Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа
Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.
5. Роль систем неформальной
поддержки. В сельской
6. Межсемейная кооперация.
Часто без помощи государства
и дру¬гих структур люди сами
организуют домашний или
7. Роль общественного мнения.
В пространственно
Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профес-сиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систе-му социальных отношений, базирующихся на исто¬рических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сель¬ской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и по-нимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к .традициям данной местности, использовать исторический опыт социаль-ной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказа¬ние помощи человеку, его семье, общине.
В целом социальная работа на селе определяется конкретной соци-альной ситуацией, с которой сталкивается социальный педа¬гог или соци-альный работник и которая требует своих методов, своих приемов реше-ния, особой формы социального участия.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
В условиях сложившейся на
селе социально-экономической ситуа-
Наибольший интерес в рамках темы дипломной работы представляет опыт работы с малоимущими категориями населения на селе в соседних с Рязанской областью регионах.
Одной из областей, в которых хорошо развита система социальной работы с малоимущими, проживающими на селе, является Липецкая об-ласть. В 1998 году на основе Федеральной целевой програм¬мы "Старшее поколение" там была разра¬ботана аналогичная областная про¬грамма все-сторонней помощи пожи¬лым людям, в рамках которой появи¬лось общест-венное дви¬жение "Мы твой дом и тепло сохраним". Оно стало для жителей области своеобразным синонимом программы "Старшее поко¬ление", прак-тическим инструментом её реализации.
Движение вышло далеко за рамки оказания только социально-бытовых услуг пре¬старелым людям. Наиболее острые их проблемы реша-ются в комплексе. Уже прочно вошли в практику социальной работы такие формы, как столовые на дому, скорая социально-бытовая помощь, соци-аль¬ные огороды, социальные такси. Большой акцент сделан на создании условий по поддержанию хорошего мо¬рально-психологического и физиче-ско¬го состояния людей пожилого и старче¬ского возраста, возвращение в их жизнь всей полноты общения, интерес¬ного досуга.
Сегодня в системе надомного об¬служивания области работают 185 от¬делений социальной помощи. Около 3 тысяч социальных работников ежедневно занимаются обслуживанием одиноко проживающих граждан. Социаль¬ную помощь на дому получают из каж¬дых 10 тысяч пенсионеров 412 человек. Этому способствуют и доступные для всех категорий пенсио-неров тарифы на оказание социальных услуг. Как извест¬но, на федераль-ном уровне они уста¬новлены в размере 25 % от разницы между пенсией и прожиточ¬ным минимумом, что заметно уменьша¬ет доходы получателей максимального размера пенсии. А к этой категории от¬носятся участники и инвалиды войны, вдовы погибших. Главой обла¬стной администрации было принято по¬становление, значительно снижающее расходы пожилых людей на оплату со¬циальных услуг. Верхний предел был ус¬тановлен в размере 5 % от по¬лучаемой пенсии, значи¬тельно расширен перечень самих услуг. Аналогичные постановления были при¬няты и в районах области, где в за-висимости от местных экономичес¬ких и финансовых возможностей "пото¬лок" платежей был снижен ещё раз. Та¬ким образом, в области никто из об-служиваемых пенсионеров не платит за социальные услуги больше 50 руб-лей. Причём, эта сумма выходит только при максималь¬ной пенсии или при наличии двух пен¬сий одновременно. Остальным же на¬домное обслужива-ние обходится ещё дешевле. Девять тысяч человек из пят¬надцати тысяч получают все виды по¬мощи бесплатно.
Впервые в Липецкой области была введена такая услуга как столо-вые на дому. 530 пожилых людей, состоящих на обслуживании, питаются сегодня в соответствии с рекомендаци¬ями медиков и с учётом их собст-венных вкусов. Чтобы домашние обеды были разнообразны и полезны, со-циальные работники прошли специальное обуче¬ние поварским навыкам.
Используются в надомной кулинарии овощи, выращенные на огоро-дах подо¬печных. Эти приусадебные участки, что очень важно, также нахо-дятся в хозяй¬ских руках работников служб социаль¬ной помощи. Адресные социальные ого¬роды приносят пенсионерам двойную пользу: заполняются их погреба овоща¬ми, вплоть до нового урожая, а излишки продукции вы-годно реализуются, при¬нося хорошую прибавку к пенсиям. Часть денеж-ных средств, полученных от реализации сельхозпродукции, идёт на оплату коммунальных платежей (газ, вода), приобретение необходимых вещей. Кроме этого в некоторых районах области земля, которая не обрабатывает-ся, сдаётся в аренду соседям в обмен на молочные продукты.
Таких социальных огородов насчитывается по области более 500. Размеры участков колеблются от 5 до 60 соток. Общие доходы их вла¬дельцев составили с начала проведения акции более 3 млн. рублей. В сред-нем прибыль с каждого социального огорода составляет приблизительно 2 – 2,5 тыс. рублей, что является хорошей прибавкой к пенсии. К выращива-нию овощной продук¬ции на социальных огородах прилагают силы и тех-нические средства сельскохозяйственные предприятия, в которых пенсио-неры когда-то трудились всю свою жизнь. При районных школах создают-ся специальные "Бригады милосердия", которыми оказывается практиче-ская помощь по посадке, прополке и уборке овощей. Например, только в Красненском районе в 2001 году было создано 10 подобных бригад.
Получили распространение по всей области бригады экс¬тренной со-циально-бытовой по¬мощи, выполняющие все необходимые виды работ - от вспашки огородов до ремонта домов и на¬дворных построек.
За счёт средств областного бюджета была проведена бесплатная га-зификация домов пенсионеров и инвалидов. С 1998 года, за период дейст-вия областной программы бесплатной газификации, газовое топливо при-шло в 2000 домов и квартир.
Администрация оказывает
малообе¬спеченным жителям
Во многих районах области организована работа службы "Социаль-ное такси". Этот важный вид услуг снимает у пожилых людей такие про-блемы как посещение областных больниц, протезно-ортопедической мас-терской. Транспортные услуги социального автопарка оказываются бес-платно или за умеренную плату.
Повсеместно создаются социальные аптеки, парикмахерские, пра-чечные.
Приобрела чёткие очертания ещё одна форма надомного обслужива-ния одиноких людей преклонного возраста, которая остро востребована сегодня - медико-санитарная помощь в виде не¬сложных процедур, масса-жа, выполне¬ния врачебных назначений. 874 соци¬альных работника полу-чили для этих целей начальное медицинское образо¬вание в объеме, необ-ходимом для ухо¬да за пожилым человеком на дому. Формируются домаш-ние аптечки у об¬служиваемых, проводятся профилактические осмотры. Кроме того, органы социальной защиты населения совме¬стно с органами здравоохранения со¬здали в стационарах 560 социальных коек для лечения и обследования пожи¬лых людей.
В ходе проведения акции параллельно
решены задачи повыше¬ния технической
оснащенности отделе¬ний социального
обслуживания, от ко¬торых в конечном
итоге зависит качест¬во и
сроки предоставления услуг. На се¬годняшний
день в системе социального
Для обеспечения необходимого ка¬чества и разнообразия услуг по-стоянно совершенст¬вуется образовательный уровень социальных работни-ков в различных областях знаний. Они получили, кроме уже названных специальностей, знания по практической психологии. Кадровый потенциал службы достаточ¬но высок, что также положительно ска¬зывается на качест-ве работы с пожилы¬ми людьми и способствует развитию всей системы со-циальной защиты.
Заслуживает внимания и опыт Ивановской области . Сейчас об-ласть находится в конце регионов России по уровню доходов населения, размеру среднемесячной зарплаты и покупательной способности населе-ния. В этих непростых условиях областной администрации приходится прилагать много усилий для того, чтобы обеспечить достаточный уровень социальной защищённости малоимущих категорий населения.
Тяжёлая социально-экономическая ситуация в области не могла не отразиться и на демографической ситуации.
Численность населения области неуклонно сокращается. На одного родившегося приходится 2,6 умерших. Нагрузка на трудоспособное насе-ление достигает 75-80 %. Стабильно растёт количество детей-инвалидов.
В этих условиях администрация области уделяет огромное внимание проблеме адресного характера социальной поддержки населения, особенно пенсионеров.
Ивановская область относится к самым "старым" субъектам Россий-ской Федерации. Если в целом по России доля лиц пенсионного возраста немногим превышает 20 %, то в Ивановской области приближается к 25 %. К тому же процесс старения населения является стабильным. Сравнитель-ные данные показывают увеличение продолжительности жизни, а значит и увеличение количества пенсионеров.
В этих условиях забота и внимание к людям пожилого возраста яв-ляется одним из приоритетов администрации области.
Ивановская область одной из первых (в 1996 г.) приняла закон об-ласти "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвали-дов", который дополняет и конкретизирует аналогичный федеральный за-кон.
Начиная с 1995 года, в области каждые два года проводятся монито-ринговые исследования, посвященные изучению степени адаптации пожи-лых людей к рыночным отношениям.
Большой интерес представляет Мониторинг покупательной способ-ности средней пенсии в Ивановской области за период с 1990 по 2000 го-ды. Т.е. была рассчитана покупательная способность средней пенсии за основные продукты питания. За исследуемый период покупательная спо-собность средней пенсии в области в перерасчете на продукты питания со-кратилась от 214 единиц в 1990 году до 70 - в 2000 году.
В соответствии с Федеральным
законом "Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации" в области в 1996 году
было утверждено Положение о порядке
оказания материальной помощи гражданам,
оказавшимся в трудной
В соответствии с ним материальная помощь гражданам, находящим-ся в трудной жизненной ситуации, оказывается через пункты срочной со-циальной помощи, созданные во всех районах области, в виде денежных средств, продуктов питания, горячих обедов, одежды, обуви, средств сани-тарии, гигиены, других предметов первой необходимости, оплаты топлива, проезда.
Право на получение материальной помощи имеют:
• неработающие пенсионеры и инвалиды;
• получатели пенсии за умершего кормильца;
• семьи, имеющие детей-инвалидов, многодетные, неполные семьи;
• лица, без определенного места жительства;
• неработающие трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I груп-пы, престарелыми гражданами старше 80 лет, если сово-купный доход семьи на одного человека ниже бюджета прожиточного минимума, установленного в области для со-ответствующих категорий граждан.
Право на получение материальной
помощи также имеют граждане, попавшие
в экстремальные жизненные
Гражданин, обратившийся за материальной помощью, предоставляет заявление и документы, подтверждающие его право на получение помощи. На основании этого работниками пункта срочной социальной помощи со-ставляются акты материально-бытового обследования. В случаях возник-новения сомнений в объективности представленных документов, работни-ки могут выйти на дом к заявителю.