Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:36, реферат
Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина. Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными группами привело к перераспределению власти и влияния, коренным образом изменилась система социального управления.
Предпосылки появления социологии.
Объект, предмет и функции социологии.
Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.
человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне
общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны груп_
пы…». Общество представляет собой совокупность самых разных
групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных
и вторичных.
Социальная группа — это совокупность людей, имеющих об_
щие социальные признаки, выполняющих общественно необхо_
димую функцию в общей структуре общественного разделения
труда и деятельности.
Такими признаками могут быть пол, возраст, националь_
ность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образо_
вание и т. д.
Первые попытки создания социальной теории групп были
предприняты в XIX — начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом,
Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.
В обыденной жизни понятию «
мые различные толкования.
В одном случае этот термин применяется для обозначения со_
общества индивидов, физически и пространственно находящих_
ся в одном месте.
Примером такого сообщества могут быть индивиды, находя_
щиеся в определенный момент на определенной площади или
проживающие на одной территории. Такое сообщество называют
агрегацией.
Агрегация — это некоторое количество людей, собранных
в определенном физическом пространстве и не осуществляющих
сознательного взаимодействия.
Значимость социальной группы для индивида заключается
прежде всего в том, что группа — это определенная система дея_
тельности, заданная ее местом в системе общественного разделе_
ния труда. В соответствии с местом в системе общественных от_
ношений социологи выделяют большие и малые социальные
группы.
Большая группа — это группа с большим числом ее членов, ос_
нованная на различных типах социальных связей, не предпола_
гающих обязательных личных контактов. Большие социальные
группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько
видов.
Номинальные группы — совокупность людей, выделяемая для
целей анализа по какому_нибудь признаку, не имеющему соческие — некоторые конструкции, используемые для удобства
анализа.
Если признак, по которому выделяются группы, выбран
условно (например, высокие или низкие), то такая группа являет_
ся чисто условной, если признак существенный (профессия, пол,
возраст) — она приближается к реальным.
Реальные группы — это такие общности людей, которые спо_
собны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое це_
лое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их
удовлетворению совместными
Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые об_
разуются на основе совокупности существенных признаков.
Большие социальные группы редко выступают в качестве
объекта социологических исследований, что обуславливается их
масштабом.
Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, со_
средотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает
малая социальная группа.
Малая социальная группа — это небольшое число людей, ко_
торые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют.
Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой об_
щественные отношения выступают в форме непосредственных
личных контактов.
Таким образом, главным группообразующим фактором в дан_
ном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая
группа имеет ряд
1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек,
но не более 20;
2) члены малой группы находятся в непосредственном кон_
такте, взаимодействуя в течение определенного времени;
3) каждый из членов группы
взаимодействует со всеми
ми;
4) принадлежность к группе
в ней удовлетворение личных потребностей;
5) члены группы имеют общие цели, как правило, они выра_
батывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.
Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.
Диада — это группа, состоящая из двух человек, характеризующая_
ся более интимными отношениями, например, пара влюб_ленных.
Триада — активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей сте_
пени развито разделение труда.
Существуют различные подходы к классификации малых
групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вто_
ричные группы.
Первичная группа — разновидность малой группы, отличаю_
щаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов,
единством целей и деятельности, добровольностью вступления
и неформальным контролем над поведением ее членов, напри_
мер, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые
термин «первичная группа» ввел в научный социологический
оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную кле_
точку всего социального организма.
Изучение первичных групп
ния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереоти_
пы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культу_
ры, моральными постулатами и ролевыми установками для
огромного количества людей.
Вторичная группа — это социальная группа, социальные кон_
такты и отношения между членами которой носят безличный ха_
рактер.
Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на
второй план, а на первый выходит способность осуществлять
определенные функции и
группой можно назвать социальные общности, связанные между
собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное
влияние на их поведение.
В классификации малых групп выделяют также референтные
группы. Референтная группа — это реальная или воображаемая
группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на
нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем пове_
дении и самооценке. Разработка этого социального явления были
проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе иссле_
дований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в
несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им фор_
мально.
При рассмотрении малых социальных групп принято выде_
лять также группы членства — группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда меж_
ду группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв меж_
личностных связей, что грозит разрушением социальной группы.
В современном обществе такие явления имеют значительные
масштабы.
Прежде всего это связано с развитием информационных тех_
нологий. Официальная мораль, если она не поддерживается
в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.
Средней социальной группой называют
людей, входящих в состав той или
иной социальной организации. Это могут
быть учреждения, предприятия, воинские
части, спортивные организации, фабрики,
заводы и т.п., включающие в себя от
нескольких сотен до нескольких тысяч
человек. Такие группы характеризуются
тем, что
• они существуют на более или менее постоянной
основе
• их участники осознают свою принадлежность
к одной и той же группе и отделяют себя
и свою группу от других подобных групп
• состав таких групп более или менее
постоянен
• их члены, как правило, проживают в одном
регионе и работают в одной и той же организации
17) 1. Понятие социального института
Социальные институты –
Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:
1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;
2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;
3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;
4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.
Например, когда мы говорим, что школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении – организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.
2. Виды социальных институтов
Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;
2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;
3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;
5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).
3. Функции социальных институтов
Социальные институты
1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;
2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;
3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;
4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.
4. Базовые характеристики социальных институтов
Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк-гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:
1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности – даже деревьями, столами и телефонами, – каждая из которых находится вне индивида;
2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;
3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;