Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция

Краткое описание

Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 11.docx

— 100.29 Кб (Скачать файл)

Бесправие и закабаленность характеризовали положение крестьянок, составлявших большинство женского населения в России. Являясь незаменимой рабочей силой в сельском хозяйстве, они также вели домашнее хозяйство, занимались детьми, изготавливали одежду для всей семьи.

Неравенство женщин в профессиональной сфере усугублялось отсутствием  законов об охране материнства и  детства, отсутствием государственной  системы ухода за детьми и престарелыми.

Патриархатный характер политики государства в сфере занятости женщин проявлялся в ограничениях возможностей служить на государственной службе, в сферах деятельности, связанных с принятием управленческих решений, в жесткой регламентации допуска женщин к интеллектуальным профессиям.

Только при настойчивом требовании женской общественности в первом десятилетии 20 в. на государственном уровне были решены вопросы о получении женщинами, имеющими высшее медицинское образование, ученых степеней магистра или доктора, а также права на равную с мужчинами службу в Академии наук.

II Государственная дума, рассмотрев  предложения женских организаций,  приняла решение допустить женщин  в канцелярию думы для работы  по письмоводству, счетоводству, стенографии, а также в библиотеке.

По инициативе Российской лиги равноправия  женщин (РЛРЖ) и объединения женщин-юристов  Государственная дума на своем заседании 16 марта 1912 г. Признала желательным  принятие закона о допуске женщин в адвокаты.

В 1915 г. По ходатайству Российской лиги равноправия женщин перед директором почт и телеграфа Петербурга женщинам было разрешено работать почтальонами.

В целом наиболее активными субъектами политики в сфере занятости женщин выступали рабочий класс, его  политическая организация в лице социал-демократической партии и  либеральные женские организации.

Нет оснований утверждать, что государственная  политика в сфере занятости женщин в 1900-1917 гг. была последовательной. Напротив, государственные меры по вовлечению женщин в профессиональную деятельность носили противоречивый характер и соответствовали  консервативно-патриархатной системе воззрений на полоролевые различия. Являясь значимым субъектом экономической жизни, женщины испытывали дискриминацию во всех профессиональных группах. Будучи значительной частью рабочей силы в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, они имели ограниченный доступ к профессиям, требующим высшего и специального образования, были исключены из сферы управления.

Фактически отрицалось право женщин на творческую самореализацию и достойные  условия профессиональной деятельности. Их реальный статус на рынке труда  был неадекватен темпам экономического развития государства.

В советский период политика правительства  основывалась на марксистско-ленинской  концепции решения женского вопроса. Основными компонентами этого типа политики являются: провозглашение юридического равноправия женщин и мужчин; широкое участие женщин в общественном производстве; создание условий для совмещения женщиной профессиональной, семейной и репродуктивной функций; организация системы социальной защиты женщин в виде льгот, пособий, отпусков в связи с рождением ребенка и уходом за ним, ограничений применения женского труда и т.п. На протяжении всего этого периода приоритетным направлением «женской» государственной политики выступало вовлечение женщин в общественное производство. Право женщин на труд, его оплату, социальное обеспечение было закреплено во всех Конституциях СССР. В постановлении ЦК ВКП(б) от 15 июня 1929 г. «Об очередных задачах партии среди работниц и крестьянок» подчеркивалось, что «привлечение широких женских трудящихся масс к социалистическому строительству приобретет первостепенное значение». И.В.Сталин называл трудящихся женщин «резервом», а «при правильной политике рабочего класса – настоящей армией рабочего класса».

Темпы вовлечения женщин в общественное производство нарастали на протяжении всего периода. В общей численности  рабочих и служащих они составляли в 1928 г. – 24%, в 1940 г. – 39%, в 1960 г. – 47%, в 1980 г. -51%, к началу 90-х годов – 51%. Те же тенденции наблюдались в сельском хозяйстве. В общей численности  лиц, занятых в сельском хозяйстве, женщин насчитывалось в 1939 г. – 52%, в 1959 г. – 54%, к концу 80-х гг. – 45%. К  середине 50-х гг. сложились определенные феминизированные отрасли народного  хозяйства. Женщины составляли 74% от общего числа врачей, 71% учителей, 95% медицинских сестер, 99,7 % воспитателей в детских садах, 69% культурно-просветительских работников, 91% библиотекарей, 78% работников связи.

В начале 90-х годов уровень занятости  женщин трудоспособного возраста составлял 84%. Возросло количество феминизированных отраслей. Женины были сконцентрированы в следующих отраслях: банковское и страховое дело – 90%, медицина и  социальная защита – 82%, образование  – 79%, текстильная, швейная промышленность – 70-89%, хлебопекарная и кондитерская – 72%, обувная – 69%.

Обозначенная тенденция имела  ярко выраженный дискриминационный  характер, так как по всем отраслям с высоким уровнем концентрации женщин наблюдается следующая зависимость: чем выше доля женщин в отрасли, тем  ниже уровень средней заработной платы. В целом заработная плата  женщин составляла к началу 90-х гг. около двух третей заработной платы  мужчин. По данным Госкомстата СССР в 1990 г. заработную плату до 200 руб. в  месяц имели в РСФСР 76,1% профессионально  занятых женщин свыше 300 руб. – лишь 6,1%.

Таким образом, на всех этапах социалистического  строительства женщины составляли незаменимую рабочую силу, выступали  важным субъектом экономической  жизни страны. Между тем государственная  политика не была способна решить ряд  проблем, которые могли бы существенно  повысить трудовой потенциал женщин, улучшить качественные характеристики их профессиональной деятельности.

Во-первых, высокая степень концентрации женщин в низкооплачиваемых профессиях, на предприятиях с непрогрессивной, поточно-конвейерной организацией производства, несоответствие между  уровнем образования и тарифным разрядом привели к тому, что в 90-х гг. качество женской рабочей  силы было более низкой, чем у  мужчин. К началу рыночных реформ женщины  обладали более низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Во-вторых, на всех этапах 1917-1990 гг. государственная  политика не ставила целью достижение равноправного участия женщин и  мужчин в сфере управления народным хозяйством. В результате в 1985 г. руководящие  позиции занимали 4,5% работавших в  промышленности женщин и 9% мужчин.

В-третьих, неотъемлемой частью «женской»  государственной политики явилась  система социальной защиты женщины, сосредоточение многообразных льгот  и выплат, адресованных семье, по месту  работы женщин. Традиционное патриархатное закрепление за ними ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми было перенесено на ряд льгот на рынке труда. В результате женщины во многих профессиях, в том числе на руководящих должностях, стали восприниматься работодателями как нежелательные работники.

В-четвертых, государственная ориентация всех членов семьи на профессиональную деятельность не была подкреплена развитием  службы быта и общественного питания. Разрабатываемые в этом направлении  программы не сумели устранить высокую  бытовую загруженность женщин.

В связи с этим, нет оснований  утверждать, что в советский период женщины и мужчины принимали  равноценное участие в экономической  жизни.

Все эти проблемы еще более обострились  в 1992-2000 гг. – на этапе экономических  реформ, проводимых новым государством – Российской Федерацией. Обозначим основные из них.

Очевидны негативные изменения  в гендерной структуре занятости, ведущие к повышению концентрации женщин в отраслях с низкой заработной платой и сокращению их удельного веса в тех профессиональных сферах, где с началом рыночных реформ возрос уровень оплаты труда. По данным Госкомстата РФ в 1994 г. в феминизированных отраслях заработная плата составляла от 49 до 80% по народному хозяйству а в отраслях преимущественно мужской занятости(газовой, угольной, нефтедобывающей) соответственно от 206 до 360%.

Формирование частного сектора  экономики не оказало положительного влияния на эти процессы по ряду причин. Женщины составляют всего 18% руководителей малых предприятий, их доля среди работников с высоким  и сверхвысоким заработком незначительна.

Мужчины занимают 94% «высших», 85% «главных»  и 68% «ведущих» должностей на всех уровнях  государственной службы. Среди чиновников на «младших» должностях занято 80,6% женщин; «высшие» должности занимают всего 1,3% женщин.

Параллельно развивается процесс  вытеснения женщин из общественного  производства в целом. Если в 1985 г. женщины  составляли 51% занятых в профессиональной сфере, то в 1995 г. уже 47%.

На протяжении всего исследуемого периода властные структуры не предпринимали  эффективных мер по привлечению  женщин к принятию экономических  решений. На современном этапе женщины  также не принимают участия в  разработке финансовой, бюджетной, коммерческой и других видов политики, не участвуют  в разработке политики, касающейся системы налогообложения и норм, регулирующих заработную плату.

Хотя женщины вносят вклад в  экономическое и социальное развитие как за счет оплачиваемого, так и  за счет неоплачиваемого труда, их неоплачиваемая (домашняя) работа не получает количественной оценки и не учитывается в национальных счетах. Между тем, профессионально  занятые женщины затрачивают  на ведение домашнего хозяйства  в три раза больше времени, чем  мужчины. В результате бытовая загруженность  продолжает сдерживать карьерные устремления  женщины и на этапе экономических  реформ.

Таким образом, анализ документальных и исторических источников делает возможным  сформулировать ряд выводов о  характере государственной политики в сфере занятости женщин на протяжении 20 в.

Очевидно возрастание роли женщин в экономической жизни государства  на всех исторических этапах, кроме  периода перехода к рыночной экономике (1992-1998 гг.). В основе этой тенденции  лежит свойственная любой экономике  закономерность привлекать женскую  рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка  рабочей силы в периоды спада.

Несмотря на декларацию государственной  поддержки экономически активного женского населения в советский и постсоветский периоды, на протяжении 20 в. в России сложился специфический рынок труда, имеющий характерные признаки гендерной асимметрии: наличие явной и скрытой сегрегации женщин при занятии рабочих мест; дискриминация по признаку пола при оплате труда; отстранение женщин от полноценного участия в управлении экономикой; низкая степень востребованности образовательного потенциала женщин; малая мобильность женской рабочей силы ввиду высокой бытовой загруженности, отставания по квалификации и выполнения функции материнства.

Концепция государственной политики в сфере занятости женщин на этапе 1917-2000 гг. представляла собой эклектичную  систему, включающую патриархальные, радикально-демократические, эгалитарные, утопические воззрения  и подходы. К началу 21 в. при чрезвычайно высокой доле женщин среди профессионально занятых отмечается низкое участие женщин в сфере управления экономической жизнью общества.

 

Государственная политика по вовлечению женщин в сферу управления

 

Под государственной политикой  по вовлечению женщин в сферу управления понимается деятельность властных структур, направленная на равноправное представительство  мужчин и женщин в органах законодательной  и исполнительной власти, привлечение  женщин к управлению производственными  и трудовыми коллективами в экономической  и социальной сферах жизни общества.

Впервые российские женщины получили политические права в марте 1917 г., когда под давлением многотысячной  манифестации питерских женщин Временным  правительством был внесен пункт  в положение о выборах в  Учредительное собрание, согласно которому члены собрания избирались всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием без различия пола. Этот шаг вперед по пути признания женщин субъектом политической жизни явился заслугой либерально-демократического направления женского движения.

Первоначальным этапом участия  российских женщин в выборных органах  власти можно считать май-август 1917 г., период выборов в городские  и районные думы. Результаты избирательной  компании показали неготовность политических партий и населения к признанию  за женщинами права на полноценную  политическую деятельность. По всем партиям  количество кандидатов из числа женщин не превышало 12%, в том числе от партии большевиков – 10%. По итогам выборов в Центральную городскую  думу Петрограда из 200 депутатов было всего 10 женщин (5%).

Второй этап государственной политики по вовлечению женщин в сферу управления охватывает 1917-1986 гг. – период социалистического  строительства в России. После  октябрьской социалистической революции  политические права женщин были закреплены в Конституции 1918 г. Они стали  обладать пассивным и активным избирательным  правом, получили доступ к государственной  службе. Однако социальная практика всего  советского периода показала, что  в сфере политики и управления высокий образовательный и профессиональный потенциал, инициативность и работоспособность  женщин оказались наименее востребованными  государством. До конца 30-х годов  численность женщин-депутатов местных  советов была незначительной. Так, в 1922 г., несмотря на призывы партии, они  составляли 11% депутатов городских  советов и 1% депутатов сельсоветов. В 1937 г. начала внедряться неофициальная  партийная разнарядка на участие  женщин в выборных органах власти всех уровней. Среди депутатов Верхнего Совета СССР того периода они составляли 30%, местных советов – около 40%. В 1960 г. процент женщин в представительных органах власти колебался от 27 в  Верхнем Совете СССР до 41 в районных Советах депутатов трудящихся. Подобное процентное соотношение держалось  вплоть до 1989 г.

Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)