Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция
Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.
Половозрастное распределение кандидатов в депутаты
Всего |
До 30 лет |
30-39 лет |
40-49 лет |
50-59 лет |
Старше 60 лет | ||||||||||||
«Блок Жириновского» | |||||||||||||||||
М. |
82 |
98% |
19 |
100% |
22 |
96% |
20 |
100% |
16 |
94% |
5 |
100% | |||||
Ж. |
2 |
2% |
- |
0% |
1 |
4% |
- |
0% |
1 |
6% |
- |
0% | |||||
КПРФ | |||||||||||||||||
М. |
240 |
89% |
5 |
71% |
15 |
83% |
67 |
83% |
104 |
90% |
49 |
98% | |||||
Ж. |
30 |
11% |
2 |
29% |
3 |
17% |
14 |
17% |
10 |
10% |
1 |
2% | |||||
«Медведь» | |||||||||||||||||
М. |
163 |
90% |
11 |
92% |
46 |
87% |
55 |
90% |
40 |
89% |
11 |
100% | |||||
Ж. |
19 |
10% |
1 |
8% |
7 |
13% |
6 |
10% |
5 |
11% |
- |
0% | |||||
ОВР | |||||||||||||||||
М. |
202 |
87% |
3 |
100% |
27 |
90% |
63 |
82% |
70 |
85% |
39 |
100% | |||||
Ж. |
29 |
13% |
- |
0% |
3 |
10% |
14 |
18% |
12 |
15% |
- |
0% | |||||
СПС | |||||||||||||||||
М. |
159 |
83% |
10 |
100% |
38 |
83% |
64 |
89% |
32 |
71% |
15 |
79% | |||||
Ж. |
33 |
17% |
- |
0% |
8 |
17% |
8 |
11% |
13 |
29% |
4 |
21% | |||||
«Яблоко» | |||||||||||||||||
М. |
155 |
89% |
8 |
100% |
38 |
93% |
56 |
81% |
42 |
91% |
11 |
100% | |||||
Ж. |
20 |
11% |
- |
0% |
3 |
7% |
13 |
19% |
4 |
9% |
- |
0% |
Очевидно, что самое «молодое»
из этих объединений – «Блок
Но несмотря на столь явную разницу в возрастном составе кандидатов в депутаты от этих политических объединений, в любом из них – считанные единицы женщин до 30 лет. Среди женщин-кандидатов преобладает группа 40-50-летних. Бросается в глаза и то обстоятельство, что женщины вообще быстрее, чем мужчины, сходят с политической сцены. Их почти нет в возрастной группе старше 60 лет (исключение – 4 кандидата в списке СПС). В то же время среди кандидатов-мужчин значатся лица не только старше 60, но даже старше 70 лет.
Почему это так? Вероятно, рождение и воспитание детей задерживают выход женщин в политику, рождение внуков – провоцирует их уход. Но одним лишь чадолюбием вряд ли можно объяснить причины «короткого века» женщин в политике. Выталкивает их из политического процесса скорее всего просто старение. И этот факт нельзя не квалифицировать как проявление дискриминации по признаку пола в определенной возрастной группе.
Понятно, что блок Жириновского не дает женщинам практически никаких шансов на выстраивание политической карьеры, живут ли они в большом городе или на селе. Зато в этом блоке быстрее, чем где либо, могут преуспеть мужчины – выходцы из малых городков и поселков.
Распределение кандидатов по месту жительства
БЖ |
КПРФ |
«Медведь» |
ОВР |
СПС |
«Яблоко» | |
Москва |
37% (1 ж.) |
25% (4 ж.) |
30% (3 ж.) |
37% (13 ж.) |
21% (3 ж.) |
21% (5 ж.) |
Петербург |
1% (1 ж.) |
3% (1 ж.) |
7% (1 ж.) |
6% (1 ж.) |
4% (2 ж.) |
9% (1 ж.) |
Областные центры |
33% (-) |
46% (10 ж.) |
47% (12 ж.) |
45% (12 ж.) |
56% (19 ж.) |
50% (10 ж.) |
Малые города |
18% (-) |
17% (8 ж.) |
9% (1 ж.) |
8% (3 ж.) |
15% (7 ж.) |
16% (3 ж.) |
Поселки, села |
11% (-) |
10% (4 ж.) |
6% (1 ж.) |
6% (-) |
4% (2 ж.) |
4% (1 ж.) |
Рекрутирование кандидатов в депутаты в малых городах и поселках характерно, правда чуть в меньшей степени, и для КПРФ. Причем коммунисты нашли здесь и самое большое число женщин – кандидатов в депутаты.
СПС и «Яблоко» больше ориентированы на работу в областных центрах. Отсюда эти объединения набирали в 1999 году основное число кандидатов в депутаты – как мужчин, так и женщин.
«Медведь» был чуть больше ориентирован на столичных мужчин. Но жительницы областных центров имели больше шансов попасть в список этого объединения, чем жительницы обеих столиц (Москвы и Петербурга).
Самым столичным являлся список блока ОВР, причем как в отношении кандидатов – мужчин, так и в отношении кандидатов – женщин. Доля представителей Москвы и Петербурга здесь почти равна доле выходцев из областных центров.
Следующий важный критерий отбора – уровень образования кандидатов в депутаты.
Образование
высшее |
Незаконченное высшее, среднее, среднее специальное | |
«Блок Жириновского» |
68 |
16 |
КПРФ |
258 |
12 |
«Медведь» |
173 |
9 |
ОВР |
230 |
1 |
СПС |
184 |
8 (2 ж) |
«Яблоко» |
169 |
6 (1ж) |
Подавляющее большинство кандидатов в депутаты имели высшее образование. И все же ясно, что для мужчин, стремящихся к политической карьере, отсутствие такого образования является не столь серьезным препятствием, как для женщин. Последние – при наличии иных «показаний» - могли попасть только в списки СПС и «Яблока».
Еще один важный фактор, повышавший шансы претендентов на включение в списки кандидатов в депутаты во всех объединениях, - опыт законотворческой деятельности на федеральном или на региональном уровне.
Опыт депутатской деятельности
Депутаты Государственной Думы |
Члены региональных законодательных собраний | |||
«Блок Жириновского» |
20 (24%) |
1 ж. |
2 |
- |
КПРФ |
95 (35%) |
9 ж. |
18 |
1 ж. |
«Медведь» |
2 (1%) |
1 ж. |
6 |
|
ОВР |
18 (8%) |
7 ж. |
23 |
4 ж. |
СПС |
8 (4%) |
1 ж. |
6 |
1 ж. |
«Яблоко» |
32 (18%) |
5 ж. |
13 |
4 ж. |
Больше всего кандидатов, имеющих опыт депутатской деятельности – как мужчин, так и женщин, - в списках КПРФ: свыше одной трети. Четверть мест была отдана кандидатам с таким опытом в списке блока Жириновского. Пятая часть – в списке «Яблока». Показательно, что среди кандидатов – женщин в последнем почти половина уже принимала участие в законотворческой деятельности.
Ориентация на кандидатов с опытом
работы в федеральном и региональных
законодательных собраниях
Менее всего такая ориентация характерна для списков СПС и блока «Медведь».
В то же время «Медведь», ОВР и
СПС сделали ставку на представительство
директорского корпуса –
Представительство бизнеса и директорского корпуса
Руководители, заместители руководителей акционерных, государственных, частных предприятий (промышленное и сельскохозяйственное производство, торговля, финансы) |
В том числе: | |||
Доля в списке |
Муж. |
Жен. | ||
Блок Жириновского |
9 |
11% |
9 |
0 |
КПРФ |
37 |
16% |
37 |
0 |
«Медведь» |
42 |
23% |
39 |
3 |
ОВР |
46 |
20% |
42 |
4 |
СПС |
39 |
20% |
37 |
2 |
«Яблоко» |
27 |
15% |
26 |
1 |
Уровень представительства
Представительство общественных организаций
Руководители, заместители руководителей федеральных и региональных некоммерческих организаций, профсоюзов, партий, общественных движений |
В том числе: | ||||
Доля в списке |
Муж. |
Жен. | |||
«Блок Жириновского» |
3 |
4% |
3 |
0 | |
КПРФ |
18 |
7% |
17 |
1 | |
«Медведь» |
42 |
23% |
39 |
3 | |
ОВР |
84 |
36% |
73 |
11 | |
СПС |
49 |
26% |
35 |
14 | |
«Яблоко» |
24 |
14% |
22 |
2 |
Итак, свыше 1/3 мест в избирательных
списках принадлежали, с одной
стороны, представителям деловых кругов,
т.е. бизнесменам и так называемому
«директорскому корпусу» (18%), а с
другой, - лидерам федеральных и
региональных общественных и политических
организаций, разнообразных некоммерческих
организаций –
Среди руководителей и заместителей руководителей акционерных, государственных и частных предприятий (промышленных, сельскохозяйственных, торговых и т.д.), включенных в шесть наиболее перспективных списков, женщин – только 5%, среди же руководителей и заместителей руководителей общественных движений, федеральных и региональных политических структур, фондов, различных некоммерческих организаций и т.д. – 14%.
Похоже, что это связано с особенностями гендерной асимметрии в различных сферах российской общественной жизни. Если доступ в деловую, хозяйственную элиту для женщин закрыт почти наглухо, то в «третьем секторе», в разнообразных структурах формирующегося гражданского общества социальная активность женщин постепенно приносит свои плоды и ведет к смягчению гендерного дисбаланса.
Какое отношение эта диспропорция может иметь к проблеме гендерного паритета в структурах законодательной власти? Самое непосредственное. Уже накопленный опыт российского парламентаризма говорит о том, что мотивы и сама логика поведения представителей деловых кругов и «третьего сектора» в органах законодательной власти не идентичны.
Первые в большей мере ориентированы на защиту интересов своих отраслей, а нередко – и конкретных коммерческих структур, склонны к лоббистской деятельности. Вторые – в силу своего социального опыта, большей настроенности на решение социальных вопросов и большей компетентности в этой области, в силу обязательств, связывающих их с организациями «третьего сектора», - способны сильнее выражать, так сказать, общие интересы широких слоев населения.
Причем речь идет не столько о склонности к популизму, которая может быть в равной мере присуща и депутату из числа «капитанов бизнеса», и парламентарию, пришедшему в политику из «третьего сектора», сколько об установке на принятие решений не в частных, групповых, а в коллективных интересах.
***
Качественный анализ списков кандидатов
в депутаты по-своему свидетельствует
о сегментации российского
Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)