Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция
Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.
Можно с полной достоверностью утверждать, например, что блок Жириновского, КПРФ, «Медведь» - структуры более традиционные, авторитарные, чем «Яблоко», СПС, ОВР. А значит, женщинам, стремящимся сегодня к политической карьере, в принципе предпочтительнее ориентироваться на СПС, ОВР, «Яблоко».
Значит ли это, что политические
объединения сознательно
2.Программы политических объединений: гендерный аспект
В канун парламентских выборов
1999 года КПРФ не принимала новых
больших программных
Ни проблема обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин в сфере политики, ни более традиционная задача – защита особых социальных интересов женщин – явно не являются сегодня актуальными для КПРФ. Похоже, что партия решила отказаться от советской традиции, видевшей в решении «женского вопроса» одну из главных вех при продвижении к обществу социальной справедливости.
Межрегиональное движение «Единство»
(«Медведь») в качестве программного
документа представило вниманию
избирателей «Тезисы». В этих тезисах
о женщинах, их политических и социальных
интересах нет ни слова. Лишь одно
положение этого документа с
известной долей условности можно
оценить как имеющее
В силу по крайней мере двух обстоятельств особой гендерной чувствительностью должно было бы отличаться «Яблоко». Во-первых, потому что современный социал-либерализм – а именно так можно определить комплекс идей, которые отстаивает «Яблоко», - видит в гендерном равноправии естественную основу прочной, консолидированной демократии. Во-вторых, потому что в электорате и среди активисток «Яблока» очень высок процент женщин. Тем не менее, на программном уровне «Яблоко» пока демонстрирует практически полное безразличие к гендерной проблематике. И это не может не отражаться на политических позициях блока, на его успехах и поражениях.
Обширную программу Союза
А вот в программе ЛДПР есть специальный раздел «Женщины и ЛДПР». Раздел такой же лукавый, как и программа в целом. Он начинается словами: «ЛДПР выступает за равноправие женщин, улучшение их материального положения и повышение их социального статуса». Вполне прогрессивное заявление. Но далее следует фраза, которая лишает предыдущие слова всякого смысла. В программе говорится: «…ЛДПР, борясь за счастливую жизнь прекрасной половины русской нации, категорически отвергает феминизм как экстремистское политическое течение, разжигающее антагонизм между полами и стремящееся к нормативному закреплению за женщинами руководящих функций в обществе».
Интересно, что «либерал-демократы» используют формулу «равенство возможностей», но они говорят лишь о «равенстве социальных возможностей женщин и мужчин». Это значит, что практически полное отсутствие женщин в избирательном списке «Блока Жириновского» - не случайность, а следствие принципиальной установки на недопущение женщин к рычагам власти.
Однако в ходе избирательном кампании 1999 года появился и гендерно чувствительный программный документ. Он был подготовлен политической организацией, играющей значительную роль на отечественной политической сцене. Программный прорыв в область отстаивания равных прав возможностей для женщин и мужчин совершила организация «Отечество», опубликовавшая летом 1999 года программу «Отечество» - женщинам». Эта проблема была торжественно принята на специальном Женском Форуме, состоявшемся в г.Иваново (июль 1999 г.).
Документ соответствует
Программа детально описывает все проявления гендерного неравенства, дискриминации российских женщин, которая была усугублена рыночными реформами, проводившимися без должного учета вероятных социальных последствий. И предлагает совершенно конкретные меры законодательного характера для выравнивания социальных позиций женщин и мужчин в нашем обществе, а также для обеспечения их паритетного представительства в структурах власти.
Опубликовав и приняв эту программу
совместно с
3.Итоги выборов. Гендерный состав Государственной Думы третьего созыва
В составе Государственной Думы третьего созыва – 450 депутатов. В их числе – 34 женщина. Это – 7,6% депутатского корпуса. 14 из них прошли в парламент по партийным спискам. Представительницы женских объединений – «Женщины России» и «Российская партия защиты женщин», - которые получили соответственно поддержку 2,04% и 0,8% избирателей, в парламент не попали.
По партийным спискам
Отметим, что женщин – кандидатов в депутаты вообще не было практически в каждом третьем из 225 одномандатных округов. Добиться успеха они сумели в 20 округах.
По одномандатным округам
«Яблоко» и «Блок Жириновского»
В итоге гендерная структура Государственной Думы третьего созыва выглядит следующим образом (на 1 февраля 2000 г.):
Приведем для сравнения
В руководящем составе
Все женщины, получившие мандат депутата, имеют высшее образование, в основном входят в возрастную группу 40-50-летних депутатов. Нет ни одной – в возрасте до 30 или после 60 лет. Отметим, что 13 депутатов-мужчин – моложе 30 лет, 7 – старше 70 лет. Среди женщин-депутатов преобладают уроженки областных центров. Наконец, их главный ресурс – опыт управленческой работы. Причем многие – больше одной трети из женщин-депутатов – начинали свою карьеру либо в рядах КПСС, либо в ВЛКСМ.
Здесь мы сталкиваемся с одним из
парадоксов российской политической жизни.
КПРФ – организация авторитарно-
Партии демократического типа, даже выдвигая примерно то же число женщин, что и коммунисты, не способны, по-видимому, без специальной агитационно-пропагандистской работы (а значит – программного обеспечения) убедить своих избирателей в том, что за их представительниц следует голосовать. Сошлемся, для примера, на тот факт, что в ходе парламентских выборов 1999 г. «Яблоко» пыталось провести в одномандатных округах примерно столько же женщин-кандидатов, сколько шло у КПРФ. И не добилось ни одной победы.
Это противоречие имеет далеко идущие последствия. В итоге в органы законодательной власти – как федерального, так и регионального уровней, попадают вовсе не носительницы нового демократического отношения к проблеме гендерного равноправия, а женщины, либо вообще не подозревающие о самом существовании гендерной темы в политике, либо патриархатно ориентированные.
Как разрешится это противоречие,
сказать пока сложно. Ясно только, что
его разрешение потребует специальных
усилий со стороны заинтересованных
субъектов политического
Гендерная структура нынешней Государственной Думы свидетельствует о четком «мужском» профиле российской законодательной власти – она разбалансирована, не способна учитывать ни политических и социальных интересов российских женщин, ни их особого социального опыта.
Этот дисбаланс негативно
Но гендерная разбалансированность представительной власти впрямую воздействует еще и на устойчивость, эффективность российской политической системы, на принятие решений по основным вопросам развития нашего общества. Известно, что мужчины чаще склонны к силовым решениям, женщины же отличаются большей гибкостью, склонностью к компромиссу и диалогу при анализе конфликтных ситуаций. Если бы в составе Думы, а также в составе правительства и Совета Безопасности было примерно равное количество женщин и мужчин, Россия, возможно, не втянулась бы в затяжной и мучительный военный конфликт в Чечне.
4.Электорат в гендерном измерении3
В парламентских выборах 1999 г. приняли
участие 66% женщин и только 59% мужчин.
Продемонстрировав, как обычно, более
высокий уровень электоральной
активности, женщины – к тому
же численно преобладающие в составе
населения – оказали
Данные говорят о том, что женщины значительно чаще, чем мужчины, отдавали свои голоса за партии, не преодолевшие пятипроцентный барьер. Частично это объясняется их стремлением поддержать объединение «Женщины России». Но можно предположить, что здесь проявилось и несколько менее прагматичное отношение женщин к акту политического волеизъявления. Показательно, во всяком случае, что 16% женщин, принявших участие в голосовании, не были уверены в том, что поддержанные ими партии пройдут а Думу, тогда как среди мужчин доля избирателей, не испытывавших такой уверенности, была значительно ниже – 10%.
Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)