Предмет, структура и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина. Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными группами привело к перераспределению власти и влияния, коренным образом изменилась система социального управления.

Содержание

Предпосылки появления социологии.
Объект, предмет и функции социологии.
Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

соц ответы.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию – т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

5. Развитие социальных институтов и институциализация

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Становление и формирование института  в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его  функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой  процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.

Важнейшими предпосылками институциализации – формирования и становления нового института – являются:

1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;

2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;

3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей – своих и соотносимых с ними).

Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, инсти-туциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.

 

 

18) 1.1. Теория единого индустриального общества Р. Арона 

АРОН (Аron) Раймон Клод Фердинанд (1905–1983) – французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей школе вместе с Сартром (1924–1928). Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ.

Основные  работы: "Критическая философия  истории" (1935), "Измерения исторического  сознания" (1961), "Разочарование  в прогрессе" (1963), "Эссе о свободах" (1965), "В защиту упадочной Европы" (1977) и др.

Арон  – один из авторов концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность  построить единственно верную "неидеологическую" теорию общества, изучающую "то, что  есть в действительности". В 1963 г. Арон опубликовал курс лекций, прочитанный  им в Сорбонне в 1955–1956 под названием "Восемнадцать лекций об индустриальном обществе". Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом широко распространенной в 60–70-х на Западе теории индустриального общества. Теоретико-методологической основой этой теории явилась концепция  технологического детерминизма, базирующегося  на постулате об определяющей роли техники (и технологии) в общественном развитии.

Переход от аграрного общества к индустриальному осуществляется благодаря научно-технической революции. В результате внедрения научных технологий в производство и управление происходит коренное изменение социальной структуры, переход общества на новую, более высокую стадию развития.

В философско-социологических работах  Арон основывался на сравнительно-историческом анализе с использованием концепции "социальной индустриализации" или "технологического детерминизма", переросшей затем в теорию "индустриального  общества". Оценивая происшедший после второй мировой войны значительный подъем в производстве и потреблении в развитых странах мира, он предложил определить его как "новый промышленный переворот", достигнутый в результате колоссальных изменений, движущей силой которых явилась автоматизация производства, повышение производительности труда, огромное увеличение объема производимой продукции и "революция в доходах". Позже аналогами названий "индустриального общества" стали "народный капитализм", "гуманная экономика", "государство всеобщего благоденствия".

Понятие техники Арон трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к  окружающей природной и социальной действительности. Понятие "индустриального  общества" дало ему возможность  установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями  и возможными иными видами роста  – культурного, цивилизационного, политического.

Согласно  Арону, в границах индустриального  общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают  как две разновидности одного и того же типа социума. Ближайшим  будущим индустриального общества, с его точки зрения, станет сближение (конвергенция) двух альтернативных экономических  систем (капитализма и социализма) и распад тоталитарных идеологий [2]. 

 

1.2. Концепция «стадий экономического роста» У. Ростоу

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен (1916–2003) – американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с 1969). Основные работы: "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест" (1960), "Процесс экономического роста" (второе изд. – 1962), "Взгляд с седьмого этажа" (1964), "Динамика советского общества" (1967) и др.

Основной  его научный вклад связан с  тремя концепциями – теорией  «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой  теорией длинных волн конъюнктуры. У. Ростоу наряду с Р. Ароном является одним из первых теоретиков индустриального общества. 

Сама  идея выделения стадий, которые последовательно  должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О. Конт, Г. Спенсер), на основе которых     К. Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

У. Ростоу выделяет пять этапов развития общества, различающихся между собой уровнем технологического развития, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития:

1. Стадия "традиционного общества" (аграрного общества) характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, "доньютоновским" уровнем науки и техники, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. 2. На стадии "переходного общества" создаются предпосылки «сдвига» – перехода к принципиально новому типу общества, основанному на промышленной революции. Среди этих предпосылок – рост производительности сельского хозяйства, появление "нового типа – предпринимателей", выступающих как движущая сила общества, рост национализма, возникновение централизованного государства. 3. Стадия "сдвига" – это эпоха "промышленной революции", в которой осуществляется быстрый рост основных отраслей промышленности и радикальное изменение методов производства. 4. Стадия "зрелости" – индустриальное общество, характеризующееся широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости.  5. Заключительной стадией У. Ростоу считает "эру высокого массового потребления". Основными проблемами этого общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли [2].

В своей более поздней работе "Политика и стадии роста" (1971) он добавил  к ранее выделенным пяти стадиям  шестую – стадию "поиска качества жизни", когда на первый план выдвигается  духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.

2.1. Теория постиндустриального общества Д. Белла

В 1965 г. американский социолог и политолог  Дэниел Белл выдвинул понятие "постиндустриального общества". Данное понятие и разработанное на его основе учение фактически с позиции технологического детерминизма подходят к объяснению социокультурной реальности и пониманию общественно-исторического процесса, поскольку провозглашают уровень развития индустрии (промышленности), который находит свое адекватное выражение в размере валового национального продукта (ВНП).

БЕЛЛ (Bell) Дэниел (род. 1919, Нью-Йорк) – америк. социолог и один из создателей теории "постиндустриального общества", футуролог и ведущий представитель социального прогнозирования. В работах "Встречая 2000 год" (1968) и "Грядущее постиндустриальное общество" (1973) выразил мнение, что бурное развитие техники и науки сделает излишними социальные революции, а "индустриальное общество", базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни – "постиндустриальное общество", которое будет основано на развитии науки, научных знаний.

Основные  работы: "Новое американское право" (1955), "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976). Белл – один из наиболее выдающихся представителей сциентистско-технократического направления социальной философии. В 1960 г. Белл выступил одним из основных авторов (одновременно с Ароном) концепции деидеологизации, ставшей истоком теории индустриального общества.

Концепция Д. Белла различает три основные исторические состояния (или три  стадии развития) человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доиндустриальная стадия в общественно-историческом процессе характеризуется весьма низким уровнем развития индустрии, а, стало быть, и малым объемом ВНП.

Постиндустриальная  стадия развития общества характеризуется  также сокращением продолжительности  рабочего дня, снижением рождаемости  и фактическим прекращением роста  народонаселения, существенным повышением качества жизни», интенсивным развитием  «индустрии знания» и широким  внедрением наукоемких производств. Ее главной особенностью в политической сфере, по мнению Д. Белла, являются отделение управления от собственности, плюралистическая демократия и «меритократия» (от лат. "meritus" – "достойный" и греч. "kratos" – "власть" – власть лучших специалистов в своих областях) [4].

Первая  технологическая революция, пишет  Д. Белл, была связана с открытием  силы пара, вторая – с внедрением в производство электричества и  химии. Обе эти технологические  революции привели к многократному  увеличению производительности общественного  труда, умножению богатства и  повышению благосостояния людей [1].

Д. Белл выделил 11 черт постиндустриального  общества: центральная роль теоретического знания; создание новой интеллектуальной технологии; рост класса носителей  знания; переход от производства товаров  к производству услуг; изменения  в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием  между людьми); роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости); наука достигает своего зрелого состояния; ситусы как политические единицы (раньше были классы и страты, т.е. горизонтальные единицы общества, однако для постиндустриальных секторов более важными узлами политических связей могут оказаться "ситусы" (от лат. слова "situ" – «положение», «позиция») или вертикально расположенные социальные единицы); меритократия; конец ограниченности благ; экономическая теория информации [1].

Важнейший труд американского  футуролога Эльвина Тоффлера - "Третья волна" - написан в начале 80-х гг. ХХ в., но его основные идеи не устарели и в начале XXI в. "Третья волна" - произведение широкомасштабного синтеза. Книга описывает старую цивилизацию и дает точную и всеобъемлющую картину новой, рождающейся цивилизации.

Эта новая цивилизация  столь глубоко революционна, что  бросает вызов всем нашим старым исходным установкам. Старые способы  мышления и идеологии уже не соответствуют  больше практике. "Мир, который возникает  с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммутации, - пишет Тоффлер, - требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий".

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии, - волнами.

Сначала была ᴨȇрвая  волна, которую он называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии  до Мексики, от Греции и Рима возникали  и приходили в упадок цивилизации, у котоҏыҳ, несмотря на внешние различия, были фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько  четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или  крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение  человека определяло его место в  жизни. Везде экономика была децентрализованной, каждая община производила большую  часть необходимого.

Информация о работе Предмет, структура и функции социологии