Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

В программу обучения детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития должны входить следующие блоки:

1) обучение умению  ориентироваться в схеме собственного  тела, уметь оценивать свои психофизические  реакции и управлять ими;

2) развитие навыков  самообслуживания, умение принимать  помощь других людей;

3) развитие коммуникативных возможностей, умение вступать в контакт с другими людьми, соблюдать очередность в диалоге, уметь слушать и воспринимать речь;

4) развитие умения  ориентироваться в пространстве: формировать значимые ориентиры в окружающем предметном и социальном пространстве;

5) обучение навыкам  социального партнерства в различных  видах совместной деятельности (деятельности при содействии других, зависимой деятельности).

К формам социально-педагогической помощи детям со сложными нарушениями  развития относятся следующие:

• содействие в организации  новых форм (альтернативных существующим интернатам) учреждений;

• реорганизация действующих  домов-интернатов, создание на их базе новых организационных форм учреждений (малокомплектные детские дома и  мини-группы по типу семейных детских домов; опекунские семьи для временного содержания детей-инвалидов);

• разработка методического  обеспечения для обучения и социальной адаптации детей со сложными комплексными нарушениями развития;

• осуществление поддержки  семьи через организацию таких мероприятий, как семейный патронаж; обучение родителей;

• просветительская работа, связь со средствами массовой информации.

Вопросы и задания

1. Дайте содержательную  характеристику понятия «умственная  отсталость» и осветите основные направления работы социального педагога с этой категорией детей.

2. Раскройте основные  направления социально-педагогической  помощи лицам с психическими  заболеваниями и ранним детским  аутизмом.

3. Как осуществляется  социально-педагогическая деятельность  по организации комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

4. В чем проявляется  специфика работы социального  педагога с категорией детей, имеющих нарушения слуха?

5. Какие мероприятия  обеспечивают комплексное сопровождение  развития ребенка с нарушениями зрения на всех этапах жизни?

6. Перечислите основные  группы детей со сложными нарушениями  развития. Охарактеризуйте основные  проблемы в организации социально-педагогической работы с этой категорией детей.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

План:

  1. Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
  2. Система консультативной работы
  3. Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов

 

Фазы психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением.

1 ФАЗА – сообщение диагноза родителям характеризуется состоянием растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу ребенка, ощущение беспомощности. В результате ухудшаются взаимоотношения между родителями.

2 ФАЗА – отрицание поставленного диагноза. Родители надеются, что произошла медицинская ошибка. Крайней мерой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители признают диагноз, но становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития.

3 ФАЗА – родители погружаются в глубокую депрессию, чувствуют угрызения совести и даже обиду: "Почему именно мой ребенок глухой?"

4 ФАЗА – самостоятельное, сознательное  обращение родителей за помощью к специалистам. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка.

Социально-педагогическая работа включает широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера - медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического. Содержание этих мер направлено на:

• расширение контактов  семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;

• предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;

• предоставление полноценной  информации о социальных институтах-помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;

• налаживание семейного  микроклимата;

• организация психологической  поддержки родителей;

• организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов.

Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы.

 

Большой проблемой является низкий уровень информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб.

Очень низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей  ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются  в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать.

2. Система консультативной работы:

  1. На первом этапе необходимо помочь семье проанализировать, каковы источники поддержки (материальные и нематериальные); существующие резервы (кто может помочь? Как наиболее эффективно использовать помощь?); проблемы, требующие решения (материальные – деньги, питание, специальные приспособления, одежда, транспортные средства, мед. пом., лекарства и т.д.; нематериальные – дефицит общения, эмоциональные переживания, организация досуга и т.д.).
  2. Проанализировать способ поведения.

             Встречаются следующие стратегии  поведения:

  • игнорирование проблемы – члены семьи надеются на быстрое выздоровление,
  • сравнение с жизнью других семей и нахождение преимуществ в своем положении,
  • духовная поддержка друг друга, поиск высшего смысла в сложившейся ситуации (характерно для религиозных семей),
  • поиск помощи государственных и общественных организаций (встречается наиболее часто),
  • переоценка проблемы, формирование механизмов, направленных на уменьшение эмоционального стресса.

Эти стратегии редко  встречаются изолированными, чаще они  сочетаются.

  1. Семьи должны преодолеть болезненную реакцию на неблагоприятное отношение окружающих. Для этого нужно:
  • семьям понять, что предрассудки в отношении физического уродства – результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку,
  • членам семьи следует обсудить между собой (возможно со специалистом) те переживания, которые вызывает у них отношение окружающих к ребенку, и понять, что часто эти люди не испытывают негативного отношения к больному, а чувство стыда и ущербности, переживаемое родными, носит субъективный характер, отражает действие длительной психотравмирующей ситуации,
  • помочь членам семьи определить приоритеты – важней ли для них избежать предубежденности окружающих или их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.
  1. Последняя задача наиболее трудная. Всегда остается доля семей, скрывающих ребенка от окружающих. Как правило, это семьи, стремящиеся во что бы то ни стало сохранить свой престиж в глазах знакомых и болезненно переживающие любые неудачи.

 

В развитии взаимоотношений  между членами семей и больным  ребенком выделяются несколько кризисных моментов, связанных с возрастными этапами развития ребенка. Особую остроту эмоциональные переживания родителей приобретают в следующие ПЕРИОДЫ:

  • рождение ребенка с признаками перинатального поражения ЦНС и установление диагноза ДЦП,
  • решение вопроса о возможности, форме и программе школьного обучения,
  • вступление ребенка в подростковый возраст и необходимость профессионального выбора.

 

Именно в эти периоды  организация консультативной и  коррекционной помощи особенно необходима.

3. Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов

В основе современной  социальной политики по защите прав семей  в Российской Федерации лежат  положения, определяющие основные приоритеты помощи:

1) денежные выплаты  в связи с рождением, содержанием  и воспитанием детей (детские  пособия и пенсии по инвалидности);

2) многопрофильные льготы  семьям с детьми-инвалидами (налоговые, жилищные, транспортные, медицинские, трудовые и др.);

3) бесплатные выдачи  семье и детям лекарств, технических  приспособлений и др.;

4) социальное обслуживание семей (оказание долгосрочных мер комплексной помощи: юридической, социально-бытовой, медико-социальной, психолого-педагогической и др.).

 

В ряду наиболее важных мер  социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, являются денежные выплаты.

Все социальные выплаты детям-инвалидам делятся на две группы:

• общие (полагаются всем детям независимо от состояния здоровья и жизнедеятельности);

• специальные (выплачиваются  исключительно детям-инвалидам).

К общим выплатам относятся:

1) единовременное пособие при рождении ребенка;

2) ежемесячное пособие  на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им полутора лет;

3) ежемесячное пособие  на ребенка (70 % минимального размера оплаты труда);

4) компенсация расходов  на приобретение молочных продуктов питания родителям, имеющим детей, не достигших двух лет.

К специальным выплатам относятся:

1) пенсия ребенка-инвалида; размер социальной пенсии детям-инвалидам соответствует размеру минимальной пенсии по старости и изменяется пропорционально изменению (повышению) минимального размера оплаты труда;

2) компенсационная выплата  в размере 60 % от установленного минимального размера оплаты труда неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.

К числу  льгот семьям с детьми-инвалидами относятся следующие:

1) жилищно-коммунальные  льготы:

скидка на оплату квартиры и коммунальных услуг (50 %);

право на первоочередное получение жилплощади;

право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной  комнаты для ребенка-инвалида;

право на внеочередное получение жилого помещения ребенком-инвалидом, являющимся сиротой, по достижении 18 лет;

2) транспортные  льготы:

дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (до 50 км), кроме такси;

инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда  на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в год (проезд туда и обратно) в любое время года;

детям-инвалидам и  сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно (в рамках одного субъекта РФ);

дети-инвалиды, достигшие 5-летнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного  аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими средствами взрослыми членами семьи;

3) лечебно-медицинские  льготы:

бесплатная или на льготных условиях медицинская помощь;

льготные условия получения  путевки на санаторно-курортное  лечение;

бесплатное обеспечение  лекарственными средствами;

бесплатное изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

4) трудовые  и пенсионные льготы (для родителей  детей-инвалидов):

право на неполное рабочее  время;

право на 4 дополнительных выходных дня ежемесячно одному из работающих родителей и право  на дополнительный неоплачиваемый отпуск;

запрет на увольнение и обязательное трудоустройство работников, имеющих детей-инвалидов, при ликвидации предприятия;

право женщины, имеющей  ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности;

право матерей инвалидов  с детства на пенсию, устанавливаемую на льготных основаниях: по достижении 50-летнего возраста при общем трудовом стаже не менее 15 лет;

Информация о работе Социальная педагогика