Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа
Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.
- иных услуг социальной направленности.
При осуществлении стационарного социального обслуживания Уч-реждением малой вместимости должны проводиться мероприятия, направ-ленные на социальную адаптацию проживающих в нём граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие возможностей их самообслуживания, под-держание активного образа жизни, осуществление посильной трудовой деятельности, приобретение новых трудовых навыков, содействие в поис-ке и восстановлении связей с родственниками указанных граждан.
В Учреждении могут создаваться следующие структурные подразде-ления:
• организационно-методическое отделение;
• социально-медицинское отделение;
• отделение милосердия;
• отделение реабилитации и адаптации граждан пожилого воз-раста и инвалидов.
Организационно-методическое отделение создается для:
- проведения анализа и
прогнозирования социальных
- ведения личных дел граждан пожилого возраста и инвалидов, про-живающих в Учреждении и подготовки необходимой информации о дея-тельности органов и организаций в сфере социального обслуживания гра-ждан пожилого возраста и инвалидов (сбор, обработка и распространение информации о видах, порядке и условиях оказания социальной помощи);
- содействия в поиске
и восстановлении связей
Социально-медицинское
- организации социально-
- содействия в оказании
гражданам пожилого возраста
и инвалидам медицинской
- содействия в проведении медико-социальной экспертизы.
Отделение милосердия создается для:
- обслуживания граждан
пожилого возраста, инвалидов I и
II групп, нуждающихся при
- совершенствования социально-
В задачи Отделения реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов входит:
- проведение социально-бытовой
адаптации граждан пожилого
- содействие и проведение
социально-реабилитационных
При создании Учреждения малой
вместимости нужно ориентиро-
Прием граждан пожилого возраста и инвалидов в Учреждение ма-лой вместимости должен производиться на основании:
• личного письменного заявления граждан пожилого возраста или ин-валидов;
• направления на стационарное социальное обслуживание, выданного гражданину пожилого возраста или инвалиду органом социальной защиты населения;
• договора о стационарном обслуживании и договора об оказании со-циальных услуг, заключаемого между гражданином пожилого воз-раста или инвалидом и Учреждением малой вместимости.
Граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные предста-вители при приёме в Учреждение малой вместимости должны представ-лять следующие документы:
• письменное заявление;
• документы, удостоверяющие личность;
• справку, свидетельство, удостоверение о праве на льготы;
• справку, о размере пенсии выданную органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;
• справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации их содержать, должны пред-ставлять также справки от каждого члена семьи с места работы о размерах их заработной платы и других доходов.
Инвалидами может быть представлена индивидуальная программа реабилитации, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
На каждого проживающего в Учреждении малой вместимости граж-данина пожилого возраста или инвалида должно оформляться личное дело.
Выписку из Учреждения малой вместимости необходимо произво-дить по письменному заявлению гражданина пожилого возраста или инва-лида, а выписку граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших спо-собность к самообслуживанию - по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
Таким образом, дома-интернаты малой вместимости должны полно-стью заменить учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с большим числом обслуживаемых граждан. В свою очередь это должно привести к повышению эффективности социального обслуживания вышеуказанных категорий граждан. Это подтверждает опыт Орловской области, в которой подобные учреждения функционируют дос-таточно долго.
Также большого внимания заслуживает опыт Липецкой области по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, проживающих на селе. В первую очередь - это создание социальных огородов. Развитие по-добной услуги способно приносить пенсионерам до 2 тыс. рублей допол-нительно к пенсии, что, соответственно, должно немного повысить уро-вень их обеспеченности. К обработке подобных огородов можно привле-кать как сельскохозяйственные предприятия, так и учащихся школ.
Необходима организация службы "Социальное такси". Этот вид ус-луг должен помочь пожилым людям решить такие проблемы как посеще-ние больниц, протезно-ортопедических мастерских.
И, конечно же, необходимо
развивать систему Центров
В заключение хотелось бы отметить, что проблемы малоимущих граждан, проживающих на селе, не могут решаться только силами област-ных органов социальной защиты населения, т.к. это просто не реально. Одних мер социальной защиты недостаточно. В первую очередь необхо-димо разработать концепцию социального развития села, причём делать это нужно, исходя из конкретных социально-экономических условий, сло-жившихся в Рязанской области.
Заключение.
Политика имущественной дифференциации в начале 90-х годов при-вела к расслоению общества. В особенно тяжёлом положении оказались такие группы населения как граждане пожилого возраста, инвалиды, мно-годетные семьи, дети-сироты, одинокие люди. Это положение ещё более усугубилось у представителей этих категорий, проживающих в сельской местности, что обусловлено тяжёлыми экономическими условиями, в ко-тором оказалось село после начала экономических реформ.
В настоящее время система социальной защиты "сельских" мало-имущих базируется в основном на двух видах: оказание разовой матери-альной помощи и оказание социально-бытовых услуг. Однако в некоторых регионах делаются попытки организации комплексных центров социаль-ного обслуживания населения, которые обслуживают сельское население.
Изучение опыта Рязанской области показало, что система социаль-ной защиты малоимущих граждан в условиях села на территории области ещё не достаточно развита, хотя постоянно совершенствуется. В связи с этим можно отметить, что региональный опыт, описанный в дипломной работе можно использовать для повышения эффективности социальной работы с малоимущими на селе.
Проблема уровня жизни населения в стране с переходной экономи-кой является наиболее важной, т.к. её своевременное разрешение не только способствует более полному включению всего населения в рыночные ре-формы, но и позволяет самому процессу перехода принять социальную на-правленность и тем самым определить его конечные цели.
В данной работе есть ряд моментов, которые характеризуют различ-ные методы и типы складывающейся на сегодняшний день системы соци-альной защиты малоимущих граждан, проживающих на селе. К сожалению их недостаточно для того, чтобы полностью решить проблему малоиму-щих, но некоторые начинания всё же имеются. Кроме того, эта проблема напрямую связана с экономикой.
Существующая экономическая ситуация так или иначе отражается на социальной политике в отношении малоимущих категорий населения.
Учитывая особенности российского общества с его дезорганизован-ной экономикой, деформированным общественным сознанием, разрушен-ными духовно-нравственными ориентирами, необходимо сформировать принципы взаимоотношений государства и человека. Так, всемерно содей-ствуя развитию рыночных отношений, государство берёт на себя функции социальной защиты граждан, выражающиеся в системе мер, призванных обеспечить достойный уровень жизни каждого человека.
Статья 7 Конституции РФ объявляет Россию социальным государст-вом, главной задачей политики которого является достижение благосос-тояния общества, обеспечение достойной жизни человека . Эти направле-ния социальной политики должны быть реальными и неизменными.
Учитывая своеобразие экономических отношений, трудности пере-хода к рынку, появление огромной массы населения, находящейся за чер-той бедности, государство на переходный период сохраняет за собой регу-лирование распределительных отношений.
Задача социального
Главное направление в социальной политике государства и социаль-ной работе с малоимущими гражданами состоит в том, чтобы максимально снизить их число путём повышения уровня доходов населения. Как уже было сказано, эта проблема напрямую связана с экономической, и пока эти задачи не будут решены, бедность будет расти.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации. М.: 1993.
2. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Феде-рации" от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ // Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные документы, методические рекомендации, комментарии. М.: ВЦУЖ, 2000.
3. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ // Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные документы, методические рекомендации, комментарии. М.: ВЦУЖ, 2000.
4. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населе-ния в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // Российская газета, 1995, 19 декабря.
5. Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ // Российская газета, 1995, 4 августа.
6. Постановление Минтруда РФ от 27 июля 1999 года № 32 "Об утвер-ждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный центр социального обслуживания"
7. Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 года № 25 "Об утвер-ждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслу-живания "Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов".
8. Анисимов В. Орловская область: социальная защита // Человек и труд. № 5. 2001. с. 37 – 38.
9. Байгереев М. Бедность и политика адресной социальной помощи ма-лоимущим семьям // Человек и труд. № 1. 2001. с. 42 – 47.
10. Голованов А. Проблемы социальной защиты работников АПК // Фи-нансы. № 2. 1998. с. 26 – 27.
11. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная поли-тика в России. М.: "Союз", 1994. с. 48 – 49.
12. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М.: РАГС. 1999.
13. Лезова В. На первом месте – семья и дети // Социальное обеспече-ние. № 12. 2002. с. 20 – 26.
14. Носова Н. Село не отстаёт // Социальное обеспечение. № 7. 2002. с. 29 – 31.
15. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. с. 280 – 298.
16. О дополнительных мерах социальной защиты населения в Красно-дарском крае // Об опыте работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по усилению адресности социаль-ной поддержки малоимущего населения. Информационно-аналитические материалы. М., 2002. с. 41 – 45.
17. Организация работы по оказанию адресной социальной помощи в Тамбовской области // Об опыте работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения. Информационно-аналитические материалы. М., 2002. с. 99 – 101.
18. Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные до-кументы, методические рекомендации, комментарии. М.: ВЦУЖ, 2000.