обслуживают более 3 миллионов человек в год. 10 декабря 1995 года
был принят Федеральный закон “Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации” №195-ФЗ. Действующий
настоящий Закон регулирует деятельность
социальных служб, предназначенных для
социального обслуживания граждан. Деятельность
социальных служб включает в себя: оказание
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг, материальной помощи, социальной
поддержки. Социальное обслуживание населения
включает обширную систему мер, предназначенных
для граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации, которую они не могут преодолеть
самостоятельно; болезнь, сиротство, безнадзорность,
безработица, конфликты и жестокое обращение
в семье, одиночество, неспособность к
самообслуживанию, и другие ситуации.
Предоставление социального обслуживания,
порядок и условия оказания социальных
услуг гражданам утверждено постановлением
Правительства Р.Ф. “О предоставлении
бесплатного социального обслуживания
и платных социальных услуг государственными
социальными службами” от 24 июня 1996 года
№739.
Для социальной защиты
граждан пожилого возраста и
инвалидов принят закон “О
социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов”
от 2 августа 1995 года №122-ФЗ. Лицами
пожилого возраста считаются женщины
старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Закон
от 2 августа 1995 года гарантирует соблюдение
их прав в социальном обслуживании. В соответствии
с этим Законом Правительство Р.Ф. постановлением
от 25 ноября 1995 года №1151 утвердило Федеральный
перечень гарантированных государством
социальных услуг, предоставляемых гражданам
пожилого возраста и инвалидам государственными
и муниципальными учреждениями социального
обслуживания. Также Правительство Р.Ф.
15 апреля 1996 года приняло постановление
“О порядке и условиях оплаты социальных
услуг, предоставленных гражданам
пожилого возраста и инвалидов государственными
и муниципальными учреждениями социального
обслуживания”.
На территории Хабаровского
края в соответствии с Федеральным правовым регулированием в области
социального обслуживания, действует
закон Хабаровской краевой думы “Об учреждениях
медико-социальной помощи” от 30 июля 1997
года №32. Настоящий закон разработан в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан, Законом Российской Федерации
“О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов” и Федеральным
законом “О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации”, определяет
экономические, организационные и правовые
основы функционирования учреждений медико-социальной
помощи. Учреждения медико-социальной
помощи – это организация для оказания
медицинской, профилактической, реабилитационной,
протезно-ортопедической и зубопротезной
помощи, а также мер социального характера
по уходу за больными преимущественно
пожилого и старческого возрастов, одиноких,
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, детей – инвалидов, страдающих
хроническими заболеваниями и нуждающихся
в медицинской помощи и социальном уходе.
Учреждения медико-социальной помощи
организуются по решению органов местного
самоуправления на базе городских, районных,
участковых сельских больниц в качестве
их подразделений или в форме самостоятельных
учреждений при наличии соответствующей
лицензии.
Ситуация в сфере социального
обслуживания населения не может
быть признана удовлетворительной,
несмотря на проведение целого
ряда мер, упомянутых выше, по
ее совершенствованию. Преобладание
экстенсивного пути развития сферы социального обслуживания
населения, выражающееся, прежде всего
в появлении новых учреждений социального
обслуживания семьи и детей, оказания
помощи пожилым гражданам, инвалидам,
детям-сиротам, создает предпосылки для
крайне неэффективной работы таких учреждений,
наталкиваясь на недостаток финансирования
отрасли. Ряд приоритетных направлений
социальной помощи оказывается неохваченным
усилиями государственных органов социальной
помощи в силу недостатка финансовых,
организационных и информационных проблем.
Цель реформы социального обслуживания
состоит в реализации мер по повышению
эффективности организационной деятельности,
направленной на социальное обслуживание
населения, на социальную помощь нетрудоспособным
гражданам при одновременной диверсификации
источников социальной помощи. Реформа
должна быть направлена на усиление адресности
социальной помощи в отношении наименее
защищенных групп населения и возможно
больший охват социальными услугами таких
групп населения.
Одна из актуальных
социальных проблем, как на территории края,
так и по всей стране – интеграция инвалидов
в общество. Сегодня 4,2 миллиона граждан
России получают пенсии по инвалидности,
но только 650 тысяч имеют рабочие места.
В период растущей безработицы государство
принимает меры по поддержке занятости
инвалидов, Оно установило квоты по трудоустройству
инвалидов для всех предприятий и организаций,
независимо от форм собственности, предоставило
максимальные налоговые льготы добровольным
общественным организациям инвалидов
и их предприятиям в Р.Ф. Принят федеральный
закон “О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации”. Правительство
России разработало целый ряд федеральных
программ помощи инвалидам, такие как
“Социальная поддержка инвалидов”, “Разработка
и производство технических средств реабилитации
для обеспечения инвалидов” и др. Однако
сегодня инвалиды и пенсионеры нуждаются
в особом внимании федеральных, региональных
и местных органов власти Р.Ф. как наиболее
уязвимые социальные группы населения.
В этом плане важное значение имеет реализация
закона “О ветеранах” и федеральной целевой
программы “Старшее поколение” на 1997-1999
гг. На уровне краевого законодательного
решения социальных проблем важным этапом
стала краевая социальная программа «Социальная
защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных
семей с детьми на 2000 год». Цели программы
"Социальная защита пожилых граждан,
инвалидов малообеспеченных семей с детьми
на 2000 год":
1) поддержание в первоочередном
порядке уровня жизни семей
из числа бедных, а также одиноко проживающих граждан, среднедушевой
доход которых ниже 50 процентов величины
прожиточного минимума;
2) адресного и рационального
использования бюджетных средств.
Полномочия краевых органов
государственной власти и органов
местного самоуправления в сфере оказания адресной социальной
помощи определяются вопросами об
адресной социальной помощи определенным
категориям граждан.
К ведению краевых
органов государственной власти
в сфере оказания адресной
социальной помощи относятся: принятие обязательной для применения на всей
территории края программы социальной
защиты и иных нормативных правовых актов,
регулирующих ее исполнение;
1.определение источников финансирования
мероприятий Программы; формирование
бюджета края в части расходов
на оказание государственной
социальной помощи;
2. установление видов адресной
социальной помощи, оказание которых
обязательно на территории края;
установление размеров, количеств
конкретных видов выплат, льготных
услуг, утверждаемых Главой Администрации
края (таблица №1).
К ведению органов
местного самоуправления в сфере
оказания адресной социальной
помощи относится: реализация на
территории края федерального
законодательства, мероприятий программы;
создание муниципальных социальных
служб, оказывающих необходимые социальные выплаты; разработка
в пределах своей компетенции нормативных
правовых актов по исполнению федерального
законодательства и Программы; разработка
и установление дополнительных к
федеральному и краевому законодательству
мер социальной защиты бедных слоев населения, финансируемых
за счет средств местных бюджетов и других
не запрещенных законом источников; разработка
условий для выплаты и размеры выплат,
установленных за счет средств местных
бюджетов и других, не запрещенных законом
источников, направленных на различные
виды социальной помощи.
Закон «О краевой целевой
программе на 2000 год» имеет существенное
значение для жителей Ванинского
района, так как регулирует отношения
в сфере социальной защиты. Программа
предусматривает оказание адресной социальной помощи в виде
льгот, услуг, услуг при соблюдении двух
условий. Первое – с учетом соотношения
предыдущего дохода и величины прожиточного
минимума на одного члена семьи, второе
– без учета среднедушевого дохода и величины
прожиточного минимума на доход семьи
получателя.
На территории района
предоставляются без учета дохода
получателя (семьи получателя) льготы
и услуги установленные федеральным
законодательством таким категориям
граждан как: инвалидам ВОВ и
инвалидам боевых действий на территории других государств и
приравненным к ним лицам, ветеранам ВОВ
и ветеранам боевых действий на территории
других государств и приравненным к ним
лицам., членам семей погибших (умерших)
инвалидов войны; участникам ВОВ, ветеранам
труда при выходе на пенсию, ветеранам
военной службы, достигшим возраста,
дающего право на пенсию по старости; инвалидам
всех групп и категорий; семьям, имеющим
детей – инвалидов; многодетным семьям;
другим категориям граждан, имеющим право
на льготы в соответствии с действующим
федеральным законодательством. Все эти
льготы возмещаются из средств районного
бюджета. Без учета дохода семьи (или получателя)
предоставляются также льготы для реабилитированных
лиц, и лиц, пострадавших в результате
политических репрессий, для участников
боевых действий в Чечне, уволенных в запас;
из числа пенсионеров пожилого возраста,
родившихся до 1 января 1930 года, имеющих
трудовой стаж для женщин – 35 лет, для
мужчин – 40 лет. Из федерального, краевого
бюджетов, бюджета муниципального образования
в текущем году будут предоставляться
льготы по обеспечению лекарственными
средствами, зубопротезированию, приобретению
предметов реабилитации для инвалидов,
санаторно-курортному обеспечению. В краевой
целевой программе на 2000 год включены
существенные дополнения к транспортным
льготам.
В Ванинском районе
Хабаровского края очень сложная
обстановка с выездом пенсионеров
из отдаленных поселков в районный
центр например в больницу, а
так же по своим нуждам. Пригородного
поезда в районе нет, поэтому поездки
по району дороги для пожилых людей. Теперь
же такие категории граждан как: ветераны
войны и труда, реабилитированные лица
и лица пострадавшие от политических репрессий,
лица, подвергшиеся радиации, а так же
малообеспеченные пенсионеры получили
право на льготный проезд внутри района
по социальным нуждам.
Дети из малообеспеченных
семей могут воспользоваться
правом на бесплатный проезд
в школу и обратно, а летом
с 1 июня по 31 августа, бесплатный
проезд на дачные участки.
Семьи с детьми-инвалидами
получают льготы на оплату жилищно-коммунальных
услуг (не только на ребенка-инвалида,
но и на остальных членов семьи). Пожилые
люди и инвалиды могут пользоваться бесплатным
проездом в город Хабаровск для лечения,
а так же в специализированную больницу
№4 города Комсомольска - на – Амуре.
В 1999 году в Ванинском
районе 416 граждан из малообеспеченных
семей получили пособие по
нуждаемости на сумму 166,2 тысяч
рублей. Пособие по нуждаемости
– социальная выплата учрежденная
законодательной думой Хабаровского
края от 29.01.1999 года. Получателями пособия
являются жители Хабаровского края, чей
доход меньше 50% от прожиточного минимума.
В соответствии с Законом Хабаровского
края «О прожиточном минимуме в Хабаровском
крае» от 01.03.1996 года №15. Величина прожиточного
минимума в Хабаровском крае в IV квартале
1999 года составила по северной зоне Хабаровского
края: для пенсионеров – 1158 рублей 31 копейка,
для детей до 7 лет – 1061 рубль 16 копеек,
для подростков от 7 до 15 лет – 1421 рубль
16 копеек, для трудоспособного населения
- 1492 рубля 21 копейка, на душу населения
1341 рубля 66 копеек.
Законодательная база
существующая на сегодняшний
день в сфере социальной защиты
населения как на Федеральном,
так и на региональном уровнях
постоянно развивается и совершенствуется,
но этот процесс идет очень трудно из-за
положения социальной сферы как неприоритетной
в Российской Федерации. Необходимо изменение
отношения к социальным правам и потребностям
населения, реализующихся в учреждениях
социальных служб.
2.Особенности
работы комитета социальной защиты
населения при администрации
Ванинского района
2.1 История
возникновения Комитета социальной
защиты населения Ванинского района
Отдел социального обеспечения
образован в январе 1974 года, в
связи с образованием Ванинского района и формированием
исполнительного комитета Ванинского
районного Совета народных депутатов.
В январе 1992 года в структуре администрации
Ванинского района был образован отдел
социальной защиты населения. Постановлением
главы Ванинского района от 12.05.98 года
№208 отдел социальной защиты населения
был реорганизован и преобразован в Комитет
социальной защиты населения администрации
Ванинского района, на правах юридического
лица.
Комитет социальной защиты
населения имеет двойное подчинение: департаменту социальной
защиты населения администрации Хабаровского
края и администрации Ванинского района.
Комитет социальной защиты населения
имеет следующую структуру: сектор по
начислению и выплате пенсий, сектор по
работе с малообеспеченными гражданами,
сектор по назначению и выплате пособий,
бухгалтерию, центр социальной помощи
населению, отделение социальной помощи
и услуг на дому, бюро медико-социальной
экспертизы.
Основными функциями комитета
социальной защиты населения
является:
- защита конституционных прав семьи,
материнства, отцовства и детства, пожилых
граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных
с военной службы и их семей, пенсионеров
и других категорий граждан, нуждающихся
в социальной защите.
- разработка предложений в области социальной защиты указанных
категорий населения, формирование районных
программ социальной поддержки населения
и обеспечение их выполнения.
- организация государственного
пенсионного обеспечения.
- организация медико-социальной
экспертизы и реабилитация инвалидов.
- организация социальной поддержки
семьи, материнства, отцовства и
детства, пожилых граждан и инвалидов.
- координационная деятельность
в осуществлении и подбора
кадров, рассмотрении предложений,
заявлений и жалоб граждан
в сроки, установленные действующим законодательством.
В комитете социальной защиты населения
документы сформированы с 1992 года, с года
образования отдела социальной защиты
населения. Составлены описи документами
постоянного хранения за 1992-1994 годы в количестве
16 дел и утверждены ЭПМК управления по делам
архивов администрации Хабаровского края.
Составлены описи по
личному составу за 1992-1995 годы, в
которые включено 20 дел. Описи отправлены
в управление по делам архивов
администрации Хабаровского края.
Описи дел по личному составу включают в себя:
приказы начальника отдела по личному
составу, журнал регистрации решения
комиссии по назначению пенсий, журнал
регистрации учета архивных дел, журнал
учета лиц, которым отказано в пенсии,
журнал учета личных дел одиноких матерей,
лицевые счета сотрудников отдела, журнал
регистрации детей по медицинскому страхованию,
списки лиц, представленных к награждению
юбилейной медалью в связи с 50-летием Победы
в Великой Отечественной войне. Подготовлены
на ЭМПК описи дел постоянного хранения
и личному составу за 1995-1996 годы. Физическое
состояние документов удовлетворительное.
В архивный отдел администрации Ванинского
района документы в количестве 20 дел за
1992-1934 годы поступили в мае 1999 года.