Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция
Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.
Бесправие и закабаленность характеризовали положение крестьянок, составлявших большинство женского населения в России. Являясь незаменимой рабочей силой в сельском хозяйстве, они также вели домашнее хозяйство, занимались детьми, изготавливали одежду для всей семьи.
Неравенство женщин в профессиональной сфере усугублялось отсутствием законов об охране материнства и детства, отсутствием государственной системы ухода за детьми и престарелыми.
Патриархатный характер политики государства в сфере занятости женщин проявлялся в ограничениях возможностей служить на государственной службе, в сферах деятельности, связанных с принятием управленческих решений, в жесткой регламентации допуска женщин к интеллектуальным профессиям.
Только при настойчивом
II Государственная дума, рассмотрев
предложения женских
По инициативе Российской лиги равноправия женщин (РЛРЖ) и объединения женщин-юристов Государственная дума на своем заседании 16 марта 1912 г. Признала желательным принятие закона о допуске женщин в адвокаты.
В 1915 г. По ходатайству Российской лиги равноправия женщин перед директором почт и телеграфа Петербурга женщинам было разрешено работать почтальонами.
В целом наиболее активными субъектами
политики в сфере занятости женщин
выступали рабочий класс, его
политическая организация в лице
социал-демократической партии и
либеральные женские
Нет оснований утверждать, что государственная политика в сфере занятости женщин в 1900-1917 гг. была последовательной. Напротив, государственные меры по вовлечению женщин в профессиональную деятельность носили противоречивый характер и соответствовали консервативно-патриархатной системе воззрений на полоролевые различия. Являясь значимым субъектом экономической жизни, женщины испытывали дискриминацию во всех профессиональных группах. Будучи значительной частью рабочей силы в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, они имели ограниченный доступ к профессиям, требующим высшего и специального образования, были исключены из сферы управления.
Фактически отрицалось право женщин на творческую самореализацию и достойные условия профессиональной деятельности. Их реальный статус на рынке труда был неадекватен темпам экономического развития государства.
В советский период политика правительства основывалась на марксистско-ленинской концепции решения женского вопроса. Основными компонентами этого типа политики являются: провозглашение юридического равноправия женщин и мужчин; широкое участие женщин в общественном производстве; создание условий для совмещения женщиной профессиональной, семейной и репродуктивной функций; организация системы социальной защиты женщин в виде льгот, пособий, отпусков в связи с рождением ребенка и уходом за ним, ограничений применения женского труда и т.п. На протяжении всего этого периода приоритетным направлением «женской» государственной политики выступало вовлечение женщин в общественное производство. Право женщин на труд, его оплату, социальное обеспечение было закреплено во всех Конституциях СССР. В постановлении ЦК ВКП(б) от 15 июня 1929 г. «Об очередных задачах партии среди работниц и крестьянок» подчеркивалось, что «привлечение широких женских трудящихся масс к социалистическому строительству приобретет первостепенное значение». И.В.Сталин называл трудящихся женщин «резервом», а «при правильной политике рабочего класса – настоящей армией рабочего класса».
Темпы вовлечения женщин в общественное
производство нарастали на протяжении
всего периода. В общей численности
рабочих и служащих они составляли
в 1928 г. – 24%, в 1940 г. – 39%, в 1960 г. – 47%, в 1980
г. -51%, к началу 90-х годов – 51%. Те
же тенденции наблюдались в
В начале 90-х годов уровень занятости женщин трудоспособного возраста составлял 84%. Возросло количество феминизированных отраслей. Женины были сконцентрированы в следующих отраслях: банковское и страховое дело – 90%, медицина и социальная защита – 82%, образование – 79%, текстильная, швейная промышленность – 70-89%, хлебопекарная и кондитерская – 72%, обувная – 69%.
Обозначенная тенденция имела
ярко выраженный дискриминационный
характер, так как по всем отраслям
с высоким уровнем концентрации
женщин наблюдается следующая
Таким образом, на всех этапах социалистического
строительства женщины
Во-первых, высокая степень концентрации
женщин в низкооплачиваемых
Во-вторых, на всех этапах 1917-1990 гг. государственная политика не ставила целью достижение равноправного участия женщин и мужчин в сфере управления народным хозяйством. В результате в 1985 г. руководящие позиции занимали 4,5% работавших в промышленности женщин и 9% мужчин.
В-третьих, неотъемлемой частью «женской» государственной политики явилась система социальной защиты женщины, сосредоточение многообразных льгот и выплат, адресованных семье, по месту работы женщин. Традиционное патриархатное закрепление за ними ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми было перенесено на ряд льгот на рынке труда. В результате женщины во многих профессиях, в том числе на руководящих должностях, стали восприниматься работодателями как нежелательные работники.
В-четвертых, государственная ориентация всех членов семьи на профессиональную деятельность не была подкреплена развитием службы быта и общественного питания. Разрабатываемые в этом направлении программы не сумели устранить высокую бытовую загруженность женщин.
В связи с этим, нет оснований
утверждать, что в советский период
женщины и мужчины принимали
равноценное участие в
Все эти проблемы еще более обострились в 1992-2000 гг. – на этапе экономических реформ, проводимых новым государством – Российской Федерацией. Обозначим основные из них.
Очевидны негативные изменения в гендерной структуре занятости, ведущие к повышению концентрации женщин в отраслях с низкой заработной платой и сокращению их удельного веса в тех профессиональных сферах, где с началом рыночных реформ возрос уровень оплаты труда. По данным Госкомстата РФ в 1994 г. в феминизированных отраслях заработная плата составляла от 49 до 80% по народному хозяйству а в отраслях преимущественно мужской занятости(газовой, угольной, нефтедобывающей) соответственно от 206 до 360%.
Формирование частного сектора
экономики не оказало положительного
влияния на эти процессы по ряду
причин. Женщины составляют всего 18%
руководителей малых
Мужчины занимают 94% «высших», 85% «главных» и 68% «ведущих» должностей на всех уровнях государственной службы. Среди чиновников на «младших» должностях занято 80,6% женщин; «высшие» должности занимают всего 1,3% женщин.
Параллельно развивается процесс вытеснения женщин из общественного производства в целом. Если в 1985 г. женщины составляли 51% занятых в профессиональной сфере, то в 1995 г. уже 47%.
На протяжении всего исследуемого
периода властные структуры не предпринимали
эффективных мер по привлечению
женщин к принятию экономических
решений. На современном этапе женщины
также не принимают участия в
разработке финансовой, бюджетной, коммерческой
и других видов политики, не участвуют
в разработке политики, касающейся
системы налогообложения и
Хотя женщины вносят вклад в экономическое и социальное развитие как за счет оплачиваемого, так и за счет неоплачиваемого труда, их неоплачиваемая (домашняя) работа не получает количественной оценки и не учитывается в национальных счетах. Между тем, профессионально занятые женщины затрачивают на ведение домашнего хозяйства в три раза больше времени, чем мужчины. В результате бытовая загруженность продолжает сдерживать карьерные устремления женщины и на этапе экономических реформ.
Таким образом, анализ документальных
и исторических источников делает возможным
сформулировать ряд выводов о
характере государственной
Очевидно возрастание роли женщин
в экономической жизни
Несмотря на декларацию государственной поддержки экономически активного женского населения в советский и постсоветский периоды, на протяжении 20 в. в России сложился специфический рынок труда, имеющий характерные признаки гендерной асимметрии: наличие явной и скрытой сегрегации женщин при занятии рабочих мест; дискриминация по признаку пола при оплате труда; отстранение женщин от полноценного участия в управлении экономикой; низкая степень востребованности образовательного потенциала женщин; малая мобильность женской рабочей силы ввиду высокой бытовой загруженности, отставания по квалификации и выполнения функции материнства.
Концепция государственной политики в сфере занятости женщин на этапе 1917-2000 гг. представляла собой эклектичную систему, включающую патриархальные, радикально-демократические, эгалитарные, утопические воззрения и подходы. К началу 21 в. при чрезвычайно высокой доле женщин среди профессионально занятых отмечается низкое участие женщин в сфере управления экономической жизнью общества.
Государственная политика по вовлечению женщин в сферу управления
Под государственной политикой по вовлечению женщин в сферу управления понимается деятельность властных структур, направленная на равноправное представительство мужчин и женщин в органах законодательной и исполнительной власти, привлечение женщин к управлению производственными и трудовыми коллективами в экономической и социальной сферах жизни общества.
Впервые российские женщины получили
политические права в марте 1917 г.,
когда под давлением
Первоначальным этапом участия
российских женщин в выборных органах
власти можно считать май-август
1917 г., период выборов в городские
и районные думы. Результаты избирательной
компании показали неготовность политических
партий и населения к признанию
за женщинами права на полноценную
политическую деятельность. По всем партиям
количество кандидатов из числа женщин
не превышало 12%, в том числе от
партии большевиков – 10%. По итогам
выборов в Центральную
Второй этап государственной политики
по вовлечению женщин в сферу управления
охватывает 1917-1986 гг. – период социалистического
строительства в России. После
октябрьской социалистической революции
политические права женщин были закреплены
в Конституции 1918 г. Они стали
обладать пассивным и активным избирательным
правом, получили доступ к государственной
службе. Однако социальная практика всего
советского периода показала, что
в сфере политики и управления
высокий образовательный и
Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)