Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 12:27, контрольная работа
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность социального действия, проанализировать его структуру;
определить понятие «социальная связь» и рассмотреть основные формы ее проявления;
показать специфику национальных отношений и их субъектов;
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Социальные действия и социальные связи, их основные формы……………….5
2. Национальные отношения в современном мире…………………………………11
3. Социальные процессы, их виды…………………………………………………..26
3.1. Кооперация…………………………………………………………………….28
3.2. Соперничество…………………………………………………………………29
3.3. Ассимиляция…………………………………………………………………...30
4. Социальный конфликт…………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………………….43
4. Социальный конфликт
Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. В нашей стране изучение конфликтов осуществлялось в советское время главным образом в русле марксистской теории. С середины 1920-х до конца1940-х годов никакой работы по изучению конфликтов не велось. С 1950-х годов постепенно стали все чаще появляться в печати публикации, касающиеся отдельных частных видов конфликтов – в произведениях искусства, в международных отношениях, в педагогическом процессе, в спорте, в служебных и семейных отношениях. Но общая теория конфликта оставалась запретной областью и упоминалась только в целях «разоблачения лжеизмышлений» буржуазных ученых и философов. Конец ХХ столетия ознаменовался бурным подъемом конфликтологических исследований, особенно, в 1990-х годах.
В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Полное определение социального конфликта дал Е.М. Бабосов: “Конфликт социальный есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволящей ему добиться реализации его интересов» [3].
Приведем еще одно определение, принадлежащее Л.Г. Здравомыслову [9], «конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».
« Ю.Г. Запрудский [7] под социальным конфликтом понимает явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». Александров А.А. [1] утверждает, что конфликт – способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними».
В любой конфликтной ситуации выделяют субъекты и объект конфликта. Среди субъектов различают оппонентов (людей, заинтересованных в объекте конфликта), вовлеченные группы и заинтересованные группы. Конфликт является характеристикой отношений как минимум двух субъектов деятельности [5]. Объект конфликта – это тот ресурс, на которые распространяются интересы сторон. Объект конфликта неделим, поскольку либо его сущность исключает деление, либо он представлен в рамках конфликта как неделимый (одна или обе стороны отказываются от деления).
Выделяют следующие этапы протекания конфликта:
1) Скрытая стадия
На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуации. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в конфликт: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ждет своего часа, затаив обиду. Конфликт начинается с определенных действий, которые направлены против интереса другой стороны.
2) Формирование конфликта
На этой стадии четко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, выдвигаются лидеры. Происходит демонстрация своих аргументов и критика аргументов противника. На данном этапе не редко стороны могут скрывать свои планы или аргументы. Используется также провокация.
3) Инцидент
На данном этапе происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, т.е. стороны решают вступить в открытую борьбу.
4) Активные действия сторон
Конфликт требует большего количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий – критическая точка, а затем быстро идет на убыль.
5) Завершение конфликта
На данном этапе завершается конфликт, но притязания сторон могут быть не окончены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. [12] Различаются силовая, компромиссная и интегративная модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «выигрыш-проигрыш» и «проигрыш-проигрыш». Две другие модели — к возможному разрешению конфликта по типу «выигрыш-выигрыш» [11].
Конфликтология различает конфликты: по субъектам, по масштабности, по терминации, по способам разрешения, по напряженности, по предмету конфликта, по конфликтогенным факторам и т.д.
По субъектам конфликты делятся на:
1) Внутриличностные;
Носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например: самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.
2) Межличностные;
Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными.
3) Между личностью и группой;
Он возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
4) Межгрупповые;
Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.
5) Межгосударственные (или между коалициями государств)
Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций [10,25]
По объективному основанию конфликты могут быть типологизированы по 8 сферам: экономические, экологические, научные, художественные, управленческие, педагогические, медицинские, физкультурно-спортивные.
Все другие конфликты или являются видами названных (например, политические, правовые конфликты развертываются в рамках управленческих) или конкретизируются по этим типам.
В плане по масштабности можно выделить три типа конфликтов:
глобальные конфликты, субъектами которых выступают страны, государства, блоки, общности общепланетарного характера;
региональные конфликты, субъектами которых выступают блоки стран, регионы;
локальные конфликты, субъектами которых выступают отдельные районы, группы общностей, подсистемы локальных структур.
Такой подход важен с точки зрения диагностики масштабов конфликта: нередко локальный конфликт перерастает в региональный, а локальный – в глобальный. Происходит процесс трансформации конфликтов. Это хорошо видно на примере конфликтов на религиозной и криминально-мафиозной основе [10].
Выделяют и другие типы конфликтов, например:
По сферам жизнедеятельности людей:
1) бытовые;
2) семейные;
3) трудовые;
4) воинские;
5) учебно-педагогические и др.
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
1) ресурсные;
2) статусно-ролевые;
3)социокультурные;
4) идеологические и др.
По направленности воздействия и распределения полномочий:
1) конфликты "по вертикали" (начальник - подчиненный, вышестоящая организация - нижестоящая организация);
2) конфликты "по горизонтали" (между руководителями одного ранга, между коллегами).
Помимо этого, различают также конфликты:
1) явные и латентные;
2) конструктивные и деструктивные;
3) кратковременные и длительные;
4) реалистические и нереалистические;
Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс их разрешения характеризуется некоторыми общими чертами. Ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, технология. Предпосылками разрешения конфликта, как правило, выступают следующие:
1) достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах его проявления;
2) потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить;
3) наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурных, человеческих.
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый — подготовительный (диагностика конфликта), второй — разработка стратегии разрешения и технологии, третий — практическая деятельность по разрешению конфликта.
Эффективное разрешение конфликта, т. е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций.
Всю совокупность методов разрешения конфликтов целесообразно разделить на две группы. Первая группа — так называемых негативных методов — включает в себя все виды борьбы, преследующие цели достижения победы одной стороны над другой. Термин «негативные методы» в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта — разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторая группа — так называемых позитивных методов — предполагает при их использовании сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.
Применение позитивных методов разрешения конфликта воплощается в достижении компромиссов или консенсусов между противоборствующими субъектами: это формы завершения конфликтов по типу «выигрыш-выигрыш». При этом различие негативных и позитивных методов всегда относительно, условно. В практической деятельности по управлению конфликтами эти методы нередко дополняют друг друга.
Разрешение конфликта — это заключительный этап. Поэтому различают полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, то конфликт разрешается полностью. При неполном разрешении устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников.
Для более успешного разрешения конфликта эффективно составление так называемой карты конфликта. Она предполагает следующие моменты:
• определение проблемы конфликта в общих чертах;
• определение сторон, вовлеченных в конфликт;
• определение потребностей, опасений каждого из главных участников конфликта.
Составление такой карты позволяет ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени помогает избегать чрезмерного проявления эмоций, создает возможность совместного обсуждения проблемы, атмосферу эмпатии [11].
Конфликтные ситуации наиболее часто встречаются в деятельности сотрудников правоохранительных органов, в частности УМВД России. Причем конфликты здесь сложны и многообразны. Многие антиобщественные поступки выражаются в прямых конфликтах субъекта с окружающими людьми - близкими, знакомыми, незнакомыми, с членами общественных организаций, представителями власти и др. Оскорбления и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти и т.д. - все это примеры конфликтов, которыми обязаны заниматься работники полиции.
Можно выделить три основные группы причины возникновения конфликтов в подразделениях УМВД России:
1. Недостатки в организации труда.
Эта причина обусловлена спецификой деятельности УМВД России. Они заключаются:
в неритмичности труда;
высокой степени ответственности;
постоянной перегрузке;
неопределенности компетенции и функциональных обязанностей;
издержках морального и материального стимулирования сотрудников;
2. Несовершенство управления.
Несовершенство управления выражается в: