Социальная работа с малоимущими на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 137.49 Кб (Скачать файл)

 

§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.

 

Цель социальной работы на селе - вносить социальные измене¬ния в жизнь человека, его семьи, жизнь  общины. Все средства со¬циальной  рабо-ты на селе должны быть использованы во имя благо¬получия сельского жи-теля, развития ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, общественных потребностей. Защита социальных прав жителей села ста-новится важнейшей задачей со¬циальной работы.

Социальная работа на селе имеет свои особенности, которые  обу-словлены многими факторами:

§ во-первых, особенностью ценностных ориентации, психо¬типа сельского жителя, который отличается определенным кон¬серватизмом, основа-тельностью, неторопливостью, приверженно¬стью традициям, терпимо-стью, непритязательностью в быту, бе¬режным отношением к природе. Нужды, потребности, интересы жителя села, во многом обусловленные сельским образом жизни, определяют содержание социальной работы, ее формы и методы;

§ во-вторых, социальными условиями жизни, труда, быта, досуга и, соот-ветственно, проблемами, порождаемыми этими ус¬ловиями;

§ в-третьих, особенностями сельской социальной среды, ко¬торой прису-щи открытость жизни каждой семьи, тесные соседские связи, сохра-нившиеся традиции общинных взаимоотношений, за¬нятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом, близость к природе.

Многие факторы значительно  осложняют социальную работу на се-ле:

ограниченный доступ к  услугам. Большинство сельских жителей  имеют ограниченный доступ к таким  социальным услугам, как об¬разование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиат-рическая помощь и др. Ограничен доступ жителей села к услугам инже-нерной инфраструктуры - водоснабжению, газифи¬кации, санитарной очи-стке, электроснабжению, телекоммуника¬циям. Многие сельские жители, преимущественно преклонного возраста, живут в отдаленных деревнях, где зачастую нет дорог, магазинов, медпунктов, телефонов. Отставание от городских удобств в плане коммунального обустройства жилых домов и их газифика¬ции столь очевидно, что позволяет говорить о социальной обездо¬ленности жителей многих российских сёл и деревень;

низкий уровень государственной  социальной помощи. Социальные службы, как правило, расположены в городах  и райцентрах. Мно¬гие сель-ские жители вообще не получают никакой социальной по¬мощи из-за от-сутствия в общинах профессионально подготовлен¬ных кадров, бездоро-жья, отсутствия транспортных средств. Часто социальной работой зани-маются люди недостаточно квалифици¬рованные. В сельских общинах очень мало профессионально подго¬товленных социальных работников, со-циальных педагогов, в то вре¬мя как потребность в развитии социальной работы на селе - наи¬большая. Услуги других специалистов по социальной работе, пси¬хологов, психиатров, врачей-наркологов, дефектологов, юри-стов являются недостижимыми для сельских жителей;

ограниченность источников общественной и частной поддержки. В сельской местности очень мало активно действующих обществен¬ных ор-ганизаций социальной направленности. Иногда функцию социальной по-мощи населению добровольно берет на себя какой-либо институт (школа, церковь, сельский клуб, музей). Многие сельхозпредприятия, акционерные общества в силу тяжелого со¬циально-экономического положения устрани-лись от финансиро¬вания социальных программ. Немного на селе предста-вителей но¬вой социальной прослойки общества - предпринимателей, спо¬собных и желающих оказать финансовую поддержку развитию со¬циальной работы на селе;

изолированность и территориальная  отдаленность. Сельские жи¬тели, проживающие  на территории одной сельской (поселковой) админи-страции, как правило, рассеяны на больших площадях уда¬ленных друг от друга деревень. Их гораздо труднее обслуживать, учитывая сельское без-дорожье и транспортные проблемы. Террито¬риальная отдаленность общин сокращает возможности профессио¬нальных контактов, общения социаль-ных работников с коллега¬ми, ограничивает им доступ к новейшей литера-туре. Эти проблемы усугубляются еще и тем, что лишь немногие сельские общности сегодня связаны с городами информационно-телекоммуникацион¬ной связью. Подобная ситуация может вызвать у соци-альных работ¬ников ощущение изолированности и стресса;

отсутствие конфиденциальности. В небольших городах, рабочих  поселках, селах и тем более  в деревнях невозможно поддерживать тот уро-вень конфиденциальности, какой может быть обеспечен в городах. Соци-альные педагоги, социальные работники, прожива¬ющие на территории об-служиваемой ими общины, естественно, имеют неформальные, дружеские отношения с клиентами, отно¬шения, выходящие за рамки профессиональ-ной связи. Это затруд¬няет соблюдение профессиональных требований конфиденциаль¬ности;

консерватизм и социальная инертность. Сельские жители в силу своей ментальности и образа жизни  менее мобильны, чем городские  жите-ли. Они труднее перестраиваются, медленнее приспосабливаются к новым условиям жизни. Жизнь приучила их насторо¬женно относиться к новаци-ям, которые не всегда приводят к же¬ланным результатам. Многие из них привыкли рассчитывать только на собственные силы. В целом сельское на-селение отличается более низким уровнем социальной активности в от-стаивании своих прав на улучшение условий жизни и более высоким уров-нем организо¬ванности в периоды избирательных кампаний;

низкий образовательный  уровень населения. Уровень образования  сельских жителей гораздо ниже, чем  городских. Это обусловливает менее  выгодное положение сельской общины при включении ее населения в  процесс социального развития;

недостаточная анонимность. Социальные работники, социальные педагоги, особенно горожане, могут испытывать трудности из-за того, что не могут  оградить от жителей села свою личную жизнь. Им трудно приспособиться к ситуации недостаточной анонимности частной жизни;

слаборазвитая социальная инфраструктура. Социальная работа на селе осуществляется в условиях слаборазвитой социальной инфраструктуры. В сельской местности в целях улучшения социальной работы не всегда можно использовать возможности Дома культуры, сельского клуба, библиотеки, фельдшерско-акушерского пункта, музеев, так как бедность муниципального бюджета заставила многие учреждения соцкультбыта прекратить свое функционирование.

В целом социальная работа на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной помощи государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров социальной сферы, в сложных условиях жизнедеятельности человека и окружающей его социальной среды. Все это позволяет рассматривать социальную работу в сельской местности как специализированный вид социальной практики, который требует использования специальных приемов управления социальной ситуацией развития личности и специальной профессиональной подготовки кадров.

Работу в сельской общине можно квалифицировать как одну из сложных сфер социальной работы, требующих строгого профессионального отбора специалистов прежде всего по личностным качествам, чтобы исключить высокую текучесть кадров и того, что называется "профессиональным сгоранием".

Практика показывает, что  направления социальной работы в  том или ином сельском территориальном  объединении определяются проблемами его жителей. Однако выбранные приоритеты не остаются неизменными. Они меняются в соответствии с динамично меняющейся жизнью. Появление новых проблем рождает новые направления социальной работы.

Вместе с тем, как показывает практика, для сельской социальной практики в целом характерно решение следующих типичных проблем:

§ оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем. Не менее значимо и такое направление социальной работы, как распространение знаний о выживании человека в экстремальных условиях (при дефиците материальных средств, продуктов питания, при затяжной болезни и других социальных ситуациях), а главное, как показала практика, - о правах и льготах граждан, гарантированных государством;

§ проблемы алкоголизма, поскольку при отсутствии служб наркологической и психиатрической помощи, невысоком культурно-образовательном уровне населения злоупотребление алкоголем приобретает угрожающие по своим последствиям размеры;

§ помощь пожилым людям (в некоторых регионах их число достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических проблем;

§ социальное обслуживание, медицинская, профилактическая работа с тружениками агропромышленного комплекса, подверженными многим профессиональным заболеваниям;

§ обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Чтобы досуговые занятия способствовали развитию личности, необходимо акцентировать внимание не столько на развлекательной направленности досуга, сколько на развитии человека в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, духовном, социальном плане;

§ обеспечение трудозанятости подростков, молодежи с последующей оплатой труда;

§ трудообеспечение граждан, содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов; помощь в развитии личных подсобных хозяйств посредством внедрения образовательных программ сельскохозяйственной подготовки;

§ помощь социально неблагополучным семьям в обеспечении нормальной жизнедеятельности детей, устранении причин социального неблагополучия;

§ помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому, внедрение альтернативных форм дошкольного образования;

§ содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни;

§ социальная помощь населению в активизации природоохранительной деятельности, профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека;

§ устранение межнациональных, межэтнических конфликтов, налаживание добрососедских отношений.

Не менее значимы проблемы глубинного плана, от решения которых  в немалой степени зависит  судьба человека: социальное обслуживание (в разных видах и формах), повышение  культурно-образовательного уровня сельского  населения, формирование здорового образа жизни, развитие духовных ценностей в сельском социуме, укрепление института семьи, формирование жизнеспособности личности в условиях социальных катаклизмов и др.

Как показывает практика, важным средством активизации социальной работы на селе являются опора на традиционные источники выживания сельского жителя, использование исконных способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни. Главными позитивными социально-психологическими факторами, которые необходимо учитывать при активизации социальной работы на селе, являются:

1. Тесное срастание со  средой обитания. Для сельского  жителя об¬щие условия и ресурсы  окружающей природной среды: плодородие  земли, состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение  водными ресур-сами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и т.д., - остаются решающими факторами в орга¬низации жизнеобеспечения. Как правило, сельские жители доско¬нально знают особенности своей местно-сти. Причем экологическая составляющая определяет выбор системы зем-леделия, состав куль¬тивируемых растений и пород животных, соотноше-ние разных от¬раслей хозяйства, характер поселения и расселения, способы ком¬муникаций и даже конкретные формы социальных общностей. Из ок-ружающей природной среды сельский житель традиционно чер¬пает сред-ства для укрепления своего здоровья, лечения болезней. В процессе хозяй-ственной деятельности он ориентируется на мно¬голетние наблюдения за погодно-климатическими закономернос¬тями в их взаимосвязи с различ-ными природными явлениями. Тра¬диционные ценности каждого этноса неотделимы от среды его оби¬тания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному соци¬уму, - важнейший источник формирования нацио-нального харак¬тера, оздоровления и организации жизнедеятельности сель-ских обществ.

2. Личное подворье. Исторический  опыт жизнедеятельности сель¬ской  семьи свидетельствует, что во  все времена основным сред¬ством  ее выжи-вания был труд на личном подворье. Независимо от существующего обще-ственного строя, политической и экономической ситуации в стране, тру-дясь на земле, семья сможет прокормить себя. Труд на личном подворье - самая надежная гарантия социальной защиты сельского населения. Расче-ты спе¬циалистов показывают, что, имея участок земли площадью 6 со¬ток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из че-тырех человек. Но это возможно только при правиль¬ном ведении хозяйст-ва. Поэтому социальные работники и соци¬альные педагоги должны воору-жать сельских жителей сельскохо¬зяйственными знаниями, повышать куль-туру сельскохозяйствен¬ного производства.

3.  Приверженность традициям.  В сельской местности проживает  в основном коренное население  страны, унаследовавшее историчес¬кую па-мять предшествующих поколений. Крестьянство по-прежне¬му ориентиру-ется на традицию, которая является для него непре¬ложным законом хозяй-ственной и всякой иной деятельности. Зави¬симость хозяйственной дея-тельности и всего жизненного уклада общества от природы диктовала ори-ентацию на воспроизведение прежних образцов, унаследованных от пред-ков. Отход от производ¬ственного и экологического опыта многих поколе-ний мог обер¬нуться катастрофой. Запрограммированные природным воз-действием консерватизм и приверженность традиции служили гарантом ус¬тойчивости и благополучия социума, условием физического выжи¬вания людей. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заго-товки и хранения сельскохозяйственной продук¬ции, содержания скота и др. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельности сельского социального педагога и социального работника.

4. Роль семьи. Семья  в деревне воспринимается как  хозяйственная единица, как форма  правильной организации жизни  взрослого че¬ловека, как источник  поддержки и средство выживания.  В сельской местности в понятие  "семья" вкладывается нечто  большее, чем в городе. Семья  на селе - это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поко-ления, связанные с живущими не¬видимыми нитями. Благополучное суще-ствование семьи во многом зависит от ее способности максимально моби-лизовать силы и сред¬ства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно, ис¬точников доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности по¬требления и неизбежно приводит к поиску компенсирующих недо¬статок денежных ресурсов видов занятости и иных способов полу¬чения доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет свое¬го хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сель¬ские женщины проявляют го-раздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто за-нимают первое место в системе семейных предпочтений.

Информация о работе Социальная работа с малоимущими на селе