Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:36, реферат
Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина. Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными группами привело к перераспределению власти и влияния, коренным образом изменилась система социального управления.
Предпосылки появления социологии.
Объект, предмет и функции социологии.
Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.
Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?
1) Одним из важнейших принципов
исторического материализма
2) Признание закономерности в
материалистической концепции
3) Третьим важным принципом
К. Маркс и Ф. Энгельс представляли
развитие общества как поступательный
процесс, характеризующийся
4) Применение к анализу общества
общенаучного критерия
5) Все вышеизложенное показывает,
что марксистская социология
находится в русле
6) . Особенности и этапы развития социологии в России
Становление и эволюция социологии
России были обусловлены особенностями
самой России, порожденными уникальностью
ее географического положения
Интерес к человеку в обществе, к совместной участи людей, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов,) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей – философов, историков).
В основе российской социологической мысли есть как идеологизированные, так и академические наработки. Первые были связаны с революционной традицией России, вторые – непосредственно с наукой. Отечественная социологическая мысль не была лишена социальных утопий. Так, в XIX – начале ХХ вв. с утопиями выступали представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.).
Отечественная социологическая мысль была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию. Тем не менее, российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.
Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в. Она напрямую зависела от социально-политических условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.
В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20—60-е гг. и 70– 80-е гг. XX в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности.
Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека. Наибольшую известность получили:
1) теория о «культурно-исторических типах» Н. Данилевского. По его мнению, цивилизации развиваются наподобие биологических организмов;
2) субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;
3) географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса;
4) учение о социальном прогрессе М. Ковалевского – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями;
5) теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина;
6) позитивистские воззрения русского социолога Е. Роберти – последователя О. Конта.
В дореволюционной социологии сосуществовали
пять основных направлений: политически
ориентированная социология, общая
и историческая социология, юридическая,
психологическая и
Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.
Первое десятилетие (1918–1928 гг.) было временем признания социологии новой властью и периодом ее определенного подъема: осуществлялась институализация науки. Создавались кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыты Социологический институт (1919 г.) и первый в России
факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.). Была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.
В 1930-е гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 1960-х гг. Социология была одной из первых наук, ставших жертвой сталинского режима. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели», да и то под прикрытием экономической и философской наук. Социологические эмпирические исследования получили «право гражданства», однако признавались только те результаты, которые не шли вразрез с «политикой партии» и содержали позитивный аспект социального развития страны, в то время как тревожные сигналы о состоянии советского общества игнорировались и даже осуждались.
В 1970—1980-е гг. отношение к отечественной
социологии было противоречивым. С
одной стороны, она получила полупризнание,
с другой – всячески тормозилась,
оказавшись в прямой зависимости
от партийных решений. Но организационное
становление социологии продолжалось.
В 1968 г. был создан Институт социологических
исследований, в 1988 г. – Институт социологии
АН, появились отделы социсследований
в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска
и других городов. Стали издаваться учебные
пособия для вузов; с 1974 г., выходить журнал
«Социологические исследования» (позднее
«Социс»). К концу данного периода административно-
Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне – была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.
2. Основные положения социологического наследия П. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) считается американским социологом, однако он начинал свою научную деятельность в России. Выдающимся вкладом П. Сорокина в социологию является создание им социальной аналитики, социальной механики (рассматривающей процессы взаимодействия людей), социальной генетики (занимающейся рождением и развитием социальной жизни и ее институтов), практической социологии (в рамках которой была разработана теория стратификации и социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной).
Социокультурная динамика П. Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности. Он выдвигал проблему социального равенства людей перед законом, осуждал разрушение, которое несет в себе революция, подчеркивал, что главное – создание ценностей и созидательный труд. В последние годы жизни выдвинул теорию конвергенции, т. е. слияния капитализма и социализма в единое общество.
П. Сорокин занимался вопросом о классах в рамках проблемы социальной мобильности. Он считал, что классы возникли в новое время в связи с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом к товарному капиталистическому производству и борьбой между производителями благ и владельцами продукта производства. Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда за основу брали много признаков.