Социальная работа с малоимущими на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 137.49 Кб (Скачать файл)

- иных услуг социальной  направленности.

При осуществлении стационарного  социального обслуживания Уч-реждением малой вместимости должны проводиться мероприятия, направ-ленные на социальную адаптацию проживающих в нём граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие возможностей их самообслуживания, под-держание активного образа жизни, осуществление посильной трудовой деятельности, приобретение новых трудовых навыков, содействие в поис-ке и восстановлении связей с родственниками указанных граждан.

В Учреждении могут создаваться  следующие структурные подразде-ления:

• организационно-методическое отделение;

• социально-медицинское отделение;

• отделение милосердия;

• отделение реабилитации и адаптации граждан пожилого воз-раста и инвалидов.

Организационно-методическое отделение создается для:

- проведения анализа и  прогнозирования социальных процессов,  влияющих на деятельность Учреждения  малой вместимости, разработки  предложений по совершенствованию  мероприятий, касающихся организа-ции жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов и предос-тавления им социальных услуг;

- ведения личных дел  граждан пожилого возраста и  инвалидов, про-живающих в Учреждении и подготовки необходимой информации о дея-тельности органов и организаций в сфере социального обслуживания гра-ждан пожилого возраста и инвалидов (сбор, обработка и распространение информации о видах, порядке и условиях оказания социальной помощи);

- содействия в поиске  и восстановлении связей граждан  пожилого возраста и инвалидов  с родственниками, преодолении ими  личностных проблем.

Социально-медицинское отделение  должно создаваться для:

- организации социально-медицинского  обеспечения жизнедеятель-ности граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе проведения медицинского наблюдения;

- содействия в оказании  гражданам пожилого возраста  и инвалидам медицинской помощи  в специализированных лечебно-профилактических  учреждениях, в том числе гериатрического  профиля;

- содействия в проведении  медико-социальной экспертизы.

Отделение милосердия создается  для:

- обслуживания граждан  пожилого возраста, инвалидов I и  II групп, нуждающихся при передвижении  в пределаx комнаты в постоянной посто-ронней помощи или которым установлен постельный режим;

- совершенствования социально-бытовой и психологической приспо-собляемости граждан пожилого возраста и инвалидов.

В задачи Отделения реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов входит:

- проведение социально-бытовой  адаптации граждан пожилого воз-раста и инвалидов к условиям проживания;

- содействие и проведение  социально-реабилитационных мероприя-тий  для граждан пожилого возраста  и инвалидов, в том числе  мероприя-тий, направленных на  развитие их способностей к  бытовому самообслужи-ванию и организации посильной трудовой деятельности.

При создании Учреждения малой  вместимости нужно ориентиро-ваться на обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (I и II групп старше 18 лет), нуждающихся в постоянной посторонней  помощи в связи с частичной  или полной утратой возможности  самостоятельно удов-летворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способно-сти к самообслуживанию и передвижению и не имеющие медицинских противопоказаний к обслуживанию в стационарных учреждениях соци-ального обслуживания.

Прием граждан пожилого возраста и инвалидов в Учреждение ма-лой вместимости должен производиться на основании:

• личного письменного заявления граждан пожилого возраста или ин-валидов;

• направления на стационарное социальное обслуживание,  выданного гражданину пожилого возраста или инвалиду органом социальной защиты населения;

• договора о стационарном обслуживании и договора об оказании со-циальных услуг, заключаемого между гражданином пожилого воз-раста или инвалидом и Учреждением малой вместимости.

Граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные предста-вители при приёме в Учреждение малой вместимости должны представ-лять следующие документы:

• письменное заявление;

• документы, удостоверяющие личность;

• справку, свидетельство, удостоверение о праве на льготы;

• справку, о размере пенсии выданную органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;

• справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации  их содержать, должны пред-ставлять также  справки от каждого члена семьи  с места работы о размерах их заработной платы и других доходов.

Инвалидами может быть представлена индивидуальная программа  реабилитации, выданная учреждением  государственной службы медико-социальной экспертизы.

На каждого проживающего в Учреждении малой вместимости  граж-данина пожилого возраста или инвалида должно оформляться личное дело.

Выписку из Учреждения малой  вместимости необходимо произво-дить по письменному заявлению гражданина пожилого возраста или инва-лида, а выписку граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших спо-собность к самообслуживанию - по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Таким образом, дома-интернаты  малой вместимости должны полно-стью заменить учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с большим числом обслуживаемых граждан. В свою очередь это должно привести к повышению эффективности социального обслуживания вышеуказанных категорий граждан. Это подтверждает опыт Орловской области, в которой подобные учреждения функционируют дос-таточно долго.

Также большого внимания заслуживает  опыт Липецкой области по социальному  обслуживанию граждан пожилого возраста, проживающих на селе. В первую очередь - это создание социальных огородов. Развитие по-добной услуги способно приносить пенсионерам до 2 тыс. рублей допол-нительно к пенсии, что, соответственно, должно немного повысить уро-вень их обеспеченности. К обработке подобных огородов можно привле-кать как сельскохозяйственные предприятия, так и учащихся школ.

Необходима организация  службы "Социальное такси". Этот вид  ус-луг должен помочь пожилым людям решить такие проблемы как посеще-ние больниц, протезно-ортопедических мастерских.

И, конечно же, необходимо развивать систему Центров социального  обслуживания населения или их филиалов. Как показывает вышеописан-ный опыт работы филиала ЦСО в селе Новая Заимка Тюменской области, открытие подобных учреждений способствует улучшению положения ма-лоимущих граждан и существенно снижает социальную напряжённость в сельской местности.

В заключение хотелось бы отметить, что проблемы малоимущих граждан, проживающих  на селе, не могут решаться только силами област-ных органов социальной защиты населения, т.к. это просто не реально. Одних мер социальной защиты недостаточно. В первую очередь необхо-димо разработать концепцию социального развития села, причём делать это нужно, исходя из конкретных социально-экономических условий, сло-жившихся в Рязанской области.

Заключение.

 

Политика имущественной  дифференциации в начале 90-х годов  при-вела к расслоению общества. В особенно тяжёлом положении оказались такие группы населения как граждане пожилого возраста, инвалиды, мно-годетные семьи, дети-сироты, одинокие люди. Это положение ещё более усугубилось у представителей этих категорий, проживающих в сельской местности, что обусловлено тяжёлыми экономическими условиями, в ко-тором оказалось село после начала экономических реформ.

В настоящее время система  социальной защиты "сельских" мало-имущих базируется в основном на двух видах: оказание разовой матери-альной помощи и оказание социально-бытовых услуг. Однако в некоторых регионах делаются попытки организации комплексных центров социаль-ного обслуживания населения, которые обслуживают сельское население.

Изучение опыта Рязанской  области показало, что система  социаль-ной защиты малоимущих граждан в условиях села на территории области ещё не достаточно развита, хотя постоянно совершенствуется. В связи с этим можно отметить, что региональный опыт, описанный в дипломной работе можно использовать для повышения эффективности социальной работы с малоимущими на селе.

Проблема уровня жизни  населения в стране с переходной экономи-кой является наиболее важной, т.к. её своевременное разрешение не только способствует более полному  включению всего населения в  рыночные ре-формы, но и позволяет  самому процессу перехода принять социальную на-правленность и тем самым определить его конечные цели.

В данной работе есть ряд  моментов, которые характеризуют  различ-ные методы и типы складывающейся на сегодняшний день системы соци-альной защиты малоимущих граждан, проживающих на селе. К сожалению их недостаточно для того, чтобы полностью решить проблему малоиму-щих, но некоторые начинания всё же имеются. Кроме того, эта проблема напрямую связана с экономикой.

Существующая экономическая  ситуация так или иначе отражается на социальной политике в отношении  малоимущих категорий населения.

Учитывая особенности  российского общества с его дезорганизован-ной экономикой, деформированным общественным сознанием, разрушен-ными духовно-нравственными ориентирами, необходимо сформировать принципы взаимоотношений государства и человека. Так, всемерно содей-ствуя развитию рыночных отношений, государство берёт на себя функции социальной защиты граждан, выражающиеся в системе мер, призванных обеспечить достойный уровень жизни каждого человека.

Статья 7 Конституции РФ объявляет  Россию социальным государст-вом, главной  задачей политики которого является достижение благосос-тояния общества, обеспечение достойной жизни  человека . Эти направле-ния социальной политики должны быть реальными и неизменными.

Учитывая своеобразие  экономических отношений, трудности  пере-хода к рынку, появление огромной массы населения, находящейся за чер-той бедности, государство на переходный период сохраняет за собой регу-лирование распределительных отношений.

Задача социального государства  состоит в перераспределении  дохо-дов между различными социальными слоями общества через государст-венный бюджет и финансирование социальных программ. Однако нельзя сказать, что можно искоренить явление малообеспеченности. Эта катего-рия населения была, есть и будет – так уж устроено общество.

Главное направление в  социальной политике государства и  социаль-ной работе с малоимущими гражданами состоит в том, чтобы максимально снизить их число путём повышения уровня доходов населения. Как уже было сказано, эта проблема напрямую связана с экономической, и пока эти задачи не будут решены, бедность будет расти.

 

Список литературы.

 

1. Конституция Российской Федерации. М.: 1993.

2. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Феде-рации" от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ // Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные документы, методические рекомендации, комментарии. М.: ВЦУЖ, 2000.

3. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ // Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные документы, методические рекомендации, комментарии. М.: ВЦУЖ, 2000.

4. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населе-ния в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // Российская газета, 1995, 19 декабря.

5. Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ // Российская газета, 1995, 4 августа.

6. Постановление Минтруда РФ от 27 июля 1999 года № 32 "Об утвер-ждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный центр социального обслуживания"

7. Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 года № 25 "Об утвер-ждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслу-живания "Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов".

8. Анисимов В. Орловская область: социальная защита // Человек и труд. № 5. 2001. с. 37 – 38.

9. Байгереев М. Бедность и политика адресной социальной помощи ма-лоимущим семьям // Человек и труд. № 1. 2001. с. 42 – 47.

10. Голованов А. Проблемы социальной защиты работников АПК // Фи-нансы. № 2. 1998. с. 26 – 27.

11.  Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная поли-тика в России. М.: "Союз", 1994. с. 48 – 49.

12.  Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М.: РАГС. 1999.

13.  Лезова В. На первом месте – семья и дети // Социальное обеспече-ние. № 12. 2002. с. 20 – 26.

14.  Носова Н. Село не отстаёт // Социальное обеспечение. № 7. 2002. с. 29 – 31.

15. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. с. 280 – 298.

16. О дополнительных мерах социальной защиты населения в Красно-дарском крае // Об опыте работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по усилению адресности социаль-ной поддержки малоимущего населения. Информационно-аналитические материалы. М., 2002. с. 41 – 45.

17.  Организация работы по оказанию адресной социальной помощи в Тамбовской области // Об опыте работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения. Информационно-аналитические материалы. М., 2002. с. 99 – 101.

18.  Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные до-кументы, методические рекомендации, комментарии. М.: ВЦУЖ, 2000.

Информация о работе Социальная работа с малоимущими на селе