Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:05, дипломная работа

Краткое описание

Социально - экономическая ситуация в Российской Федерации в целом имеет кризисный характер. Анализ используемых государством методов социальной политики приводит к выводам о недопущении особенно острых кризисных ситуаций в отдельных регионах способных привести к социальным взрывам, поводом для которых может служить аномально высокая территориальная дифференциация. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в том числе и по социальным проблемам.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

  Переход к рыночной экономике  предполагает создание целостной  и эффективной системы социальных  гарантий, соблюдение важнейших  прав членов общества: права на  труд, и защиту от безработицы, на получение дохода, обеспечивающего  право на жизнь на отдых и досуг, на образование, на социальное обеспечение и медицинское обслуживание, на попечение и помощь материнству и детству. Нормотворческий процесс в области социальной защиты не должен останавливаться,  в формировании правового государства необходимо опираться на государственные гарантии, законодательно закрепленные социальные права человека в России.

   Одним из важнейших законов, закрепляющих социальные гарантии  граждан в Р.Ф., является Закон  о «Государственных пенсиях в  Российской Федерации” от 20 ноября 1990 года № 304-1(ред. 02.01.2000). Настоящий Закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия  (раздел восьмой Закона).

    Право выбора пенсии (статья 5 настоящего Закона). Гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них по выбору. Право на получение двух пенсий предоставляется:

    а) гражданам, ставшими инвалидами  вследствие военной травмы (статья 41 Закона), участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;

    б) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну  с Японией, не вступившим в  новый брак. Им могут устанавливаться  пенсия по старости (пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца – за погибшего мужа; (в ред. Федерального закона от 14.07.1999 № 163-ФЗ).

    в) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по  призыву, погибших    (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением  случаев, когда смерть наступила в результате противоправных действий военнослужащих).

    Им могут устанавливаться  пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца  статья 58.1 Закона. При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего военнослужащего (пп. “в” введен Федеральным законом от 01.06.1999 № 110-ФЗ).

Введение последнего пункта  важно, в связи с большими человеческими жертвами Российских военнослужащих, участвующий в военных действиях в Чечне.

    Необходимо отметить  в настоящем Законе (статья 17), вопрос  о минимальном размере пенсии. Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому стажу, для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда (в ред. Федерального закона от 05.05.1994). На сегодняшний момент в некоторых регионах России это ниже прожиточного минимума. Поэтому многие пенсионеры живут просто в нищете. Существует необходимость принятия закона об уравнивании минимального размера пенсии с прожиточным минимумом. Это будет еще одним необходимым шагом на пути к социальной защите пенсионеров в нашей стране. Настоящий Федеральный закон, в принципе, выполнят свои функции, но очень сильно на благосостоянии групп населения, охваченных  данным Законом, как и на все население России, оказывает влияние дефицит государственного бюджета. Поэтому необходимо создавать условия для дальнейшего развития негосударственной системы пенсионного обеспечения.

 Цивилизованная рыночная экономика  предполагает создание системы  социальной защиты трудящихся  от безработицы, важнейшую роль  в которой играет государственная служба занятости и ее органы на местах. 19 апреля 1991 года  в Р.Ф. принят закон “О занятости населения в Российской Федерации” № 1032-1, в настоящее время Закон действует в редакции от 20.04.1996 года №36-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Р.Ф. “О занятости населения в Российской Федерации”. В котором говорится о том, что служба занятости призвана регулировать процессы занятости на территории, осуществлять профессиональную ориентацию, подготовку и переподготовку кадров, организовывать общественные работы, выплачивать пособия в период безработицы. Способствовать формированию и поиску новых рабочих мест,  помогать гражданам с переселением на новое место работы, распоряжаться  фондом занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения проводится в условиях экономического кризиса, сопровождающегося падением производства, уменьшением  объемов и его переориентацией, а следовательно и ростом безработицы. В этих условиях особого внимания требуют граждане, находящиеся под угрозой увольнения и безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости.

    Закон от 19 апреля 1991 года  предлагает пути решения вопросов  в области занятости населения  и особенно социальной защиты  от безработицы:

- создание условий быстрого трудоустройства безработных граждан;

- проведение и организация переподготовки и переобучения граждан;

- организация общественных работ и временной занятости безработных.

    В соответствии с Законом  от 19 апреля 1991 года, трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка вправе обратиться в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением выносят решение о признании обратившихся граждан безработными не позднее 11 дней с момента предъявления всех необходимых документов и выполнения всех требуемых процедур. В соответствии с федеральным Правительства Р.Ф. от  22.04.1997 года №458. Органы службы занятости законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 года № 181-ФЗ инвалиды также вправе обратиться в органы службы занятости. Зарегистрированные безработные граждане, выполняя все требования, согласно Закону от 19 апреля 1991 года получают социальную поддержку:

- пособие по безработице;

- стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

 

 

Размеры пособий и стипендий, условия и сроки их выплаты, а также порядок приостановки, снижения их размера и прекращение их выплат определены в главе шестой Закона. Проблему занятости необходимо не только решать, но и должна иметь место профилактика безработицы, то есть - создание новых рабочих мест. Дополнительным факторами, способствующими обострению проблемы занятости в Р.Ф., являются вынужденные мигранты, беженцы из бывших союзных республик, а так же увольняемые в запас военнослужащие.

     Социальная защита  населения в условиях рынка  строится на основе системы социальных нормативов, которые представляют собой научно обоснованные

-показатели уровня обеспеченности  и потребления, важнейших жизненных  благ и услуг, размера жизненных  доходов по социально-демографических  группам населения и регионам  страны. Важнейшую роль составляет прожиточный минимум, согласно международной  методологии, рассчитываемый для различных социальных групп. В Российской Федерации в 1992 году был принят Указ Президента Р.Ф. “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Р.Ф.”, а 24 ноября 1997 года был принят федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” № 134-ФЗ. Во многих действующих законах величина прожиточного минимума используется как критерий уровня жизни населения, поэтому этот закон следует считать как отправную точку при реализации прав граждан на социальную защиту. Более того, мера, социальной защищенности граждан непосредственно связана с законодательно установленной  величиной прожиточного минимума, которая представляет собой стоимость обязательных платежей и сборов, а также потребительской корзины, включающей необходимые для сохранения здоровья:

- минимальный набор продуктов питания;

- набор непродовольственных товаров;

- услуги;

Потребительская корзина определяется для основных групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров, детей. Величина потребительской корзины для перечисленных групп населения утверждается законодательно в субъектах Р.Ф. и по России в целом не реже одного раза в пять лет. При ее расчете используются методические рекомендации, утверждаемые правительством Р.Ф. с учетом потребительских цен на основе данных Государственного комитета по статистике. Потребительская корзина  в субъектах Р.Ф. должна учитывать: природно-климатические условия, национальные традиции, местные особенности потребления продуктов питания, товаров и услуг. Согласно Федеральному закону от 20 ноября 1998 года №201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», потребительская корзина для основных социально-демографических групп, в части продукты питания разработана Институтом питания Российской академии медицинских наук.  С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения она обеспечивает потребности различных возрастных групп в основных пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания. Непродовольственные товары в потребительской корзине – сдержат наименование таких товаров, как одежда, обувь, постельное белье, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства с указанием единиц измерения, сроков износа и объемов потребления в среднем на одного человека. В необходимые услуги, указанные в потребительской корзине, входят услуги необходимые для цивилизованного человека и за которые необходимо платить. Это, прежде всего, электроснабжение, коммунальные, транспортные и другие услуги. На основании установленной потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам, определяется величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам, в целом по Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается их законодательными органами. По оценкам Росстата, величина прожиточного минимума, рассчитанного на основе потребительской  корзины, примерно на 21% выше прежней. Есть основания полагать, что Федеральный закон «О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации» создаст правовую основы для разработки предложений, касающихся установления минимальных пенсий по старости, а также величины прожиточного минимума. Средне душевая величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально по Р.Ф. и в ее субъектах.

    Хабаровской краевой  Думой 01 марта 1996 года, был принят  закон “О прожиточном минимуме  в Хабаровском крае” № 15. Прожиточный  минимум в целом по  Хабаровскому  краю предназначается:

- для оценки уровня жизни населения Хабаровского края;

- определения материальных и финансовых ресурсов, необходимых для разработки и реализации программ социальной политики, в том числе и социальных программ;

- для выявления категорий малообеспеченных граждан и оказания им адресной социальной помощи;

- для определения размера оплаты труда при заключении коллективных договоров и соглашений (статья 2).

Исчисление прожиточного минимума и порядок его утверждения (статья 4 настоящего Закона). Минимальный объем, структура и натуральный состав потребляемых благ и услуг в Хабаровском крае

утверждается ежегодно Хабаровской краевой Думой по представлению Администрации Хабаровского края с учетом мнения профсоюзов.

    Бюджет прожиточного  минимума определяется ежеквартально  администрацией края на основании  данных краевого комитета государственной статистики об изменении потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги из расчета на душу населения и по основным демографическим группам населения: дети до 7 лет, подростки с 7 до 15 лет, пенсионеры, трудоспособные граждане.

    Источниками финансирования  мероприятий, связанных с установлением  и обеспечением прожиточного  минимума, являются средства краевого  бюджета, бюджетов муниципальных  образований, муниципальных и территориальных  фондов, и других источников (статья 6).

    В системе социальной  защиты населения  к прожиточному  минимуму должен быть жестко  привязан размер минимальной  заработной платы, минимальный размер  пенсий, пособий, стипендий и других  социальных платежей. При изменении  величины прожиточного минимума должен производится пересмотр минимальной оплаты труда и всех видов социальных выплат. Государство, в демократическом обществе является гарантом обеспечения конституционного права граждан на жизнь. Данная проблема, является одной из важнейших социальных проблем в Российской Федерации в современных условиях, поскольку минимальные социальные гарантии населению России  не соответствуют не только социальному прожиточному минимуму, но и физиологическому, (физиологический прожиточный минимум в стоимостном выражении составляет 50-55% от социального прожиточного минимума в зависимости от динамики цен на различные потребительские товары и услуги).

    Система социальной помощи  в России формируется в годы  реформ на федеральном, региональном  и местном уровне, включая Федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, 800 центров социального обслуживания в регионах. Сегодня в России действует более 1400 учреждений  неотложной социальной помощи, которые

Информация о работе Социальная защита инвалидов