Предмет, структура и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина. Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными группами привело к перераспределению власти и влияния, коренным образом изменилась система социального управления.

Содержание

Предпосылки появления социологии.
Объект, предмет и функции социологии.
Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

соц ответы.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

Предмет, структура и функции социологии

  1. Предпосылки появления социологии.
  2. Объект, предмет и функции социологии.
  3. Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.

Термин «социология» введен французским ученым О.Контом. (социология ß слово об обществе).

Социология  возникла как ответ на потребности  формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина.

Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо  крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными  группами привело к перераспределению  власти и влияния, коренным образом  изменилась система социального  управления.

Это потребовало понимания процессов  жизни таких обществ и способность  управлять их функционированием. Возникла достаточно массовая потребность в  знании реальных социальных явлений  и процессов.

Социология  – это наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур, социальных институтов, социальных групп.

Объектом изучения социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязи между ними.

Предмет социологии – социальные действия и взаимодействия.

Предметом изучения социологии являются не отдельные  действия, а устойчивые и повторяющиеся  образцы поведения (экономические, политические, духовные и т.д.).

Для лучшего  понимания сущности предмета социологии, важно представить общество как  структуру, как целое, состоящее  из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих  между собой в строго указанных  границах. Эти части могут включать как простейшие элементы (отдельные личности), так и совокупности этих элементов (социальные общности). Главное в таком изучении структурно упорядоченных систем – определение взаимосвязей внутри нее.


 

 

Если представить 2 схемы, то в первом случае система  упорядочена, организована, но ее части  не взаимодействуют между собой. Во втором случае взаимодействие наблюдается, отличается разной амплитудой.

Используя эту  механическую модель для анализа  общества, можно прийти к выводу, что любой гражданин или индивид  занимают в этой системе определенную позицию и имеют определенный статус.

В соответствии с этим, индивид состоит в социальных отношения с другими индивидами, образуя сложную систему взаимодействий и взаимозависимостей.

В обществе близкие  позиции образуют близкие социальные общности (группы или классы). Совокупность этих связей и взаиморасположение отдельных  частей системы в социальном пространстве, определяет поведение людей.

При изучении различных социальных структур нужно  помнить, что составляющие их люди активно  воздействуют на отдельные части  этой структуры и способны повлиять на изменение положения этих частей относительно друг друга.

Чтобы социальные структуры сохранялись и не распадались, людям приходится совершать множество  совместных действий, подчиняющихся  определенным правилам и нормам.

Т.о. мы видим, что социология изучает структуры  общества, их элементы и условия  существования а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. Общественное предназначение социологии определяется теми функциями, которые она использует в обществе.

Функции социологии:

  1. познавательная – прирост знания о различных сферах функционирования общества.
  2. мировоззренческая – позволяет видеть социальную жизнь во всем многообразии и проблемами.
  3. диагностическая – выясняется состояние объекта в деятельности социальных институтов, организациях и коллективах.
  4. прогностическая – цель: раскрыть тенденции в развитии социальных процессов, как на макроуровне, так и на микроуровне.

Социология  изучает общество на двух уровнях: макро- и микро-. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Макросоциология – крупномасштабными процессами и явлениями.

В развитии социологии выделяют 2 основных направления:

    1. теоретическое (академическое, фундаментальное) – социально-философское осмысление наиболее важных философских, теоретико-познавательных и мировоззренческих проблем общества (теории: функционализма, конфликта, позитивизм, психоанализа и т.д.).
    2. прикладное строится на точных конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Это различные социальные опросы, наблюдения, изучение общественного мнения и т.д.

между этими  направлениями есть промежуточное  – теория среднего уровня – эмпирическая социология. Она объединяет теорию и прикладные исследования. Часто  ее называют отраслевой социологией (социология города, села, молодежи, права, политики и т.д.).

2)История социологической мысли Франции и Англии во второй половине 19 начале 20 веков.

Огюст Конт (1798-1857 гг.)

Ввел понятие  «социология», которое обозначает область  научного знания, объектом изучения которого является общество.

Интерес к  социальным проблемам побудил Конта  заняться социологической теорией  и провести четкое различие между  социальной философией и социологией. Конт считал, что общество есть организм, который действует согласно определенным законам, как в естественных науках, поэтому он отождествляет социологию с социальной физикой, задачи которой  – открыть природу, естественные причины и законы общества. Социальная физика в свою очередь делится на социальную статику, анализирующую равновесно состояние общества и его структур, а также социальную динамику, имеющую дело с законами развития, поэтому Конт считал, что социология должна быть позитивной, способной опираясь на научные методы (опытные данные, сравнение, эксперимент) открывать и описывать единые универсальные законы развития общества.

Конт считал, что познание общества и мира прошло 3 разных теоретических состояния:

  1. теологическое (религиозное, вымышленное).
  2. метафизическое (абстрактное).
  3. позитивное (научное).

1-3 – законы  трех стадий интеллектуального  состояния. Причем первые 2 стадии  он соотносил с военным обществом,  а третью – с промышленным. Социальный идеал Конта – гармония и согласие между индивидами, он был противником революционных преобразований.

3)Э. Дюркгейм (1853-1917) – французский философ.

Представитель социального реализма и позитивизма.

Социология  Дюркгейма есть прежде всего наука, исследующая социальные факты (предмет социологии). Общество есть социальная реальность, состоящая из совокупности социальных фактов, которые обладают превосходством над индивидами, побуждая их к определенным способам поведения, мышления чувствования.

Институты общества создают представления или образцы  действительности и формируют их ожидания.

«Мы с рождения должны выполнять определенные социальные обязательства – роли, они объективны, т.к. не мы их создали, а они были предвнесены в наше сознание и поведение системой воспитания (социализации).

Дюркгейм  выводит 2 знаменитые формулы социального  факта:

  1. социальные факты существуют вне индивида, они объективны.
  2. принудительное воздействие социального факта на индивида.

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривает общество как  среду согласия и солидарности. Солидарность он понимает как состояние коллективной интеграции, и для него она – высшая ценность. Он выделяет 2 ее формы:

  1. общество с механической солидарностью
  2. общество с органической солидарностью

Механическая  солидарность возникает вследствие сходства индивидов и преобладает  в доиндустриальном обществах, когда индивиды проповедают одни ценности, традиции, священные для них. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение.

Общество  органической солидарности рождается  вследствие социальной дифференциации (расслоение) индивидов. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивида. При таком типе солидарности индивид  независим от общества, он свободен и автономен, руководствуется конституцией, которая предоставляет ему права  и свободы.

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций, их способностям и наклонностям.

В концепции  Дюркгейма социология занимает центральное  место среди общественных наук, она  их вооружает методами и теорией. Основой его методологии является т.н. социологизм, утверждающий принцип специфичности и автономности социальной реальности и исходивший из признания изучения социального через социальное, т.е. объяснения всех социальных явлений социальной средой их существования. В результате у него наблюдается пренебрежение преднамеренными действиями, мотивами и соображениями индивидов при изучении социальных явлений.

4)Макс Вебер (1864-1920 гг.)

На рубеже 19-20 вв. постепенно складываются позитивистские установки, которые в противовес естественнонаучному объяснению социальных процессов предложили принцип понимания социальных явлений в обществе. Основы понимающей социологии были заложены в трудах Вебера, Зиммеля, Тенниса.

Общесоциологическая теория Вебера названа «понимающей». Человеческая реальность отличается от природной тем, что действующие  субъекты наделяют свои действия смыслом, они обладают мотивами их действий, чтобы достичь поставленной цели. Общество, согласно Веберу, представляет собой совокупность действующих  индивидов, каждый из которых стремится  к достижению своих собственных  целей (номинализм). Действия отдельно взятых индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы, общности), несмотря на свои эгоистические  интересы, люди действуют сообща, т.к. их поступки осмыслены, рациональны, и  они понимают, что индивидуальные цели легче достичь с помощью  совместных действий.

Признавая специфику социологического познания, Вебер стремится выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло отражение  в понятии «идеального типа»  социологического действия. «Идеальный тип» является не отражением действительности, а напротив он есть мысленная конструкция, результат творческого мышления ученого. «Идеальный тип» - определенный образ состояний и процессов, как если бы они проходили без  отклонений и помех (город, религия).

В области  теоретической социологии Веберу принадлежит  разработка ее предмета – социологического действия. Социология должна понять это  социологическое действие и причинно объяснить. Единичное социологическое  действие всегда осмысленно ориентировано  на другие социально значимые действия людей, которые вместе создают «культурную  целостность». Социологическое действие выступает в четырех видах:

    1. целерациональные действия – тип действия, направленного на достижение явно осознаваемой индивидом цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение.
    2. ценностнорациональное поведение – этот тип поведения определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такого, независимо от конечного успеха деятельности (индивид действует в соответствии со своими представлениями о долге, чести, достоинстве).
    3. аффективное действие – поведение, определяющееся чувствами и эмоциями.
    4. традиционное действие – осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, которые становятся привычными и автоматическими (приветствие, прощание).

Не отрицая  значения марксистской методологии, которая  считает ключевым фактором исторического  развития экономику, Вебер сознательно  выбирает обратную причинную связь  – влияние идеологии на экономику. В своей работе «Протестантская  этика и дух капитализма» Вебер  делает вывод, что религия как  ведущая идеологическая форма при  переходе от феодализма к капитализму  влияет на становление специфического стиля мышления – рациональности, которая воплощает трезвый рассудок хозяйствующего субъекта, четко соизмеряющего  цели и средства их достижения. Он описывает  в своей работе как принципы протестантизма (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость) способствуют возникновению  капитализма

5)

Карл Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс был сторонником революционного пути изменения общества, все другие социологи – реформистского. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.[4]

Информация о работе Предмет, структура и функции социологии