Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:33, лекция
Государственная политика в отношении женщин – это часть социальной политики, которая формирует правовой и социальный статус женщин как крупной социально-демографической группы, регламентирует их взаимоотношения с обществом.
И все же весьма показательно, что эта установка гораздо более характерна для мужчин, чем для женщин. Кроме того, последние значительно чаще, чем представители «сильного пола», говорят о том что СМИ проясняли для них предвыборную ситуацию, и несколько реже – выбирают противоположный, критический в отношении СМИ вариант ответа: они «запутывали, мешали принять определенное решение». Женщины, следовательно, с большим доверием, чем мужчины, относились к сообщениям СМИ. К тому же они чаще заявляют, что последние привлекали их внимание к выборам. Такое признание свидетельствует, прежде всего, о том, что «изначальный», не спровоцированный СМИ интерес к выборам был у них несколько меньшим, чем у мужчин. А более низкий уровень политической ангажированности предопределяет обычно повышенную восприимчивость к агитационно-пропагандистскому воздействию.
Таким образом, в «информационной
войне», во многом определившей исход
избирательной кампании, женщины
оказались более уязвимыми «
О повышенной восприимчивости женщин к внешним воздействиям – в том, что касается политического выбора, - свидетельствует и приведенные ниже данные.
Вопрос: Принимая решение, голосовать ли и за кого именно, Вы учитывали мнения и советы других людей или нет?
мужчины |
Женщины | |
Безусловно учитывал |
10 |
15 |
Скорее учитывал |
18 |
21 |
Скорее не учитывал |
28 |
27 |
Безусловно не учитывал |
41 |
34 |
Затр. ответить |
2 |
3 |
Правда, отвечая на уточняющий вопрос о том, чьи именно мнения они учитывали, женщины (как, впрочем, и мужчины) чаще всего упоминали членов семьи, родственников и близких друзей, и крайне редко признавали, что брали в расчет рекомендации политиков или журналистов. Но уже сама предрасположенность к учету чужих мнений способствует некритическому восприятию «советов», растворенных в информационной потоке.
Неудивительно, поэтому, что на последнем
этапе предвыборной кампании симпатии
женщин, не определившихся ранее в
своих электоральных
Выше уже отмечалось, что женщины намного чаще мужчин утверждали, что руководствовались в день голосования доверием и симпатией к партийным лидерам. И именно этот мотив особенно охотно упоминали избиратели, проголосовавшие за «Медведя». Если среди них о доверии и симпатии к лидерам как об основной причине, определившей их политический выбор, заявили 55% опрошенных, то среди отдавших свои голоса за ОВР, СПС, «Яблоко» и «Блок Жириновского», - от 42 до 48% респондентов. (Что касается коммунистического электората, то здесь, как и следовало ожидать, о лидерах упомянули немногие – лишь 21% опрошенных).
Несмотря на достаточно высокий престиж С.Шойгу, трудно поверить, чтобы имена новоиспеченных политиков, возглавивших избирательный список «Медведя», действительно способствовали мобилизации его сторонников в большей мере, нежели имена Е.Примакова, Г.Явлинского, С.Кириенко, В.Жириновского – консолидации электоратов ОВР, «Яблока», СПС, «Блока Жириновского». По-видимому, говоря о доверии и симпатии к лидерам «Медведя», респонденты имели в виду не только, а может быть – и не столько С.Шойгу, А.Каралина и А.Гурова, сколько главного «агитатора» правительственной партии, В.Путина. И именно на женщин его «рекомендации», многократно воспроизводившаяся СМИ на исходе избирательной кампании, произвела особенно сильное впечатление, что – с учетом их «пониженной» в сравнении с мужчинами политической ангажированности и «повышенной» склонности к конформному политическому поведению – представляется вполне естественным
1 Лекция прочитана по материалам книги: С.Айвазова, Г.Кертман «Мужчины и женщины на выборах. Гендерный анализ избирательных кампаний в 1999 и 2000 гг. в России». М. 2000.
2 В цифрах могут быть некоторые неточности, т.к. расчет велся по данным кН.: Выборы депутатов Государственной Думы ФС третьего созыва 19 декабря 1999 г. Итоги. Издание Центризбиркома. М. 2000. Имена и отчества кандидатов здесь не приводятся (даются лишь инициалы), а целый ряд фамилий, как известно, лишен «полового признака». Но о пропорциональном соотношении мужчин и женщин-кандидатов по этим данным можно судить с достаточной долей достоверности, что и является нашей целью.
3 Источник данных: еженедельные общероссийские опросы населения по репрезентативной выборке, проводимые Фондом «Общественное мнение» в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Размер выборки – 1500-2000 респондентов.
Информация о работе Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)