Предмет, структура и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина. Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными группами привело к перераспределению власти и влияния, коренным образом изменилась система социального управления.

Содержание

Предпосылки появления социологии.
Объект, предмет и функции социологии.
Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

соц ответы.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне

общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны груп_

пы…». Общество представляет собой совокупность самых разных

групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных

и вторичных.

Социальная  группа — это совокупность людей, имеющих об_

щие социальные признаки, выполняющих общественно необхо_

димую функцию в общей структуре общественного разделения

труда и деятельности.

Такими признаками могут быть пол, возраст, националь_

ность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образо_

вание и т. д.

Первые попытки создания социальной теории групп были

предприняты в XIX — начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом,

Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

В обыденной жизни понятию «социальная  группа» даются са_

мые различные толкования.

В одном случае этот термин применяется  для обозначения со_

общества индивидов, физически  и пространственно находящих_

ся в одном месте.

Примером такого сообщества могут  быть индивиды, находя_

щиеся в определенный момент на определенной площади или

проживающие на одной территории. Такое сообщество называют

агрегацией.

Агрегация — это некоторое количество людей, собранных

в определенном физическом пространстве и не осуществляющих

сознательного взаимодействия.

Значимость социальной группы для  индивида заключается

прежде всего в том, что группа — это определенная система дея_

тельности, заданная ее местом в системе общественного разделе_

ния труда. В соответствии с местом в системе общественных от_

ношений социологи выделяют большие  и малые социальные

группы.

Большая группа — это группа с большим числом ее членов, ос_

нованная на различных типах социальных связей, не предпола_

гающих обязательных личных контактов. Большие социальные

группы, в свою очередь, также можно  разделить на несколько

видов.

Номинальные группы — совокупность людей, выделяемая для

целей анализа по какому_нибудь признаку, не имеющему соческие — некоторые конструкции, используемые для удобства

анализа.

Если признак, по которому выделяются группы, выбран

условно (например, высокие или низкие), то такая группа являет_

ся чисто условной, если признак существенный (профессия, пол,

возраст) — она приближается к  реальным.

Реальные  группы — это такие общности людей, которые спо_

собны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое це_

лое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их

удовлетворению совместными организованными  действиями.

Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые об_

разуются на основе совокупности существенных признаков.

Большие социальные группы редко выступают  в качестве

объекта социологических исследований, что обуславливается их

масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, со_

средотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает

малая социальная группа.

Малая социальная группа — это  небольшое число людей, ко_

торые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют.

Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой об_

щественные отношения выступают в форме непосредственных

личных контактов.

Таким образом, главным группообразующим фактором в дан_

ном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая

группа имеет ряд отличительных  признаков:

1) ограниченное число членов, как  правило от 2 до 7 человек,

но не более 20;

2) члены малой группы находятся  в непосредственном кон_

такте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы  взаимодействует со всеми члена_

ми;

4) принадлежность к группе побуждается  надеждой найти

в ней удовлетворение личных потребностей;

5) члены группы имеют общие  цели, как правило, они выра_

батывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Существует две исходных формы  малой группы: диада и триада.

Диада — это группа, состоящая из двух человек, характеризующая_

ся более интимными отношениями, например, пара влюб_ленных.

Триада  — активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей сте_

пени развито разделение труда.

Существуют различные подходы  к классификации малых

групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вто_

ричные группы.

Первичная группа — разновидность  малой группы, отличаю_

щаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов,

единством целей и деятельности, добровольностью вступления

и неформальным контролем над поведением ее членов, напри_

мер, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые

термин «первичная группа» ввел в научный социологический

оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную кле_

точку всего социального организма.

Изучение первичных групп важно  в силу их огромного влия_

ния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереоти_

пы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культу_

ры, моральными постулатами и ролевыми установками для

огромного количества людей.

Вторичная группа — это социальная группа, социальные кон_

такты и отношения между членами  которой носят безличный ха_

рактер.

Эмоциональные характеристики в такой  группе отходят на

второй план, а на первый выходит  способность осуществлять

определенные функции и достигать  общей цели. Вторичной

группой можно назвать социальные общности, связанные между

собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное

влияние на их поведение.

В классификации малых групп  выделяют также референтные

группы. Референтная группа — это реальная или воображаемая

группа, с которой индивид соотносит  себя как с эталоном и на

нормы, цели, ценности которой он ориентируется  в своем пове_

дении и самооценке. Разработка этого социального явления были

проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе иссле_

дований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в

несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им фор_

мально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выде_

лять также группы членства — группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда меж_

ду группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв меж_

личностных связей, что грозит разрушением  социальной группы.

В современном обществе такие явления  имеют значительные

масштабы.

Прежде всего это связано с развитием информационных тех_

нологий. Официальная мораль, если она не поддерживается

в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.

Средние социальные группы

 
 
 
Средней социальной группой называют людей, входящих в состав той или  иной социальной организации. Это могут  быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т.п., включающие в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч  человек. Такие группы характеризуются тем, что 
•                    они существуют на более или менее постоянной основе 
 
•                     их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе и отделяют себя и свою группу от других подобных групп 
 
•                    состав таких групп более или менее постоянен 
 
•                    их члены, как правило, проживают в одном регионе и работают в одной и той же организации

 

 

17) 1. Понятие социального института

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования  общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Термин «социальный институт»  как в социологии, так и обиходном  языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

Например, когда мы говорим, что  школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении – организационные формы  функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

2. Виды социальных институтов

Всего существует пять фундаментальных  потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

3. Функции социальных институтов

Социальные институты выполняют  следующие функции или задачи в общественной жизни:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

4. Базовые характеристики социальных институтов

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк-гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности – даже деревьями, столами и телефонами, – каждая из которых находится вне индивида;

2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

Информация о работе Предмет, структура и функции социологии