Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа
Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Цель социальной работы на селе - вносить социальные измене¬ния в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Все средства со¬циальной рабо-ты на селе должны быть использованы во имя благо¬получия сельского жи-теля, развития ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, общественных потребностей. Защита социальных прав жителей села ста-новится важнейшей задачей со¬циальной работы.
Социальная работа на селе имеет свои особенности, которые обу-словлены многими факторами:
§ во-первых, особенностью ценностных ориентации, психо¬типа сельского жителя, который отличается определенным кон¬серватизмом, основа-тельностью, неторопливостью, приверженно¬стью традициям, терпимо-стью, непритязательностью в быту, бе¬режным отношением к природе. Нужды, потребности, интересы жителя села, во многом обусловленные сельским образом жизни, определяют содержание социальной работы, ее формы и методы;
§ во-вторых, социальными условиями жизни, труда, быта, досуга и, соот-ветственно, проблемами, порождаемыми этими ус¬ловиями;
§ в-третьих, особенностями сельской социальной среды, ко¬торой прису-щи открытость жизни каждой семьи, тесные соседские связи, сохра-нившиеся традиции общинных взаимоотношений, за¬нятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом, близость к природе.
Многие факторы значительно осложняют социальную работу на се-ле:
ограниченный доступ к услугам. Большинство сельских жителей имеют ограниченный доступ к таким социальным услугам, как об¬разование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиат-рическая помощь и др. Ограничен доступ жителей села к услугам инже-нерной инфраструктуры - водоснабжению, газифи¬кации, санитарной очи-стке, электроснабжению, телекоммуника¬циям. Многие сельские жители, преимущественно преклонного возраста, живут в отдаленных деревнях, где зачастую нет дорог, магазинов, медпунктов, телефонов. Отставание от городских удобств в плане коммунального обустройства жилых домов и их газифика¬ции столь очевидно, что позволяет говорить о социальной обездо¬ленности жителей многих российских сёл и деревень;
низкий уровень
ограниченность источников общественной и частной поддержки. В сельской местности очень мало активно действующих обществен¬ных ор-ганизаций социальной направленности. Иногда функцию социальной по-мощи населению добровольно берет на себя какой-либо институт (школа, церковь, сельский клуб, музей). Многие сельхозпредприятия, акционерные общества в силу тяжелого со¬циально-экономического положения устрани-лись от финансиро¬вания социальных программ. Немного на селе предста-вителей но¬вой социальной прослойки общества - предпринимателей, спо¬собных и желающих оказать финансовую поддержку развитию со¬циальной работы на селе;
изолированность и территориальная
отдаленность. Сельские жи¬тели, проживающие
на территории одной сельской (поселковой)
админи-страции, как правило, рассеяны
на больших площадях уда¬ленных друг от
друга деревень. Их гораздо труднее обслуживать,
учитывая сельское без-дорожье и транспортные
проблемы. Террито¬риальная отдаленность
общин сокращает возможности профессио¬нальных
контактов, общения социаль-ных работников
с коллега¬ми, ограничивает им доступ
к новейшей литера-туре. Эти проблемы усугубляются
еще и тем, что лишь немногие сельские
общности сегодня связаны с городами информационно-
отсутствие конфиденциальности. В небольших городах, рабочих поселках, селах и тем более в деревнях невозможно поддерживать тот уро-вень конфиденциальности, какой может быть обеспечен в городах. Соци-альные педагоги, социальные работники, прожива¬ющие на территории об-служиваемой ими общины, естественно, имеют неформальные, дружеские отношения с клиентами, отно¬шения, выходящие за рамки профессиональ-ной связи. Это затруд¬няет соблюдение профессиональных требований конфиденциаль¬ности;
консерватизм и социальная инертность. Сельские жители в силу своей ментальности и образа жизни менее мобильны, чем городские жите-ли. Они труднее перестраиваются, медленнее приспосабливаются к новым условиям жизни. Жизнь приучила их насторо¬женно относиться к новаци-ям, которые не всегда приводят к же¬ланным результатам. Многие из них привыкли рассчитывать только на собственные силы. В целом сельское на-селение отличается более низким уровнем социальной активности в от-стаивании своих прав на улучшение условий жизни и более высоким уров-нем организо¬ванности в периоды избирательных кампаний;
низкий образовательный уровень населения. Уровень образования сельских жителей гораздо ниже, чем городских. Это обусловливает менее выгодное положение сельской общины при включении ее населения в процесс социального развития;
недостаточная анонимность. Социальные работники, социальные педагоги, особенно горожане, могут испытывать трудности из-за того, что не могут оградить от жителей села свою личную жизнь. Им трудно приспособиться к ситуации недостаточной анонимности частной жизни;
слаборазвитая социальная инфраструктура. Социальная работа на селе осуществляется в условиях слаборазвитой социальной инфраструктуры. В сельской местности в целях улучшения социальной работы не всегда можно использовать возможности Дома культуры, сельского клуба, библиотеки, фельдшерско-акушерского пункта, музеев, так как бедность муниципального бюджета заставила многие учреждения соцкультбыта прекратить свое функционирование.
В целом социальная работа на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной помощи государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров социальной сферы, в сложных условиях жизнедеятельности человека и окружающей его социальной среды. Все это позволяет рассматривать социальную работу в сельской местности как специализированный вид социальной практики, который требует использования специальных приемов управления социальной ситуацией развития личности и специальной профессиональной подготовки кадров.
Работу в сельской общине можно квалифицировать как одну из сложных сфер социальной работы, требующих строгого профессионального отбора специалистов прежде всего по личностным качествам, чтобы исключить высокую текучесть кадров и того, что называется "профессиональным сгоранием".
Практика показывает, что направления социальной работы в том или ином сельском территориальном объединении определяются проблемами его жителей. Однако выбранные приоритеты не остаются неизменными. Они меняются в соответствии с динамично меняющейся жизнью. Появление новых проблем рождает новые направления социальной работы.
Вместе с тем, как показывает практика, для сельской социальной практики в целом характерно решение следующих типичных проблем:
§ оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем. Не менее значимо и такое направление социальной работы, как распространение знаний о выживании человека в экстремальных условиях (при дефиците материальных средств, продуктов питания, при затяжной болезни и других социальных ситуациях), а главное, как показала практика, - о правах и льготах граждан, гарантированных государством;
§ проблемы алкоголизма, поскольку при отсутствии служб наркологической и психиатрической помощи, невысоком культурно-образовательном уровне населения злоупотребление алкоголем приобретает угрожающие по своим последствиям размеры;
§ помощь пожилым людям (в некоторых регионах их число достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических проблем;
§ социальное обслуживание, медицинская, профилактическая работа с тружениками агропромышленного комплекса, подверженными многим профессиональным заболеваниям;
§ обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Чтобы досуговые занятия способствовали развитию личности, необходимо акцентировать внимание не столько на развлекательной направленности досуга, сколько на развитии человека в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, духовном, социальном плане;
§ обеспечение трудозанятости подростков, молодежи с последующей оплатой труда;
§ трудообеспечение граждан, содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов; помощь в развитии личных подсобных хозяйств посредством внедрения образовательных программ сельскохозяйственной подготовки;
§ помощь социально неблагополучным семьям в обеспечении нормальной жизнедеятельности детей, устранении причин социального неблагополучия;
§ помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому, внедрение альтернативных форм дошкольного образования;
§ содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни;
§ социальная помощь населению в активизации природоохранительной деятельности, профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека;
§ устранение межнациональных, межэтнических конфликтов, налаживание добрососедских отношений.
Не менее значимы проблемы глубинного плана, от решения которых в немалой степени зависит судьба человека: социальное обслуживание (в разных видах и формах), повышение культурно-образовательного уровня сельского населения, формирование здорового образа жизни, развитие духовных ценностей в сельском социуме, укрепление института семьи, формирование жизнеспособности личности в условиях социальных катаклизмов и др.
Как показывает практика, важным
средством активизации
1. Тесное срастание со
средой обитания. Для сельского
жителя об¬щие условия и
2. Личное подворье. Исторический
опыт жизнедеятельности сель¬
3. Приверженность традициям.
В сельской местности
4. Роль семьи. Семья
в деревне воспринимается как
хозяйственная единица, как