Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 12:27, контрольная работа
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность социального действия, проанализировать его структуру;
определить понятие «социальная связь» и рассмотреть основные формы ее проявления;
показать специфику национальных отношений и их субъектов;
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Социальные действия и социальные связи, их основные формы……………….5
2. Национальные отношения в современном мире…………………………………11
3. Социальные процессы, их виды…………………………………………………..26
3.1. Кооперация…………………………………………………………………….28
3.2. Соперничество…………………………………………………………………29
3.3. Ассимиляция…………………………………………………………………...30
4. Социальный конфликт…………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………………….43
В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений: любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д. [27].
Социальное действие, взаимодействие, отношения, связь можно расположить по возрастанию. Это различные социальные явления, закрепляемые в серию явлений, связанных между собой причинными зависимостями, которую можно назвать социальным развитием, при накоплении положительных качеств и изменений. Например, женщина хочет заняться бизнесом, рассказывает о своих планах подруге, предлагая организовать фирму (действие); они начинают регулярно встречаться и обсуждать предстоящее дело (взаимодействие); между ними возникают деловые отношения (отношения); вскоре они создают фирму (связь) [8].
Разные виды контактов (пространственный, психический, социальный), социальное действие, социальные взаимодействия, социальные отношения — выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны, с некоторой долей условности, как этапы ее формирования. Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но ещё не взаимодействие. Когда люди понимают значение или ценность данного социального контакта для них, возникает следующая ступень в развитии социальных связей – социальное взаимодействие (интеракция). Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями, при котором партнёры принимают на себя определённые функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.
Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Они должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни:
экономическую (коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга);
политическую (государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ);
духовную (учреждения системы образования, науки, театры, музеи) [13,14].
Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения. Рассмотрим более подробно национальные отношения.
2. Национальные отношения в современном мире
Национальные отношения являются предметом конституционно-правового воздействия в процессе осуществления государственной национальной политики Российской Федерации. Национальные отношения могут возникать и протекать как стихийно, так и в результате сознательной, целенаправленной деятельности участников.
Складываясь в разных сферах и на разных уровнях, конкретные разновидности национальных отношений многообразны в литературе предлагаются различные варианты их классификации. Авторский коллектив учебного пособия «Развитие национальных отношений в СССР» под руководством А.И. Мельникова подразделяет их в зависимости от типов общественно-исторической формации, форм проявления и сфер жизнедеятельности народов. По его мнению, «есть два основных типа национальных отношений – капиталистические и социалистические». В наши дни данная классификация подвергается активной критике.
По сфере деятельности А.И. Мельников и его коллеги подразделяют национальные отношения на экономические, социально классовые, духовные, государственно-политические и нравственно-психологические, но характеристики каждой из названных групп не дают.
По месту в системе социальных связей этноса допустимо выделять внутренние (направлены на формирование и укрепление целостно-системных характеристик этноса) и внешние этнические отношения (возникают по поводу и в процессе связей общества в целом).
По объекту национальные отношения могут быть классифицированы в зависимости от того, на достижение или сохранение каких благ, ценностей, количественных и качественных характеристик они направлены: территориальных, экономических, социальных, политических, идеологических, культурных, экологических и иные отношениях, возникающих по поводу и в процессе формирования, функционирования и развития системообразующих и иных неотъемлемых признаков этнической общности.
Более подробная классификация даёт возможность понять специфику национальных отношений, составить представление об особенностях каждой из разновидностей, о качественных характеристиках и внутренних закономерностях существования и развития всей совокупности этих социальных связей.
В системе национальных отношений ключевыми являются политические и экономические аспекты. Политические направленные не только на создание системы поддержки для слаборазвитых территории, но и экономический рост в целом. Важнейшим экономическим аспектом современных национальных отношений является возможность управлять ресурсами и их потоками (прежде всего материальными, финансовыми, трудовыми и др.) [18].
В этническом развитии человечество прошло несколько ступеней: род, племя, народность, нация.
Народность, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования народности выражалось в постепенном смешении племён, замене прежних кровнородственных связей территориальными. Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народности завершился в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Народности складывались из нескольких племён, близких по своему происхождению и языку (польская — из славянских племён: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими (французская — из галльских племён, римских колонистов и германских племён: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания народности по мере усиления связей между отдельными её частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык народности, а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезали. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют несколько народностей, например восточные славяне (великорусская народность): русские, украинцы и белорусы. Примером народности сегодня может служить республика Дагестан, в которой проживает свыше трех десятков народностей. Ниже перечислены наиболее многочисленные из них: аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, удины, ногайцы [26].
Высшая форма этносоциальной общности людей - нация. В отечественной философской литературе нация чаще всего интерпретируется как общность людей, проживающих на определенной территории, разговаривающих на одном языке, включенных в единую систему экономических и культурных ценностей и т.п. Число и качество признаков нации, разные авторы определяют по-разному. В качестве признаков нации еще в середине прошлого века итальянский правовед и социолог П. Манчини рассматривал общность территории, происхождения и языка. К. Маркс и Ф. Энгельс называли в качестве присущих нации свойств общность экономической жизни, территорию, язык, национальные черты. К. Каутский пишет, что общность языка не является единственным отличительным признаком нации, а, напротив, рядом с ней существуют другие признаки и добавляет в таком качестве территорию. Общность экономической жизни, языка, территории, психологии как черты нации были названы В. И. Лениным в ряде статей. В последующем на основе накопленного теоретического материала И. Сталиным было дано такое определение: «Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в общности культуры» [31]. С точки зрения устройства ООН: быть нацией – значит выступать как некое идеальное единство правящего режима, территории и населения. Предполагается, что это единство действует как некий субъект, который проводит свою политику, играет в некую мировую игру и то, что по ходу этой игры получает в качестве добычи, делит на всех, кто идентифицируется с ним. На Западе под нацией понимают политическое сообщество граждан определенного государства, проживающих на его территории и осознанно причисляющих себя к нему, независимо от их национальности, конфессиональных и других различий [30].
Вокруг понятия «нация» не раз проходили острые теоретические схватки. В итоге многие исследователи определяют нацию как от природы данную общность людей, со специфически присущей ей совокупностью физических, психологических и духовных качеств, которая проявляется в их истории, экономике, политике, языке, культуре, религии и т.п. В качестве примера отметим дисциплинированность как черту жизни немецкой нации, которая содержится в «душе» немца и является природно-объективным достоянием данной нации. В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».
Пути возникновения нации могут быть различны:
прямое продолжение этнической линии развития от данной народности к данной нации;
появление нации на основе этнической конвергенции двух или нескольких народностей;
образование двух или нескольких нации в результате этнической дивергенции частей одной народности.
Важным фактором образования нации является государство. Не случайно важнейшей тенденцией национальных движений всегда было стремление к созданию народом своего национального государства [26].
Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например, Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, русская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, креолов и индейцев-америндов [2].
Процесс образования наций, зародившийся в условиях капитализма, продолжается и в настоящее время, но происходит он в других социальных и политических условиях, и его движущими мотивами выступают другие факторы. Наций в мире насчитывается 193, по числу общепризнанных государств [28].
Можно отметить отличия нации и народности. Прежде всего, в экономических отношениях: у нации – наличие устойчивой экономической общности, у народности – формирующиеся экономические связи. К следующему отличию относиться малочисленность народности. Последним обусловливают и другие ее характерные особенности: менее высокий, чем у нации, уровень экономики и культуры, объективно ограниченные возможности развития общественных функций языка. Малочисленностью же этноса объяснялись неразвитость в полной мере профессиональных форм искусства и ограниченность самобытными видами музыкальной, изобразительной, прикладной и другой творческой художественной деятельности. Считается, что в отличие от наций у народности нет промышленности и, соответственно, своего рабочего класса [31].
Одним из субъектов национальных отношений помимо нации, народности является диаспора. Термин «диаспора» имеет греческое происхождение (diaspora) и обозначает рассеяние, пребывание определенной части народа вне страны его происхождения. Что касается появления диаспор на исторической арене, то оно восходит к событиям VI в. До н.э., когда вавилонский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно переселил евреев в Вавилонию, где они жили до завоевания персидским властелином Киром. Это понятие, употребленное к конкретному народу, в дальнейшем, в процессе исторического развития человечества, стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особая этническая общность. В дальнейшем понятие «диаспора» использовалось по отношению к религиозным и культурологическим группам населения, вынужденным жить среди представителей другой религии или другой культуры.
В средневековье число таких диаспор постоянно возрастало после завоевательных походов, войн, в условиях этнических и религиозных преследований, притеснений и ограничений. Особенно примечательна в этом смысле судьба армянского народа: его диаспора берет свое начало в основном с XIV в., после того, как орды Тимура вторглись в пределы Армении и истребили значительную часть населения.
Новая история внесла новую страницу: диаспоры стали появляться в связи с экономическими преобразованиями, потребовавшими значительные трудовые ресурсы (США, Канада, Латинская Америка, Индия, ЮАР, Австралия). Поводом для образования диаспор вне своей исторической Родины для ряда наций стало также аграрное перенаселение, потребность в иной сфере приложения рабочих рук, притеснения и ограничения в общественной жизни, которые могли трактоваться как этническое преследование (поляки, ирландцы, немцы, итальянцы и др.).
Применительно к сегодняшней России, во-первых, наблюдается процесс роста, укрупнения старых диаспор: армянской (532,4тыс.), еврейской (536,8 тыс.), татарской (3,7 млн.), греческой (91,7 тыс.). Только в Москве существует около 30 армянских организаций самой различной направленности, оберегающих и пропагандирующих культуру, язык, религию, а также содействующих развитию экономических связей и выполняющих различные социальные функции.
Осенью 1995 г. состоялся съезд этнических греков, целью которого стала выработка единой программы действий для всех греческих организаций, действующих на территории России. В январе 1996 г. состоялся первый съезд Российского еврейского конгресса, который объединил многочисленные еврейские диаспоры во имя, как говорится в заявлении, консолидации людей еврейской национальности вне зависимости от религиозной принадлежности, политических ориентаций, рода занятий и места жительства.
Во-вторых, появились и организационно оформились диаспоры 34 народов, которые возникли в основном только потому, что образовались самостоятельные государства - Украина, Казахстан, Киргизия, Молдавия и др. В рамках СССР живущие на территории России представители этих народов не испытывали особой необходимости в организационном оформлении своих интересов. После же провозглашения независимости акценты серьезно изменились и приезжающие из этих республик работники стали рассматриваться уже как «гастарбайтеры», то есть как иностранные рабочие со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только в Москве в 1994 г. находилось 400 тыс. эмигрантов — украинцев, 100 тыс.белорусов, 80 тыс.армян, 30 тыс.узбеков, 15 тыс.казахов, по 3 тыс. киргизов и туркменов. Сейчас ситуация значительно изменилась.
В изменившихся условиях ценность национальной культуры, значимость национального самосознания толкают этих людей к различным формам консолидации как в сфере социально-экономических, политических так и духовных отношений.