Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция
Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.
Однако реальных властных полномочий эти органы, как известно, не имели. Кроме того, депутатов Верховного Совета не столько «выбирали», сколько «назначали» и уже за «назначенных» - единодушно голосовали. Реальная власть находилась в руках коммунистической партии, точнее – ее руководства: Генерального секретаря, Политбюро, Секретариата и утверждавшего их решения Центрального Комитета. На заре советской власти считанные единицы женщин попали в состав высшего партийного руководства. Женщин совсем не было в них в годы правления Сталина. Они появились там вновь только в годы хрущевской оттепели. За все семьдесят лет советской власти лишь одна женщина, Екатерина Фурцева, входила в состав Секретариата ЦК.
Тем не менее, показатели численности женщин среди депутатов Верховного совета или органов местного самоуправления были впечатляющими. Женщин включали туда по специальной разнарядке или квоте. Для органов местного самоуправления была предусмотрена квота в 40-50%, для Верховного Совета – не менее 30%.
Отказ от квот произошел на Съезде народных депутатов СССР в 1989 г. При этом предполагалось, что на смену обеспеченному указаниями «сверху» представительству женщин придет их истинное представительство. Однако, когда парламент приобрел реальные властные полномочия, и выборы начали проводиться не на прежней безальтернативной основе, а в условиях жесткой конкурентной борьбы, это представительство сократилось в несколько раз.
В составе съезда народных депутатов России, избранного уже в следующем, 1990 г., доля женщин составила 5,6%. Если она и поднималась в последующие годы, то незначительно.
Почему это так? Конечно, страна
переживает в эти годы глубочайший
кризис. СССР распался, его место
заняла эфемерная структура –
СНГ. Россия приступила к новому государственному
строительству, во многом отказываясь
от былого социалистического прошлого.
Но в государственной политике в
области обеспечения
Под их давлением принимается, в
частности, очень важная правовая норма,
гарантирующая равенство
В ее развитие в 90-е годы принимается
и целый ряд других правовых документов.
В их числе – Указы Президента
«О первоочередных задачах государственной
политики в отношении женщин» (1993
г.), «О повышении роли женщин в системе
федеральных органов
Свой вклад в обеспечение условий для реализации принципа равных возможностей для женщин и мужчин вносит в 90-годы и законодательная власть. Важными актами последней стали, в частности, ратификация Конвенции N 156 МОТ « О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и принятие « Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».
Кроме того, участие России в целом
ряде международных соглашений, принятых
по инициативе Организации объединенных
наций, Международной организации
труда и др. в целях ликвидации
дискриминации – неравенства
в положении мужчин и женщин в
сфере труда, управления обществом,
в семейной жизни, - накладывает на
нее дополнительные обязательства
по реальному обеспечению
Обеспечили ли все эти законодательные акты, указы, постановления равное представительство женщин и мужчин в сфере политики, государственного управления?
Данные статистики со всей очевидностью демонстрируют обратное. Сегодня в системе государственной службы женщины преобладают на должностях, не предполагающих принятия ответственных решений. Они составляют 56% государственных служащих федерального уровня, но руководящие должности занимают только 9% из них, а так называемые «высшие» должности – 1,3%. Например, в составе правительства РФ в 1999 г. была одна женщина – вице-премьер В.Матвиенко.
В органах судебной власти на федеральном
уровне – в аппаратах
Известно, что в 90-е годы структуры законодательной власти превратились в один из важных резервов формирования государственной элиты страны. Что происходит там?
В составе верхней палаты российского парламента, в Совете Федерации (178 чел.) в 1999 г. – 1 женщина.
Среди депутатов нижней палаты парламента – Государственной думы РФ первого созыва ( 1993-1995 гг.) было 13,6% женщин. В государственной Думе второго созыва (1995-1999 гг.) – 10%.
В числе депутатов
Поскольку основным каналом выхода в политику, «мостом» между гражданами и государством призваны « по определению» служить политические партии и движения, то важно понять, как обстоит в них дело с представительством женщин, в какой мере они стимулируют женскую политическую активность и содействуют продвижению женщин во властные структуры.
На первое января 1999 г. в стране
было зарегистрировано 141 общественно-политическое
объединение, 6 из них – женское.
17 объединений возглавляли
С другой стороны, известно, что все
политические партии и движения охотно
используют женщин в избирательных
кампаниях в качестве агитаторов,
наблюдателей, членов избирательных
комиссий. А какую поддержку они
оказывают женщинам, если последние
демонстрируют намерение
Парламентские выборы 1999 г. позволили проанализировать этот вопрос не на основе абстрактных суждений о роли мужчин и женщин в обществе, а на конкретных данных, полученных при изучении списков кандидатов в депутаты от различных партийных объединений, списков кандидатов, шедших по одномандатным округам, партийных программ, официальных результатов выборов, социологических опросов, проводившихся, в частности, Фондом «Общественное мнение».
Прежде чем приступить к такому анализу, отметим немаловажную деталь – в ходе этих выборов конституционная норма о равноправии женщин и мужчин оказалась не привязанной к текущему законодательству, регламентирующему процедуры выборов в органы государственного управления. При отборе кандидатов в списки избирательных объединений, при отборе кандидатов, шедших от партии и блоков по одномандатным округам, при выдвижении кандидатов на пост президента страны гендерная составляющая деятельности партий и блоков определялась только Конституцией, которая, однако, по определению является законом прямого действия. Как соблюдался этот закон?
1.Гендерный анализ списков
кандидатов в депутаты
Правом на участие в избирательной кампании 1999 г. обладали 139 общественных объединений, в их числе – 6 женских. Воспользовались этим правом и были утверждены Центризбиркомом в качестве участников избирательной борьбы 28 объединений, включая 2 женских. Для сравнения: в предвыборной гонке 1995 г. к участию в выборах были допущены 43 объединения, одно – женское.
В целом во всех представленных списках,
включая два женских
Но в списках партий – фаворитов уровень женского представительства был ниже, чем по всему корпусу участников предвыборной борьбы в целом. В них насчитывалось в сумме только около 11% женских имен: КПРФ – 10%; «Медведь» - 10%; «Яблоко» - 11%; ОВР – 12%. Больше всего женщин числилось в списке Союза правых сил – 17%.
Наиболее широко женщины были представлены
в списке тех блоков и объединений,
которые изначально являлись скорее
аутсайдерами избирательной кампании.
Особо выделялись в этом отношении
организации социал-
Бесспорными лидерами в этом плане можно считать блоки «Мир. Труд. Май», список которого содержал 30% женщин-кандидатов; «За гражданское достоинство» (лидер – Э.Памфилова) – 29% женщин; «Партия мира и единства» (лидер – С.Умалатова) – 22% женщин; экологическое объединение «Кедр» - 22%; «Блок генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова» - 20%; блок «Социал-демократы» - 19% женщин.
Самый низкий показатель представленности
женщин – в списках
Но место месту – рознь. Понятно, что больше всего шансов на депутатский мандат имеют те кандидаты, чьи имена либо значатся в центральной части списка, либо стоят на первых позициях в его региональных частях. Какие шансы в этом плане предоставляли женщинам-кандидатам те или иные объединения? Женщины входили в тройку лидеров – под разными номерами – в следующих 7-ми объединениях:
По количеству женщин в центральной части списка и под первыми номерами в региональных частях (то есть в «проходной» части списка) бесспорными лидерами являлись:
В двух случаях женщины удерживали за собой все основные позиции в списках кандидатов в депутаты: в списке блока «Женщины России», где не было ни одного мужского имени; и в списке Российской партии защиты женщин, которая включала 30% мужских имен.
Женщин вообще не было на этих позициях в «Блоке Жириновского» и в объединении «За веру и Отечество».
Среди партий, имевших наибольшие шансы преодолеть пятипроцентный барьер, по данному показателю лидировали ОВР (3 женщины в центральной части списка, 2 – под первыми номерами в регионах) и КПРФ (соответственно 1 и 4).
Шансы женщин в объединении «Яблоко» были более низкими: 1 – в центральной части списка, 3 – под первыми номерами в регионах.
«Медведь» не включал женщин в центральную часть списка и двух – под первыми номерами в регионах.
Очевидно, что почти все политические
объединения – участники
Это отчетливо проявилось и при
выборе кандидатов, претендовавших на
депутатские мандаты от одномандатных
округов. Среди тех, на кого делали ставку
эти объединения в таких
Следующая серия возникающих при
нашем анализе вопросов связана
с «качественными»
Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)