Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
- школы по перевоспитанию
- молодежные лагеря и ранчо
- закрытые приюты и детские дома
- центры круглосуточного надзора
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.
В самом общем виде перечень проблем и отнесение их к компетенции социального педагога можно представить в таблице.
Название блока, содержание |
процент |
Проблемы,
связанные с неадекватным и девиантным
поведением, дезадаптацией детей и подростков
в социальной среде. |
74 % |
Проблемы
семьи |
68 % |
Проблемы,
связанные с конфликтами и
морально-психологическим |
56 % |
Проблемы,
связанные с сохранением |
48 % |
Рассмотрим средства,
которые используются в деятельности
социальными педагогами при реализации
данных функций, а также отметим
готовность социальных педагогов к
использованию следующих
№ |
средства |
готовность |
1. |
Профилактическая
функция |
готовы |
|
не готовы | |
2. |
Защитно-охранная
функция |
готовы |
|
| |
3. |
Управленческая
функция |
готовы |
|
не готовы |
(должностная инструкция)
1. Общие положения
1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по социальной защите и охране детства.
1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются
• классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.
1.5. В своей деятельности
социальный педагог
2. Функции
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.
2.2. Изучение психолого-медико-
2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.
2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.
3. Должностные обязанности
Социальный педагог
выполняет следующие
3.1. Анализирует:
• личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;
• перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
• ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.
3.2. Прогнозирует
• последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;
• тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.
3.3. Планирует и организует
• процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям;
• мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;
• сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;
• систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся;
• систему контроля за ходом проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям.
3.4. Координирует:
• совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;
• взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.
3.5. Руководит:
• деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;
• созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
3.6. Контролирует
• реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;
• выполнение принятых решений в области социальной адаптации;
• дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.
3.7. Корректирует
• ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.
3.8. Разрабатывает
• нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;
• отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.
3.9. Консультирует
• родителей (законных представителей) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;
• лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.
3.10. Содействует
• созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;
• установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
4. Права
Социальный педагог имеет право в пределах своем компетенции:
4.1. Принимать участие:
• в разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
• н разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;
• в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
• в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.
4.2. Вносить предложения:
• о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;
• о начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов н программ социальной адаптации.
4.3. Устанавливать от имени школы
• деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.
4.4. Запрашивать
• для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.
4.5. Контролировать и оценивать
• ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.
4.6. Требовать
• от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.
4.7. Давать
• обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу. классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.
4.8. Привлекать
• к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
4.9. Повышать
• свою квалификацию,
5. Ответственность
5. За неисполнение
или ненадлежащее исполнение
без уважительных причин