Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
В программу обучения детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития должны входить следующие блоки:
1) обучение умению
ориентироваться в схеме
2) развитие навыков самообслуживания, умение принимать помощь других людей;
3) развитие коммуникативных возможностей, умение вступать в контакт с другими людьми, соблюдать очередность в диалоге, уметь слушать и воспринимать речь;
4) развитие умения
ориентироваться в
5) обучение навыкам
социального партнерства в
К формам социально-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития относятся следующие:
• содействие в организации новых форм (альтернативных существующим интернатам) учреждений;
• реорганизация действующих домов-интернатов, создание на их базе новых организационных форм учреждений (малокомплектные детские дома и мини-группы по типу семейных детских домов; опекунские семьи для временного содержания детей-инвалидов);
• разработка методического обеспечения для обучения и социальной адаптации детей со сложными комплексными нарушениями развития;
• осуществление поддержки семьи через организацию таких мероприятий, как семейный патронаж; обучение родителей;
• просветительская работа, связь со средствами массовой информации.
Вопросы и задания
1. Дайте содержательную
характеристику понятия «
2. Раскройте основные
направления социально-
3. Как осуществляется
социально-педагогическая
4. В чем проявляется специфика работы социального педагога с категорией детей, имеющих нарушения слуха?
5. Какие мероприятия
обеспечивают комплексное
6. Перечислите основные
группы детей со сложными
ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
План:
Фазы психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением.
1 ФАЗА – сообщение диагноза родителям характеризуется состоянием растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу ребенка, ощущение беспомощности. В результате ухудшаются взаимоотношения между родителями.
2 ФАЗА – отрицание поставленного диагноза. Родители надеются, что произошла медицинская ошибка. Крайней мерой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители признают диагноз, но становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития.
3 ФАЗА – родители погружаются в глубокую депрессию, чувствуют угрызения совести и даже обиду: "Почему именно мой ребенок глухой?"
4 ФАЗА – самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка.
Социально-педагогическая работа включает широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера - медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического. Содержание этих мер направлено на:
• расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;
• предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;
• предоставление полноценной информации о социальных институтах-помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;
• налаживание семейного микроклимата;
• организация психологической поддержки родителей;
• организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов.
Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы.
Большой проблемой является низкий уровень информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб.
Очень низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать.
2. Система консультативной работы:
Встречаются следующие
Эти стратегии редко встречаются изолированными, чаще они сочетаются.
В развитии взаимоотношений между членами семей и больным ребенком выделяются несколько кризисных моментов, связанных с возрастными этапами развития ребенка. Особую остроту эмоциональные переживания родителей приобретают в следующие ПЕРИОДЫ:
Именно в эти периоды организация консультативной и коррекционной помощи особенно необходима.
3. Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов
В основе современной социальной политики по защите прав семей в Российской Федерации лежат положения, определяющие основные приоритеты помощи:
1) денежные выплаты
в связи с рождением,
2) многопрофильные льготы семьям с детьми-инвалидами (налоговые, жилищные, транспортные, медицинские, трудовые и др.);
3) бесплатные выдачи семье и детям лекарств, технических приспособлений и др.;
4) социальное обслуживание семей (оказание долгосрочных мер комплексной помощи: юридической, социально-бытовой, медико-социальной, психолого-педагогической и др.).
В ряду наиболее важных мер социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, являются денежные выплаты.
Все социальные выплаты детям-инвалидам делятся на две группы:
• общие (полагаются всем детям независимо от состояния здоровья и жизнедеятельности);
• специальные (выплачиваются
исключительно детям-инвалидам)
К общим выплатам относятся:
1) единовременное пособие при рождении ребенка;
2) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет;
3) ежемесячное пособие на ребенка (70 % минимального размера оплаты труда);
4) компенсация расходов
на приобретение молочных
К специальным выплатам относятся:
1) пенсия ребенка-инвалида;
размер социальной пенсии
2) компенсационная выплата в размере 60 % от установленного минимального размера оплаты труда неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.
К числу льгот семьям с детьми-инвалидами относятся следующие:
1) жилищно-коммунальные льготы:
скидка на оплату квартиры и коммунальных услуг (50 %);
право на первоочередное получение жилплощади;
право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты для ребенка-инвалида;
право на внеочередное получение жилого помещения ребенком-инвалидом, являющимся сиротой, по достижении 18 лет;
2) транспортные льготы:
дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (до 50 км), кроме такси;
инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в год (проезд туда и обратно) в любое время года;
детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно (в рамках одного субъекта РФ);
дети-инвалиды, достигшие 5-летнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими средствами взрослыми членами семьи;
3) лечебно-медицинские льготы:
бесплатная или на льготных условиях медицинская помощь;
льготные условия получения путевки на санаторно-курортное лечение;
бесплатное обеспечение лекарственными средствами;
бесплатное изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
4) трудовые и пенсионные льготы (для родителей детей-инвалидов):
право на неполное рабочее время;
право на 4 дополнительных выходных дня ежемесячно одному из работающих родителей и право на дополнительный неоплачиваемый отпуск;
запрет на увольнение и обязательное трудоустройство работников, имеющих детей-инвалидов, при ликвидации предприятия;
право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности;
право матерей инвалидов с детства на пенсию, устанавливаемую на льготных основаниях: по достижении 50-летнего возраста при общем трудовом стаже не менее 15 лет;