Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция

Краткое описание

Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 11.docx

— 100.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Половозрастное распределение  кандидатов в депутаты

 

 

Всего

До 30 лет 

30-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

Старше 60 лет

«Блок Жириновского»

М.

82

98%

19

100%

22

96%

20

100%

16

94%

5

100%

Ж.

2

2%

-

0%

1

4%

-

0%

1

6%

-

0%

КПРФ

М.

240

89%

5

71%

15

83%

67

83%

104

90%

49

98%

Ж.

30

11%

2

29%

3

17%

14

17%

10

10%

1

2%

«Медведь»

М.

163

90%

11

92%

46

87%

55

90%

40

89%

11

100%

Ж.

19

10%

1

8%

7

13%

6

10%

5

11%

-

0%

ОВР

М.

202

87%

3

100%

27

90%

63

82%

70

85%

39

100%

Ж.

29

13%

-

0%

3

10%

14

18%

12

15%

-

0%

СПС

М.

159

83%

10

100%

38

83%

64

89%

32

71%

15

79%

Ж.

33

17%

-

0%

8

17%

8

11%

13

29%

4

21%

«Яблоко»

М.

155

89%

8

100%

38

93%

56

81%

42

91%

11

100%

Ж.

20

11%

-

0%

3

7%

13

19%

4

9%

-

0%


 

Очевидно, что самое «молодое»  из этих объединений – «Блок Жириновского», самое «пожилое» - КПРФ, сразу вслед  за ним – ОВР. «Медведь»,СПС,  «Яблоко» имеют схожую возрастную структуру. Их кандидаты в депутаты в большинстве своем – люди среднего возраста.

Но несмотря на столь явную разницу в возрастном составе кандидатов в депутаты от этих политических объединений, в любом из них – считанные единицы женщин до 30 лет. Среди женщин-кандидатов преобладает группа 40-50-летних. Бросается в глаза и то обстоятельство, что женщины вообще быстрее, чем мужчины, сходят с политической сцены. Их почти нет в возрастной группе старше 60 лет (исключение – 4 кандидата в списке СПС). В то же время среди кандидатов-мужчин значатся лица не только старше 60, но даже старше 70 лет.

Почему это так? Вероятно, рождение и воспитание детей задерживают  выход женщин в политику, рождение внуков – провоцирует их уход. Но одним лишь чадолюбием вряд ли можно  объяснить причины «короткого века»  женщин в политике. Выталкивает их из политического процесса скорее всего просто старение. И этот факт нельзя не квалифицировать как проявление дискриминации по признаку пола в определенной возрастной группе.

Понятно, что блок Жириновского не дает женщинам практически никаких  шансов на выстраивание политической карьеры, живут ли они в большом  городе или на селе. Зато в этом блоке  быстрее, чем где либо, могут преуспеть  мужчины – выходцы из малых  городков и поселков.

 

Распределение кандидатов по месту  жительства

 

БЖ

КПРФ

«Медведь»

ОВР

СПС

«Яблоко»

 

Москва

37%

(1 ж.)

25%

(4 ж.)

30%

(3 ж.)

37%

(13 ж.)

21%

(3 ж.)

21%

(5 ж.)

 

Петербург

1%

(1 ж.)

3%

(1 ж.)

7%

(1 ж.)

6%

(1 ж.)

4%

(2 ж.)

9%

(1 ж.)

Областные центры

33%

(-)

46%

(10 ж.)

47%

(12 ж.)

45%

(12 ж.)

56%

(19 ж.)

50%

(10 ж.)

 

Малые города

18%

(-)

17%

(8 ж.)

9%

(1 ж.)

8%

(3 ж.)

15%

(7 ж.)

16%

(3 ж.)

 

Поселки, села

11%

(-)

10%

(4 ж.)

6%

(1 ж.)

6%

(-)

4%

(2 ж.)

4%

(1 ж.)


 

Рекрутирование кандидатов в депутаты в малых городах и поселках характерно, правда чуть в меньшей степени, и для КПРФ. Причем коммунисты нашли здесь и самое большое число женщин – кандидатов в депутаты.

СПС и «Яблоко» больше ориентированы  на работу в областных центрах. Отсюда эти объединения набирали в 1999 году основное число кандидатов в депутаты – как мужчин, так и женщин.

«Медведь» был чуть больше ориентирован на столичных мужчин. Но жительницы областных центров имели больше шансов попасть в список этого  объединения, чем жительницы обеих  столиц (Москвы и Петербурга).

Самым столичным являлся список блока ОВР, причем как в отношении  кандидатов – мужчин, так и в  отношении кандидатов – женщин. Доля представителей Москвы и Петербурга здесь почти равна доле выходцев из областных центров.

Следующий важный критерий отбора –  уровень образования кандидатов в депутаты.

Образование

 

высшее

Незаконченное высшее, среднее, среднее  специальное

«Блок Жириновского»

68

16

КПРФ

258

12

«Медведь»

173

9

ОВР

230

1

СПС

184

8 (2 ж)

«Яблоко»

169

6 (1ж)


 

Подавляющее большинство кандидатов в депутаты имели высшее образование. И все же ясно, что для мужчин, стремящихся к политической карьере, отсутствие такого образования является не столь серьезным препятствием, как для женщин. Последние –  при наличии иных «показаний» - могли  попасть только в списки СПС и  «Яблока».

Еще один важный фактор, повышавший шансы  претендентов на включение в списки кандидатов в депутаты во всех объединениях, - опыт законотворческой деятельности на федеральном или на региональном уровне.

 

Опыт депутатской деятельности

 

Депутаты Государственной Думы

Члены региональных законодательных  собраний

«Блок Жириновского»

20 (24%)

1 ж.

2

-

КПРФ

95 (35%)

9 ж.

18

1 ж.

«Медведь»

2 (1%)

1 ж.

6

 

ОВР

18 (8%)

7 ж.

23

4 ж.

СПС

8 (4%)

1 ж.

6

1 ж.

«Яблоко»

32 (18%)

5 ж.

13

4 ж.


 

Больше всего кандидатов, имеющих  опыт депутатской деятельности –  как мужчин, так и женщин, - в  списках КПРФ: свыше одной трети. Четверть мест была отдана кандидатам с таким опытом в списке блока Жириновского. Пятая часть – в списке «Яблока». Показательно, что среди кандидатов – женщин в последнем почти половина уже принимала участие в законотворческой деятельности.

Ориентация на кандидатов с опытом работы в федеральном и региональных законодательных собраниях сказались  и на «женской» части списка ОВР: более трети включенных в него депутатов Думы предыдущих созывов  – женщины.

Менее всего такая ориентация характерна для списков СПС и блока  «Медведь».

В то же время «Медведь», ОВР и  СПС сделали ставку на представительство  директорского корпуса – руководителей  предприятий разного типа. По «удельному весу» мужчин – руководителей  лидирует список «Медведя». По числу  женщин-руководителей – список ОВР.

Представительство бизнеса и директорского  корпуса

 

Руководители, заместители руководителей  акционерных, государственных, частных  предприятий (промышленное и сельскохозяйственное производство, торговля, финансы)

В том числе:

   

Доля в списке

Муж.

Жен.

Блок Жириновского

9

11%

9

0

КПРФ

37

16%

37

0

«Медведь»

42

23%

39

3

ОВР

46

20%

42

4

СПС

39

20%

37

2

«Яблоко»

27

15%

26

1


 

Уровень представительства руководителей  разного рода общественных организаций  выше всего в списках ОВР, СПС, «Медведя». Причем больше всего руководителей  общественных организаций – женщин в списке СПС, затем – в списке ОВР. Практически не ориентирован на эту среду блок Жириновского.

 

 

Представительство общественных организаций

 

Руководители, заместители руководителей  федеральных и региональных некоммерческих организаций, профсоюзов, партий, общественных движений

В том числе:

   

Доля в списке

Муж.

Жен.

«Блок Жириновского»

3

4%

3

0

КПРФ

18

7%

17

1

«Медведь»

42

23%

39

3

ОВР

84

36%

73

11

СПС

49

26%

35

14

«Яблоко»

24

14%

22

2


Итак, свыше 1/3 мест в избирательных  списках принадлежали, с одной  стороны, представителям деловых кругов, т.е. бизнесменам и так называемому  «директорскому корпусу» (18%), а с  другой, - лидерам федеральных и  региональных общественных и политических организаций, разнообразных некоммерческих организаций – просветительских, благотворительных и т.д. (19%). Отметим, что первых было больше всего в  списке «Медведя» (23%), а вторых –  в списке ОВР (36%). Но здесь интересно, главным образом, то обстоятельство, что соотношение мужчин и женщин в этих группах претендентов на депутатские  мандаты принципиально различалось.

Среди руководителей и заместителей руководителей акционерных, государственных  и частных предприятий (промышленных, сельскохозяйственных, торговых и т.д.), включенных в шесть наиболее перспективных  списков, женщин – только 5%, среди  же руководителей и заместителей руководителей общественных движений, федеральных и региональных политических структур, фондов, различных некоммерческих организаций и т.д. – 14%.

Похоже, что это связано с  особенностями гендерной асимметрии в различных сферах российской общественной жизни. Если доступ в деловую, хозяйственную элиту для женщин закрыт почти наглухо, то в «третьем секторе», в разнообразных структурах формирующегося гражданского общества социальная активность женщин постепенно приносит свои плоды и ведет к смягчению гендерного дисбаланса.

Какое отношение эта диспропорция может иметь к проблеме гендерного паритета в структурах законодательной власти? Самое непосредственное. Уже накопленный опыт российского парламентаризма говорит о том, что мотивы и сама логика поведения представителей деловых кругов и «третьего сектора» в органах законодательной власти не идентичны.

Первые в большей мере ориентированы  на защиту интересов своих отраслей, а нередко – и конкретных коммерческих структур, склонны к лоббистской  деятельности. Вторые – в силу своего социального опыта, большей настроенности на решение социальных вопросов и большей компетентности в этой области, в силу обязательств, связывающих их с организациями «третьего сектора», - способны сильнее выражать, так сказать, общие интересы широких слоев населения.

Причем речь идет не столько о  склонности к популизму, которая  может быть в равной мере присуща  и депутату из числа «капитанов бизнеса», и парламентарию, пришедшему в политику из «третьего сектора», сколько об установке на принятие решений не в частных, групповых, а в коллективных интересах.

 

***

Качественный анализ списков кандидатов в депутаты по-своему свидетельствует  о сегментации российского политического  пространства и его постепенном  заполнении структурами с более  или менее отчетливо проявляющимися социальными интересами. В том  числе и гендерными – социальными интересами мужчин и женщин.

Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)