Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
ПРИЧИНЫ:
Последствия: подорванное детское здоровье, отягощенное побоями, криминальными обортами, венерическими заболеваниями, СПИДом, наркоманией и пьянством. Сексуальная коммерция связана с перевозкой и продажей детей за рубеж, психические травмы, ведущие к разрушению личности ребенка.
Спутник жизни проституток – страх быть задержанными за связь с преступной группировкой, опасаются быть ограбленными, боятся за будущее своих детей.
В Конвенции ООН о правах ребенка (статья 34) зафиксировано "государство обязуется защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения".
Особенности детской проституции:
Средняя продолжительность деятельности проститутки - 5-7 лет, редко - 10. Если предположить, что она начинается обычно с 15-16 лет, то к 25-28 годам женщины оказывались либо в учреждениях здравоохранения, либо в специальных учреждениях, либо кончали жизнь самоубийством.
Среди современных проституток можно выделить следующие категории:
Факторы, сдерживающие развитие проституции:
- повышение жизненного уровня населения
- сглаживание социального неравенства в обществе
- укрепление и стабилизация института семьи
- контроль над порнографической литературой и видеозаписями
- введение уголовной
ответственности за
- изменение общественного мнения в отношении проституции
2. На мезоуровне (отношения между ребенком и социальными институтами: семьёй, коллективом учреждений)
- реализация программы
полового воспитания
3. На микроуровне (развитие и становление личности)
- развенчание проституции как праздного красивого образа жизни
- воспитание в ребенке высоконравственных качеств и моральных норм.
Суициды:
На первом месте – проблемы отношений с родителями (70 % случаев),
на втором месте трудности связанные со школой,
на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Психотерапевт Ю. Поляков выделил 3 типа суицидального поведения:
Демонстративный тип – стремление обратить на себя внимание, вызвать сочувствие. Такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко и артистично.
Аффективные тип – попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Вспышка эмоций не продолжительна.
Истинный суицид – укрепившееся желание покончить с собой. Приготовления проводятся скрытно.
г) преступность
Согласно статье 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18-ти лет. Несовершеннолетний возраст рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности – исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст.88 УК РФ).
Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т. е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее, нуждается в особых условиях воспитания, такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей
Виды специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей:
• специальные общеобразовательные школы;
• специальные профессиональные училища;
• специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.
Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков я девочек.
Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:
Учреждение
открытого типа может быть государственным,
муниципальным или
Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
Возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях
В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.
Для осужденных несовершеннолетних характерны преступления: изнасилования, грабежи, разбои, убийства, телесные повреждения, вымогательство, угон автотранспорта.
Наблюдается закономерность: чем меньше возраст несовершеннолетних преступников, тем больше состав преступной группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается, в возрасте 16-18 лет группа, обычно составляет 2 – 3 человека.
Как показывают социологические исследования, подростки в воспитательных колониях имели до осуждения 5 – 8 часов свободного времени, ни чем не занятого (ни школой, ни работой, ни выполнением домашних обязанностей). Их образовательный уровень отстаёт на 2 – 3 класса. Родители подростков плохо знали окружение ребенка.
Типы поведения осужденных:
• Для первого типа характерны недисциплинированность, проявление грубости, притеснение более слабых, участие в группировках, т. е. допущение мелких нарушений.
• Второй тип характеризуется драками и избиением неугодных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых нарушений.
• Наиболее сложным является тип поведения, для которого характерны стремление к созданию группировок отрицательной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враждебное отношение к администрации, склонность к нарушениям режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о своей исключительности, превосходстве над другими осужденными.
Особая категория несовершеннолетних осужденных - те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определенных условиях могут нарушать дисциплину и совершить преступление.
Частыми нарушителями дисциплины являются и осужденные с отклонениями в психике, многие из которых до совершения преступлений состояли на учете в психдиспансере.
Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.
Несмотря на большое количество группировок все осужденные делятся на две основные группы:
Статус новичка в воспитательной колонии обычно определяется путем «прописки». Новенького проверяют на находчивость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существует определенный риск для здоровья испытуемого.
Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.
Мотивы совершения преступления:
Подростки легко поддаются внушению. Часто взрослые преступники надеются, что подросток возьмет на себя вину.
Итак, характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних обусловлена следующими особенностями:
1. возрастные особенности
— бурное физическое развитие организма,
— нравственная неустойчивость,
— неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),
— процесс интенсивного формирования воли,
— противоречивость мировоззрения;
2. педагогическая и нравственная запущенность
— наличие неорганизованного свободного времени,
— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;
3. проблемы в семье
— отсутствие родителей или неполная семья,
— антиобщественные проявления родителей, родственников;
— разрыв родственных связей;
4. мотивы совершения преступлений
— иметь то, чего не может купить,
— продемонстрировать взрослость, получить одобрение группы,
— слабое осознание того, что совершает преступление;
5. склонность к девиантному поведению
6. подчиненность взрослым преступникам
7. низкая правовая культура
Профилактика и реабилитация подростков с девиантным и делинквентным поведением
План
1. Эффективность профилактических мер девиаций
2. Социально-педагогическая реабилитация
3. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, медицинских и воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.
Идея сотрудничества прослеживается в работах (И.П. Волкова, В. Ф. Шаталова, Т.И. Гончарова, Ш.А. Амонашвили). Ученые сформулировали главные принципы общения учителя и учеников: