Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

ПРИЧИНЫ:

  1. неблагополучие семьи
  2. отсутствие семьи, родителя, наличие в семье мачехи или отчима
  3. желание стать материально независимыми о семьи
  4. сексуальная активность подростка, лишенного материальной и семейной поддержки
  5. недостаточная информированность подростка о половых отношениях
  6. бесконтрольность и безразличие администрации образовательного учреждения к внешкольным занятиям детей.

 

Последствия: подорванное детское здоровье, отягощенное побоями, криминальными обортами, венерическими заболеваниями, СПИДом, наркоманией и пьянством. Сексуальная коммерция связана с перевозкой и продажей детей за рубеж, психические травмы, ведущие к разрушению личности ребенка.

Спутник жизни проституток – страх быть задержанными за связь с преступной группировкой, опасаются быть ограбленными, боятся за будущее своих детей.

В Конвенции  ООН о правах ребенка  (статья 34) зафиксировано "государство обязуется защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения".

Особенности детской  проституции:

  1. неосознанность совершаемых поступков (любопытство, желание выглядеть взрослыми).
  2. получение оплаты за свой труд вещами, косметикой, спиртным, ужином в ресторане, сигаретами.
  3. продажа своего тела в любом месте по желанию партнера (в автомобиле, подвале, подъезде, на чердаке).
  4. принятие ребенком при оказании сексуальных услуг алкоголя или наркотиков. Ребенку вменяют опаивать клиентов и грабить.
  5. периодическое занятие проституцией, т.к. ребенок попадает в приемник-распределитель или возвращается к родителям.
  6. запугивание, шантажирование подростка обнародованием занятия проституцией.
  7. правовой нигилизм подростков, в число друзей подростка входят криминальные элементы.

 

Средняя продолжительность  деятельности проститутки - 5-7 лет, редко - 10. Если предположить, что она начинается обычно с 15-16 лет, то к 25-28 годам женщины оказывались либо в учреждениях здравоохранения, либо в специальных учреждениях, либо кончали жизнь самоубийством.

 

Среди современных  проституток можно выделить следующие  категории:    

  • элитарные, центровые, шаровые, валютные. Эту группу составляет немногочисленная категория материально обеспеченных проституток, имеющих высокий образовательный уровень, постоянную работу и клиентов, отдающих себя за высокую плату;
  • разовые. Данная группа состоит из внешне привлекательных молодых людей, тщательно следящих за собой. Многие из них работают и обслуживают клиентов по мере нахождения заказов. Как правило, рано или поздно эти люди увольняются со своей основной работы и начинают вести только праздный образ жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • семейные. Молодые семьи, внешне выглядящие благопристойными, всегда на хорошем счету. Однако, в случае появления дополнительного заработка, всегда готовы выехать по заказу и обслужить клиента. Посредником в таких случаях выступает сутенер;           
  • плечевые или дальнобойщицы, среди которых много несовершеннолетних. Получили свое название за то, что ездят с водителями грузовых машин (рефрижераторов, трейлеров) дальнего следования, обслуживая их в пути. Расплачиваются с ними обычно покупкой еды или в некоторых случаях одежды, иногда при расставании водители дают им небольшую сумму денег. Если проститутка понравится шоферу, то он может ее рекомендовать и передать своему напарнику или другому водителю. Основные места работы таких проституток - заправочные станции, закусочные или придорожные кафе, места стоянок и отдыха водителей;
  • автомобильные или трассовые. Данный тип проституток, тоже, в основном, несовершеннолетних, выбирает своих клиентов на автомобильной дороге под предлогом подвезти, прокатиться. Они неразборчивы в связях, часто меняют партнеров (по несколько человек за сутки), представляют большой риск распространения венерических заболеваний. Местом работы может быть не только автомобильная трасса, а например, автомобильная стоянка. Охранники стоянки могут открыть любую понравившуюся клиенту машину, а проститутка готова отдаться клиенту или группе клиентов прямо в автомобильном салоне;
  • вокзальные, скорее алкоголики, чем проститутки. Отдаются за небольшую плату, флакон одеколона или бутылку водки. Среди них много подростков, мир которых ограничен треугольником: вокзал, детприемник, вендиспансер. Сутенеров они не интересуют, но иногда эту роль могут выполнять взрослые-бомжи, отбирая у них все заработанное и оставляя подростков даже без этих малых средств к существованию;
  • школьницы-малолетки (начиная с 8-летнего возраста). Вступают в половые контакты либо по принуждению ближайших родственников, либо сутенера. Работают подчас в антисанитарных условиях (вокзальные туалеты, подвалы и пр.), за минимальную цену.

 

Факторы, сдерживающие развитие проституции:

  1. На макроуровне (связанном с государственной политикой)

- повышение жизненного  уровня населения

- сглаживание социального  неравенства в обществе

- укрепление и стабилизация  института семьи

- контроль над порнографической  литературой и видеозаписями

- введение уголовной  ответственности за деятельность  сутенеров

- изменение общественного  мнения в отношении проституции

2. На мезоуровне (отношения между ребенком и социальными институтами: семьёй, коллективом учреждений)

- реализация программы  полового воспитания школьников  через семью и образовательные  учреждения

3. На микроуровне (развитие и становление личности)

- развенчание проституции  как праздного красивого образа жизни

- воспитание в ребенке  высоконравственных качеств и  моральных норм.

 

Суициды:

 

На первом месте – проблемы отношений с родителями (70 % случаев),

на втором месте трудности связанные со школой,

на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Психотерапевт Ю. Поляков выделил 3 типа суицидального поведения:

Демонстративный тип – стремление обратить на себя внимание, вызвать сочувствие. Такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко и артистично.

Аффективные тип – попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Вспышка эмоций не продолжительна.

Истинный суицид – укрепившееся желание покончить с собой. Приготовления проводятся скрытно.

 

г) преступность

 

Согласно статье 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18-ти лет. Несовершеннолетний возраст рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности – исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст.88 УК РФ).

 Если же  подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т. е. ему не  исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее, нуждается в особых условиях воспитания, такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

Виды специальных  учебно-воспитательных учреждений для  несовершеннолетних правонарушителей:                    

• специальные  общеобразовательные школы; 

• специальные  профессиональные училища;

• специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.  

Как правило, создаются  отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков я девочек.

Учреждения могут  быть открытого и закрытого типа. Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

 

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

  • с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;
  • подвергшихся любым формам психологического насилия;
  • отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение  открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

 

Учреждение  закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

 

Возрастные  особенности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях

В соответствии с Уголовным  кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также  осужденные, оставленные  в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Для осужденных несовершеннолетних характерны преступления: изнасилования, грабежи, разбои, убийства, телесные повреждения, вымогательство, угон автотранспорта.

Наблюдается закономерность: чем меньше возраст несовершеннолетних преступников, тем больше состав преступной группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается, в возрасте  16-18 лет группа, обычно составляет 2 – 3 человека.

Как показывают социологические  исследования, подростки в воспитательных колониях имели до осуждения 5 – 8 часов свободного времени, ни чем не занятого (ни школой, ни работой, ни выполнением домашних обязанностей). Их образовательный уровень отстаёт на 2 – 3 класса. Родители подростков плохо знали окружение ребенка.

Типы поведения  осужденных:

• Для первого типа характерны недисциплинированность, проявление грубости, притеснение более слабых, участие в группировках, т. е. допущение мелких нарушений.

• Второй тип характеризуется драками и избиением неугодных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых нарушений.

• Наиболее сложным является тип поведения, для которого характерны стремление к созданию группировок отрицательной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враждебное отношение к администрации, склонность к нарушениям режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о своей исключительности, превосходстве над другими осужденными.

Особая категория несовершеннолетних осужденных - те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определенных условиях могут нарушать дисциплину и совершить преступление.

Частыми нарушителями дисциплины являются и осужденные с отклонениями в психике, многие из которых до совершения преступлений состояли на учете в психдиспансере.

 

Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие  широкие преступные связи.

Несмотря на большое  количество группировок все осужденные делятся на две основные группы:

    • с высоким статусом - устойчивые, «пацаны»;
    • с низким статусом - отверженные, «опущенные», «обиженные».

 

Статус новичка в воспитательной колонии обычно определяется путем «прописки». Новенького проверяют на находчивость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существует определенный риск для здоровья испытуемого.

Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.

Мотивы совершения преступления:

  1. тяжелое материальное положение
  2. желание завладеть ценной вещью
  3. жажда мщения, проявление "мужских" качеств, не быть "белой вороной".
  4. состояние алкогольного или наркотического опьянения (отягчающее вину обстоятельство)

 

Подростки легко поддаются  внушению. Часто взрослые преступники  надеются, что подросток возьмет  на себя вину.

 

Итак, характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних обусловлена следующими особенностями:

1. возрастные особенности

— бурное физическое развитие организма,

— нравственная неустойчивость,

— неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),

— процесс интенсивного формирования воли,

— противоречивость мировоззрения;

2. педагогическая и  нравственная запущенность

— наличие неорганизованного  свободного времени,

— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;

3. проблемы в семье

— отсутствие родителей  или неполная семья,

— антиобщественные проявления родителей, родственников;

— разрыв родственных связей;

4. мотивы совершения  преступлений

— иметь то, чего не может  купить,

— продемонстрировать взрослость, получить одобрение группы,

— слабое осознание того, что совершает преступление;

5. склонность к девиантному  поведению

6. подчиненность взрослым преступникам

7. низкая правовая  культура

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика и реабилитация подростков с девиантным и делинквентным поведением

План

1. Эффективность профилактических мер девиаций

2. Социально-педагогическая реабилитация

3. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях

 

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, медицинских и воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.

 

Идея сотрудничества прослеживается  в работах (И.П. Волкова, В. Ф. Шаталова, Т.И. Гончарова, Ш.А. Амонашвили). Ученые сформулировали главные принципы общения учителя и учеников:

  1. Открытость учителя
  2. Свободный выбор содержания, форм, методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику.
  3. Умение увлечь учеников творчеством
  4. Умение преодолеть у ученика тревогу, страх, чувства неполноценности
  5. Умение разрешить конфликт между учителем и учеником.
  6. Умение учителя опираться на личность ученика.

Информация о работе Социальная педагогика