Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

3. Заключительный этап.

Оценка воспитательной работы.

 

Один из основных принципов  – индивидуальный и дифференцированный подход, при этом учитывают:

  1. характер совершенных преступлений (корыстные, насильственные, насильственные некорыстные, насильственные корыстные)
  2. количество судимостей (впервые судимые, неоднократно судимые)
  3. степень общественной опасности (признанные или непризнанные особо опасными рецидивистами)
  4. возраст
  5. образование
  6. пол
  7. степень исправления
  8. характер общественной активности (актив, пассив, "болото")
  9. неформальное положение в общности ("главворы, паханы, углы, обиженные")

 

Один из возможных  вариантов работы – воспитательные центры для несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:

    • следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся совместно со взрослыми неоднократно судимыми)
    • служба по исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония)
    • участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания
    • временно общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного мета жительства
    • служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

План:

  1. Категории детей с отклонениями в развитии.
  2. Технология оказания социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии

 

Дети-инвалиды входят в широкую группу формулировок: «дети с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии», «дети с ограниченными возможностями», «особые» дети. Эти термины используются в среде профессионалов с целью замещения понятия «инвалид» другими, не привносящими уничижительный смысл в характеристику детей, чья жизнь отличается от традиционного понятия детства и наполнена физической болью и душевными страданиями.

 

Особые потребности  ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства при помощи «обходных путей» (Л.С.Выготский):

• раннее начало коррекционно-педагогического  процесса (с момента определения  нарушения);

• постановка специальных  задач по профилактике вторичных  нарушений развития (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения - жестовой речи);

• применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);

• расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;

• организация сопровождения  ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни;

• активная позиция семьи  в процессе социализации ребенка, включение  членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их обучение.

 

Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.

Показателем эффективной  социально-педагогической деятельности считается социальная интеграция - полное  включение личности во все сферы жизни, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе (Аксенова Лидия Ивановна).

 

Гражданин признается инвалидом при наличии следующих условий:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций

организма;

2) ограничение жизнедеятельности;

3) необходимость осуществления  мер социальной защиты.

Признание лица инвалидом  осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения.

Все инвалиды делятся  на несколько групп по разным критериям:

по возрасту - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;

по причинам происхождения инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

по степени  трудоспособности - инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные: инвалиды 1-й группы (нетрудоспособные), инвалиды 2-й группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды 3-й группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

 

 

Классификация нарушений развития:

• дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

• дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержки психического развития);

• дети с нарушениями  речи;

• дети с нарушениями  опорно-двигательного аппарата;

• дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

• дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

 

В Федеральную  целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".

Цель подпрограммы "Дети – инвалиды" – решение проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграция с обществом.

Задачи:

  • создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей –инвалидов;
  • обеспечение современными индивидуальными техническими средствами;
  • создание системы полного учета детей – инвалидов;
  • мониторинг социально-экономического  положения семей, имеющих детей –инвалидов;
  • укрепление материально-технической базы учреждений для детей – инвалидов.

Мероприятия:

    • информационно-аналитическое и организационно-методическое  обеспечение работы по социальной защите детей – инвалидов;
    • меры по социальной интеграции и профессионально-трудовой реабилитации;
    • меры по улучшению социального обслуживания, укрепление материально-технической базы учреждений;
    • обеспечение автотранспортом учреждений;
    • организация переподготовки и повышения квалификации кадров;
    • строительство и реконструкция детских домов- интернатов, реабилитационных центров.

2. Технология оказания социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии

Социально-педагогическая деятельность по оказанию помощи лицам  с отклонениями в развитии рассматривается  как комплекс разнообразных образовательных  технологий, применяемых в конкретной микросреде для восстановления социальных отношений личности в условиях ограничения возможностей.      

Социально-педагогическая технология - это инструментарий взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности в процессе передачи социального опыта в системе педагогических знаний (Аксенова Лидия Ивановна).

Основными принципами построения образовательных технологий социально-педагогической деятельности являются следующие:

1. Человек с ограниченными  возможностями не является источником  проблем и трудностей: их создает  инвалидность,

2. Инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей,   

3. Не существует панацеи - чудодейственного средства - для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества,    

4. Объем личностно  ориентированной помощи определяется  на основе признания достоинства  и ценности каждой личности  и зависит от степени ограничения  возможностей, а также от конкретной  ситуации.                                        

2.1. Социально-педагогическая  диагностика

Технологии диагностики  социальной среды являются важнейшей составляющей процесса организации социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая диагностика - это комплексный процесс изучения  причинно-следственных связей и взаимоотношений в социуме на всех  уровнях (макро, мезо, микро). Диагностика осуществляется с помощью специфических методических средств.

 

Первым  этапом технологии диагностики социальной среды является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением.

Сбор первичной информации - метод эмпатического слушания.

(хороший собеседник не даст вам закрыть рта).

Теория эмпатического  слушания разработана американским психологом К. Роджерсом. Эффективность первоначального контакта с клиентом напрямую зависит от умения выслушать его проблему. Цель - создание атмосферы доверительного диалога, совместного поиска выхода из трудной ситуации.

В исследованиях К. Роджерса и Т. Гордон разработана технология эмпатического слушания, представленная в виде коммуникативного невербального процесса:

Начальная точка этого  процесса обозначена авторами как контакт  глазами, одобрительные кивки головой  и т. д., т. е. проявление невербального  понимания.

Следующая точка процесса получила название «попугайство». Это повторение за говорящим некоторых слов, выражений, понятий, что подтверждает: говорящего понимают и искренне сочувствуют ему.

На третьем этапе  воспроизводятся некоторые сюжетные фрагменты из рассказа говорящего с целью показать, что его сообщение понято.

Важна интонация слушателя, выражаемая в вопросительных фразах и высказываемая в форме догадок.

 Как отмечает Е. Р. Смирнова, следует представить свои чувства в сходной ситуации, как бы «примерить обувь другого человека».

Слушатель должен выполнять ряд рекомендаций:

1) улыбаясь, представиться  клиенту, поздороваться с ним  за руку;

2) расспросить о том,  как он доехал к месту встречи,  перейти на разговор о погоде, о последних политических событиях;

3) высказать комплимент  по поводу внешнего вида и т.п.;

4) перейти к расспросам  об общих знакомых, обсудить общие  вопросы, не имеющие отношения  к обозначенной проблеме;

5) издалека обозначив  начало проблемного разговора,  перейти к поэтапному процессу эмпатического слушания.

Анализ:

1) Необходимо соотнести представленную клиентом ситуацию с собственным опытом. Социальный педагог может откладывать принятие решения, пока все обстоятельства дела будут ясны.

2) Нужно резюмировать  и систематизировать услышанное. Сначала выделить главную тему, причинно-следственные связи, затем второстепенные линии повествования.

3) Нельзя ни безоглядно  верить, ни постоянно оказывать  недоверие клиенту и сомневаться  в его искренности.

Полезным вспомогательным  средством является конспектирование, что способствует концентрации внимания на важнейших деталях, дает возможность вернуться к услышанному. Но, если социальный педагог недостаточно владеет умением конспектирования, то запись может негативно повлиять на взаимоотношения с клиентом, снизить уровень его доверия и открытости. Использование звукозаписывающей аппаратуры в процессе эмпатийного слушания недопустимо, так как это препятствует налаживанию личностного контакта с клиентом, нарушает доверительную, интимную атмосферу общения.

Важно при конспектировании: пользоваться упрощенной системой записи, записывая только отдельные слова и фразы. Записи должны быть понятны только самому социальному педагогу. Но необходимо быть уверенным, что их можно впоследствии расшифровать.

 

Второй  этап технологии диагностики социальной среды - общая диагностика. Задача - определение наиболее значимых проблем исследуемого социального явления. Этот этап включает использование комплекса методов по изучению социума

1) Методы изучения  форм общественного мнения:

Наблюдение. Это метод, применяемый при изучении внешних проявлений поведения людей, без активного вмешательства в деятельность.                                           

Беседа. Метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.                                  

Анкетирование. Метод множественного сбора информации путем опроса респондентов (испытуемых).

Информация о работе Социальная педагогика