Предмет, структура и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина. Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными группами привело к перераспределению власти и влияния, коренным образом изменилась система социального управления.

Содержание

Предпосылки появления социологии.
Объект, предмет и функции социологии.
Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

соц ответы.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

П. Сорокин выделил формы проникновения  людей из одного слоя в другой –  индивидуальные и коллективные переходы, разделил мобильность по видам (на экономическую, политическую, профессиональную), по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность  – это перемещение индивида или  объекта из одной группы в другую, находящуюся на одном и том  же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства). А вертикальная – это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование, и его статус стал выше). В тоталитарном обществе, где передвижение ограничено, а люди прикреплены к одному месту жительства и работы, социальная мобильность может быть нулевой. Она может быть интенсивной в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника. П. Сорокин выяснил, что интенсивность социальной мобильности меняется во времени и пространстве, но постоянных тенденций нет. Закономерность общественного развития состоит в балансировке страт.

 

7) По М.Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий.  

 Т. Парсонс  определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

Общество - это целостное единство , состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество - это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности. Каждый из них находится  в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе. 

 Таким образом, под обществом  как социальной системой в  социологии понимается совокупность  людей, объединённых исторически  сложившимися формами их взаимосвязи  и взаимодействия.

Социальная  связь - это набор фактов, обуславливающих  совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, либо в форме социального взаимодействия - как системы взаимообусловленных социальных действий.

Социальное  взаимодействие- это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные  отношения - это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами. 

 Обществу присуще множество  связей, взаимодействий и отношений  (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.

Общество как социальная система.                

Общество – это организованная по уровням система.

Социальный уровень.

Характерные черты:

1.           общество рассматривается в целом,  как единая социально целостная

система.

2.           Общество разворачивается в пространстве  и во времени

3.           Общество обладает большим количеством  элементов, каждый из

которых является системой.

4.           Общество обладает особыми интегративными  качествами,

отсутствующих у входящих в нее элементов.

5.           Целостность общества является  органической, т.е. ее внутренне

взаимодействие сильнее  внешних факторов.

6.           Любое общество стремится к  самостоятельности, т.е. к действию  в

одном направлении, регулируемости и управляемости.

7.           Любое общество стремится обеспечить  преемственность поколений.

 

8) 1. Понятие культуры

Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем  Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующие  определения понятия «культура»: «Культура – это специфический  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в  продуктах материального и духовного  труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей  к природе, между собой и к  самим себе».

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые  качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения  сознания и деятельности людей в  определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности  отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису – на народную и элитарную;

4) по видам – на материальную и духовную;

5) по характеру – на религиозную и светскую.

2. Понятие материальной и нематериальной культур

Все социальное наследие можно рассматривать  как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю  сферу материальной деятельности и  ее результаты. Она состоит из произведенных  человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как  способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться  как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой  войной, были самыми значительными  в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для  их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

3. Социологический подход к изучению культуры

Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние  идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, рассматривающий культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;

5) игровой: культура – игра, где принято играть по своим правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

7) коммуникативной, рассматривающей культуру как средство передачи информации.

4. Основные теоретические подходы в исследовании культуры

Функционализм. Представители –  Б. Малиновский, А. Ратк-лифф-Браун.

Каждый элемент культуры функционально  необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки  зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние  социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального»  состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

Символизм. Представители – Т. Парсонс, К. Гирц.

Элементы культуры – это прежде всего символы, посредую-щие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.).

Адаптивно-деятельностный подход. В рамках данного подхода культура рассматривается как способ деятельности, а также как система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней выборы, предпочтения.

5. Элементы культуры

Язык – знаковая система для  установления коммуникаций. Знаки различают  языковые и неязыковые. В свою очередь  языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

Ценности – это представления  о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка – отнесение к ценности).

Различают ценности:

1) терминальные (ценности цели);

2) инструментальные (ценности средства).

Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей  субъекта входят:

1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

Нормы допустимых действий. Нормы  – это формы регуляции поведения  в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны с представлениями людей);

3) образцы поведения (мода).

Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной  потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение  людей, регулируют самые разнообразные  виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь  по степени их социальной значимости.

Убеждения и знания. Важнейшим элементом  культуры являются убеждения и знания. Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором  соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.

Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения  имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся  представлений, мнений, чувств.

В первом случае мы имеем дело с  идеологией, во втором – с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими  и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Информация о работе Предмет, структура и функции социологии