Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

Интервью. Индивидуальный опрос респондентов по заранее определенной теме.

Личностный  опросник. Использование стандартизированной анкеты, содержащей вопросы, на которые респондент дает либо положительный, либо отрицательный ответ.

Мониторинг. Организация отслеживания состояния исследуемой проблемы.

2) Апробированные тесты  для изучения микросоциума личности (проективные, креативности, интеллекта, способностей и т. д.).

3) Социологические и  статистические методы (социометрия,  структурно-факторный анализ, компьютерные  технологии сбора и обработки  экспериментальных данных и др.).

4) Анализ документации (медицинской, педагогической и  др.) и продуктов деятельности индивидуума (группы): речевой, изобразительной, графической и т. д.

Третий  этап технологии диагностики социальной среды - специальная диагностика.

Методы, применяемые в специальной диагностике, идентичны методам общей диагностики, но они конкретизированы и позволяют учесть специфику каждой проблемы, точнее определить причины её возникновения.

В результате составляется социальный диагноз - заключение о состоянии исследуемого объекта или явления.

На этом завершается  последний этап диагностики социальной среды и начинается разработка конкретных программ и проектов по решению социально значимых проблем в исследованном объекте или явлении.

В последние годы популярными  становятся технологии, предполагающие активное участие в диагностике социальных проблем, затем в моделировании и реализации результатов самих респондентов социально-педагогического исследования.

Это социально-педагогическая технология стирания грани между исследователями и респондентами. (Включение родителей и других членов семьи в совместную работу. Пример: В Москве Союз родителей и детей – инвалидов "Мы – детям").

 

3. Практическая  работа социального педагога  с различными категориями детей,  имеющих отклонения в развитии

План:

1) работа социального педагога с детьми с нарушением интеллектуального развития

2) работа социального педагога с детьми  с нарушением слуха

3) работа социального педагога с детьми с нарушением зрения

4) работа социального педагога с детьми  с РДА

5) работа социального педагога с детьми с ДЦП

6) работа социального педагога с детьми с комплексными нарушениями развития

Умственная  отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга.

Международная классификация  ВОЗ 10-го пересмотра представлена следующими группами умственной отсталости:

  • легкая умственная отсталость
  • умеренная умственная отсталость
  • тяжелая умственная отсталость
  • глубокая умственная отсталость
  • другая умственная отсталость
  • неуточненная умственная отсталость

 

Социально-педагогическая деятельность по социальному обслуживанию человека с умственной отсталостью складывается из следующих направлений:

1) взаимодействие с  медицинскими учреждениями и  службами, осуществляющими выявление и учет случаев рождения детей с органическими поражениями мозга, генетическими нарушениями и «группы риска»;

2) контроль за предоставлением  родителям адекватной информации о перспективах развития  ребенка и долгосрочных мер помощи ребенку и родителям в условиях семьи и специальных учреждений с целью предотвращения случаев отказа от ребенка;

3) организация психологической поддержки матери в отделениях для новорожденных;

4) организация взаимодействия  семьи со службой ранней помощи или медико-психолого-социальным центром, психолого-медико-педагогической консультацией, реабилитационным центром или иным учреждением, проводящим раннюю диагностику и оказывающим раннюю комплексную помощь, включая налаживание семейно-соседского микроклимата;

5) участие в составлении  индивидуальной программы абилитации  ребенка с привлечением всех  необходимых социальных институтов помощи;

6) организация медико-социально-педагогического  патронажа семей, имеющих детей  с нарушениями интеллектуального  развития: формирование педагогической среды в условиях семьи, обучение родителей, помощь в составлении образовательного маршрута, конструирование процесса сопровождения ребенка в образовательном пространстве, в том числе за рамками образовательного учреждения, помощь в преодолении кризисных ситуаций;

7) подготовка среды  для посещения ребенком дошкольного  образовательного учреждения (специализированного или массового) в зависимости от уровня развития ребенка и его возможностей;

8) организация подготовки  к обучению и курирование процесса обучения в школе; помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками, учителями;

9) помощь в профориентации и профессиональном обучении;

10) помощь в трудоустройстве;

11) помощь в организации  независимой жизни в обществе: содействие в получении жилплощади, ведении домашнего хозяйства, организации досуга, дополнительного образования, самостоятельной семейной жизни.

 

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Педагогическая  классификация Р.М. Боскис. Её основу составляют положения теории компенсации психических функций Л.С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. Критерии классификации: степень потери слуха; время возникновения нарушения слуха; уровень развития речи.

Группы детей с  нарушением слуха:

Первая – глухие (раннооглохшие) дети, родившиеся с нарушением слуха или потерявшие слух до начала речевого развития. Эти дети лишены возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при пом. звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

Вторая – позднооглохшие дети, "глухие, сохранившие речь". Потеряли слух в возрасте, когда речь уже была сформирована. У них разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, т.к. при нарушении слуха без специальной педагогической поддержки речь распадается. Дети имеют навыки словесного общения. Важным является освоение навыков зрительного и слухозрительного восприятия словесной речи.

У детей может появиться  тяжелая психическая реакция  на то, что они не слышат многие звуки  или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это ведет к отказу ребенка от общения, даже к психическому заболеванию. Необходимо научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если есть остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата.

Третья – дети с  частичной потерей слуха – слабослышащие (тугоухие).

Могут самостоятельно овладевать речью, но такая речь имеет ряд  недостатков, которые подлежат коррекции.  Степени тугоухости:

  • при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 - 6 м от уха, разговорная - на расстоянии 6 - 8 м;
  • при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 - 3 м, разговорная - на расстоянии 4 -6 м;
  • при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости - на расстоянии 2 -4 м;
  • при тяжелой степени тугоухости - шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь - на расстоянии не более чем 2 м.

 

Для педагогических целей  слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории (школа II вида):

1) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с  небольшими ее недостатками (I отделение школы);

2) слабослышащие дети  с глубоким речевым недоразвитием  (II отделение).

 

Классификация Неймана Л.В.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ  ГРУППЫ ГЛУХИХ

Поражение  90 Дб – условная граница между тугоухостью и глухотой

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

125 Гц

самые низкие частоты

250 Гц

низкие частоты

1032 Гц

средние частоты

2048 - 4000 Гц

высокие частоты

Не слышат гласные и согласные, слова, громкий крик

Слышат: гудок паровоза, барабан

Не слышат слов

 

Слышат – О,У, громкий крик

около уха,

при ЗУА различ. ударение

Слышат:

1,2 гр. + Ы, А

различают некоторые знакомые слова, лай, звонок, громкий голос

Слышат: 1,2,3 гр. + И, Э

и способны различать группы согласных:

вибранты (р, р')

сонорные (м м', л л', н н')

шипящие (ш, щ, ж, ч)

некоторые взрывные (п,т,к)


 

Специфика работы социального  педагога с категорией детей, имеющих  нарушения слуха, заключается в  предоставлении родителям информации о системах и формах специального образования, в создании комплекса условий для организации мероприятий, связанных с проблемами развития и обучения детей в рамках избранной системы, содействии формированию коммуникативной деятельности для полноценной интеграции в общество.

К числу наиболее значимых аспектов социально-педагогической деятельности в этой области относится помощь в обеспечении ранней диагностики слуховых нарушений (с первых дней и недель жизни младенца) и раннего слухопротезирования (с момента постановки диагноза). Социальный педагог должен владеть полной информацией о диагностических медицинских учреждениях и о пунктах слухопротезирования.

После выяснения причин нарушения слуховой функции и  удаления негативного влияния первичного дефекта (хирургическое вмешательство, слухопротезирование) необходимо устранить вторичные отклонения в психическом развитии ребенка. В этот блок работы социального педагога входит налаживание микроклимата в семье, обучение родителей основам общения и воспитания.

На следующих этапах социальный педагог помогает родителям расширить объем речевых конструкций, воспроизводимых ребенком, контролирует выполнение домашних заданий, данных сурдопедагогом, обеспечивает расширение пространства общения ребенка с окружающими людьми за пределами дома, формирует позитивные социальные отношения к ребенку в ближайшем окружении, помогает разрешить конфликтные ситуации, организует процесс сопровождения в период дошкольного, школьного и профессионального образования, содействует в выборе профессии и трудоустройстве.

 

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Степень нарушения функции  зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота проверяется по таблицам, составленным из 10-12 видов букв и знаков. Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает разницу в остроте зрения на 0,1. нормальный человек определяет знаки и буквы 10-й строки на расстоянии 5м. (2-я строка = 0,9; 3-я строка = 0,8).

В зависимости от степени  снижения остроты зрения на лучше  видящем глазу, при использовании  очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

Слепые - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

Абсолютно, или  тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

Частично, или  парциально, слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

Слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени  наступления дефекта выделяют две  категории детей:

Слепорожденные - это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

Ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

 

Особенности слепорождённых.

Особенности ослепших.

Психическое развитие такое же, как  у нормального ребёнка, но присутствуют особенностях психического развития детей. Нарушение сенсорных и интеллектуальных функций сдерживает развитие образного мышления.

Наличие эмоциональных переживаний  сказывается на эмоционально - волевой  сфере и характере (трудности  в учении, игре, овладение профессией, бытовые проблемы). Возможно проявление неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, иногда раздражение, возбудимость и даже агрессия.

Отличие- время потери.

Чем позже потерял, тем больше прежних  зрительных представлений сохранилось  в памяти, тем легче воссоздаётся образ предмета или явления на основе словесных описаний.

Информация о работе Социальная педагогика