Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
Эффективность может быть обеспечена:
8. Высокая мотивация
всех участников программы:
9. Психолого-педагогическая компетентность специалистов и руководителей учреждения
10. Координация деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.
В профилактических технологиях выделяют:
Информационный подход (информирование несовершеннолетних о правах и обязанностях, о требованиях общества и государства; формирование правосознания подростка)
Социально-профилактический подход (выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих негативные явления)
Медико-биологический подход (предупреждение возможных отклонений от социальных норм путём лечебно-профилактических мер)
Социально-педагогический (коррекция качеств личности, формирование волевых черт характера) Быть свободным – значит обладать развитой волей. не случайно у подростков и юношей, допускающих аморальные поступки, отсутствуют сформированные волевые качества.
Отрицательные волевые черты характера подростков:
Этапы воспитания положительных волевых качеств:
Мировой опыт свидетельствует
о неэффективности только жестких
санкций со стороны общества, поэтому
наказание следует
Содержание работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя:
Функции социального педагога:
1. диагностическая – сбор информации о ребенке, о семье, источников негативного влияния, устойчивости ребенка к этому давлению
2. прогностическая - разрабатывается коррекционная программа,
3. образовательно-воспитательная - отбор содержания и методов социально-педагогической деятельности
4. правозащитная – защита прав ребенка
Профилактика причин и последствий алкоголизма подростков начинается с работы с семьёй (организация досуга, выработка отрицательного отношения к пьющим людям), затем организуется групповая работа: деловая игра, экскурсия, беседа (методы запугивания применять нецелесообразно). Учитывать, что подростки проявляют интерес не к интеллектуальной деятельности, а к спорту. Подключение к профилактической работе сотрудников милиции, врачей, работников предприятий, общественности.
В юношеском возрасте (15 – 17 лет) внимание сосредотачивается на индивидуальной работе: самостоятельная работа с книгой, наблюдение, постановка опытов, викторины, олимпиады.
Реабилитация понимается как восстановление, активизация.
Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Следует различать виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка, преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления его ненужности и никчемности как личности
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение
или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями трудами сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка.
(см. ПРОГРАММУ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ)
Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях
Пенитенциарный от латинского – юридический означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.
Воспитание личности в коллективе пропагандировали С.Т. Шацкий, П.Н. Лепешинский, В.Н. Сорока – Росинский, А.С. Макаренко.
Станислав Теофилович Шацкий основал колонию "Бодрая жизнь", где центральным был труд, дети работали в слесарных, столярных, ткацкой, гончарной комнатах. Был создан детский клуб – центр, где организована жизнь детей в соответствии с их интересами (часто общество и государство не считается с требованиями ребенка). С.Т. Шацкий определил 5 положений относительно воспитания:
Пантелеймон Николаевич Лепешинский в 1918 г. создал опытные станции Наркомпроса, где организовал детское самоуправление. В коммуне было 60-70 детей от 9 до 15 лет и 9-10 школьных работников.
В 20-е гг. многие педагоги увлекались воспитанием коллектива, не замечая индивидуальность личности. В. Н. Сорока-Росинский пишет об отрицательном влиянии на ребенка его постоянное пребывание в группе детей, это утомляет его, понижает творческую активность. Автор предлагает создать в детском доме творческие комнаты, где ребенок мог бы уединиться, поразмышлять.
Антон Семенович Макаренко в 1920 г. возглавил колонию для несовершеннолетних преступников и разработал правила отношений воспитанников и педагогов:
В отрядах были и малыши и взрослые юноши 17-18 лет, которые заботились о младших, а у малышей воспитывалось уважение к старшим. Все вопросы решались быстро, был закон: говорить можно одну минуту. Говоривший больше 1 мин. считался трепачом.
А.С. Макаренко никогда не делал выговоров. Он писал записку провинившемуся с просьбой прийти вечером "на ковер". Воспитанник многое обдумывал, пока ждал назначенного времени, ему высказывали товарищи и когда приходил к наставнику, тот ему только говорил: "Хорошо, иди".
А.С. Макаренко: "Если бы люди были искренни, то многие сказали бы, что у них в детстве был хоть один случай воровства, а они не были ворами. Очевидно, нам нужно подумать, что такое детское воровство и как на него реагировать".
"Нет плохих учеников, есть негодные методы воспитания"
В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко формулирует основной принцип коллективистической педагогики: "Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему"
В "Книге для родителей" отмечает, что в семье дети должны постоянно отвечать за определенную работу, а не выполнять разовые поручения.
Содержание
работы с несовершеннолетними правонар
Изучается прошлый опыт
ребенка, криминогенные факторы
среды, возможности семьи в
Негативное влияние взрослых на подростков может быть в виде личного примера, уговора, совета, угрозы, принуждения, шантажа, подкупа, унижения, обмана.
Для нейтрализации отрицательного влияния используют:
Условия пенитенциарного учреждения:
Содержание процесса исправления
1. Подготовительный этап
Педагогическая диагностика. Планирование воспитательной деятельности с прибывшим осужденным
2. Этап реализации
Адаптация в новых условиях.
3 группы:
Первая группа – встал на путь исправления (положительное отношение к труду, воспитательным мероприятиям)
Вторая группа – твердо встал на путь исправления. (инициатива в трудовой деятельности, положительное влияние на других осужденных, признание вины, раскаяние)
Третья группа – доказал свое исправление (самовоспитание, самообразование, осуждает прошлую преступную деятельность)
Лица, не ставшие на путь исправления:
Первая группа – "болото" (название ввел Макаренко) – осужденные характеризуются неопределенным поведением
Вторая группа – грубые нарушители порядка – не подчиняются требованиям администрации, неформальные отрицательные лидеры
Третья группа - злостные нарушители – лидеры отрицательных группировок и их опора.