минут, поэтому  большую роль играет временной фактор. Режиссеру необходимо овладеть  вниманием зала. Специфика конкурсной программы так же в том, что она основана на тесном контакте участников и зрителей, открытом общении с ним и включение в активное действие (конкурс болельщиков, группы поддержки, зрительское голосование и др.) Для пар участие в конкурсе - творческий процесс, определенный  «условиями игры», особенностями  выбранного жанра. Композиция отдельного  конкурса складывалась из структурных элементов: информационная экспозиция, иллюстративное обеспечение, реакция публики, финал. Конкурс - художественная единица программы, которому свойственны: кратковременность, динамика действия, прямой контакт со зрителем, импровизационный характер исполнения, концентрированность выразительных средств, содействующих проявлению индивидуальности участников. Постановочная технология программы включала режиссерские приемы жанровых (творческий конкурс), тематических композиций (визитная карточка, социальная реклама) и степени использования в них методов театрализации, иллюстрирования и игры.

Информация о работе Особенности постановки семейных конкурсных программ (на примере конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»)