Социальные процессы и отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
 раскрыть сущность социального действия, проанализировать его структуру;
 определить понятие «социальная связь» и рассмотреть основные формы ее проявления;
 показать специфику национальных отношений и их субъектов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Социальные действия и социальные связи, их основные формы……………….5
2. Национальные отношения в современном мире…………………………………11
3. Социальные процессы, их виды…………………………………………………..26
3.1. Кооперация…………………………………………………………………….28
3.2. Соперничество…………………………………………………………………29
3.3. Ассимиляция…………………………………………………………………...30
4. Социальный конфликт…………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, ряд диаспор на территории России появились как результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности. Именно эти конфликты породили (возродили) грузинскую (30  тыс.), азербайджанскую (от 200 до 300  тыс.), таджикскую (10 тыс.) и другие диаспоры народов бывших союзных республик. Эти диаспоры представляют часто слепок с тех  противоречий, которые характерны для данных независимых государств, поэтому деятельность диаспор неоднозначна. Одни из них стали основой для  консолидации сил по сохранению национальной культуры, другие – по усилению связей со своей исторической Родиной, третьи вступили в политическое и общественное противостояние по отношению к правящим слоям в своей стране.

В-четвертых, появились диаспоры, представляющие собственно народы России. Это характерно для Москвы, ряда других городов или регионов страны и касается таких республик, как Дагестан, Чечня, Чувашия, Бурятия и некоторые другие.

Следует отметить особую группу диаспор, существующих в зачаточном  состоянии, которые отражают некоторые  в прошлом  и  настоящем сложные политические  процессы. Это касается корейской диаспоры (население  которой было выселено с Дальнего Востока), афганской  диаспоры (за счет  эмигрировавших или детей, выросших в СССР и России), болгарской диаспоры (как продолжающих трудиться на освоении лесных и нефтегазоносных богатств Севера и после разрыва советско-болгарских связей), месхетинской диаспоры (которая после насильственного выселения этого народа из Грузии почти 40 лет жила в Узбекистане, и, пережив  ферганскую трагедию 1989 г., ее представители до сих пор не могу вернуться на свою родину).

Анализируя феномен диаспоры, обратим внимание на тот факт, что в научной литературе до сих пор нет ясности в употреблении этого термина. Диаспора – это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования  данной общности [231]. Особенно крупными диаспорами считаются китайская, русская, украинская, армянская, индийская, еврейская, цыганская, греческая, немецкая. Более 25 миллионов человек составляет общая численность российской диаспоры за рубежом [6].

Наиболее распространенной функцией диаспоры является их активное участие в поддержании, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании  культурных связей со своей исторической Родиной.

Особое место в связи с этим занимает сохранение родного языка. Язык в полной мере реализуется  в компактной среде обитания, а в условиях дисперсного проживания может утратить свою коммуникативную роль. И как правило,  полноценное функционирование языка зависит от его статуса в том или ином государстве. Формирующаяся диаспора обычно использует родной язык в неформальном общении и очень редко в преподавании в школе, в делопроизводстве, в СМИ  и  т.д.  Как раз за достижение этого  ей  и  приходится бороться.  Родной язык является ретранслятором национальной культуры, и утрата его оказывает прямое воздействие на некоторые ее компоненты, прежде всего в духовной сфере (обычаи, традиции, самосознание). Тем не менее, в реальности наблюдается ситуация, когда многие, отколовшиеся от своего этноса части, утратив частично или полностью родной язык, продолжают функционировать в  качестве диаспоры (например,  немецкая,  корейская, ассирийская,  чувашская). Так, 54,5% ассирийцев в Москве русским языком владеют лучше, чем ассирийским.

Другой пример, к XVII в. существовавшая с XI столетия львовская армянская община давно утратила армянский язык, перейдя на польский и тюркский. Точно также утратили свой язык армяне в Стамбуле, Сирии, Египте. Но от этого они не перестали быть армянами, не растворились среди окружавших их народов, как не растворилась и часть забывших свой язык евреев.

Следовательно, сохранение родного языка иногда не является определяющим признаком диаспоры. Тем не менее, его  постепенная  утрата свидетельствует  о  развитии ассимиляционных  процессов.

Важнейшей функцией диаспор в современной России выступает защита социальных прав представителей народа. Это связано с регулированием миграционных потоков, занятости, помощи в профессиональном самоопределении, участии в жизни своей республики или принявшей страны.

Социальные функции затрагивают и проблемы гражданства, сохранения того  позитивного, что имелось в СССР, когда народы жили вместе. Сюда  следует отнести усилия диаспор по преодолению различных проявлений шовинизма, антисемитизма, так называемой идеологии «лиц кавказской национальности» и т.п., так как здесь коренятся истоки взаимного недоверия, отчужденности и даже вражды [23].

До начала перестройки для нашей страны был характерен высокий уровень национальной терпимости. Однако годы перестройки, борьба за национальные суверенитеты очень сильно раскачали ситуацию. В ряде республик были созданы вооруженные отряды экстремистских националистических боевиков, которые брали под жесткий контроль поведение населения (Армения, Грузия, Литва, Чечня). Практически везде такая политика привела к серьезным межнациональным столкновениям [28].

Такие ключевые проблемы как сохранение собственного языка, культуры, представительство в органах власти, в правоохранительных структурах, в бизнесе, стали личным делом «некоренных», которые зависят во многом от доброй воли или милости местных властей. Отсюда и такие уродливые явления, как фактически культивируемые в СМИ и в некоторых политических и административных кругах нетерпимость и неприязнь к так называемым «лицам кавказской национальности», грубые нарушения их прав при регистрации и приеме на работу и целый букет проблем, связанных с пренебрежением правами и потребностями этих диаспор. Государству необходимо подобрать перечень мер для защиты прав национальных диаспор, для сохранения их языка, культуры, предлагать меры, призванные органично интегрировать эти национальные группы в единую русскую культуру, обеспечивать их адекватное и достойное представительство во всех сферах жизнедеятельности общества, в ином случае можем столкнуться с серьезным ростом межнациональных конфликтов и противоречий [15].

Все большее значение приобретает экономическая функция, которую стремятся реализовать некоторые диаспоры. Речь идет о развитии таких форм экономической деятельности, в которых реализуются специфические виды производства народных ремесел, товаров народного потребления. Это обогащает жизнь не только представителей данной диаспоры, но и жизнь людей других национальностей. Предпринятые, например, татарской диаспорой попытки организовать в Москве, Подмосковье, ряде регионов России производство товаров широкого потребления, специальных продуктов питания, напитков способствовали более полнокровной жизни, как самих татар, так и всех других национальностей, в первую очередь русских. Ряд мер по возрождению ремесел украинского народа предпринимает и украинская диаспора в России. Несколько своеобразно складывается реализация такой экономической функции, как право торговли,  хотя оно и порождает немало сомнений, трений и даже обострений (например, в отношении азербайджанской диаспоры). Кроме того, нельзя закрывать глаза на тот факт, что ряд диаспор выполняют и политические функции.

Это проявляется, во-первых, в том, что они лоббируют возможность получения дополнительных прав и возможностей для своих республик (своего народа), получения особых гарантий для их эффективного развития, расширения их полномочий как внутри России, так и на международной арене. Во-вторых, диаспоры, вернее,  ряд их организаций (таджикская, узбекская,  туркменская)  выступают как оппозиция правящему режиму. В-третьих, диаспоры непосредственно воздействуют и на международные позиции страны проживания. Например, жизнь болгарской диаспоры, сформировавшейся на нефтяных промыслах Тюменского Севера и в леспромхозах республики Коми, так как их дальнейшее пребывание затрагивает процессы экономического и политического взаимодействия России и Болгарии [23].

Отношения с диаспорой сегодня большинство стран рассматривают как важное направление своей государственной политики. В мире много примеров, когда диаспоры играют огромную роль в развитии тех или иных государств. Достаточно сослаться на Израиль, Армению, Индию и ряд других, чьи диаспоры оказывают существенную политическую и экономическую поддержку своим странам, формируя привлекательный образ исторической родины в мире, способствуя созданию благоприятных условий для торговли, экономической помощи, пониманию в мире политики своей страны. Таким образом, жизнь диаспоры в современной России протекает в весьма широком диапазоне [20].

Национальные отношения направлены на реализацию соответствующих интересов тех или иных этносов. В то же время они порождают сами эти интересы.

Национальные интересы народов касаются различных сторон их выживания, сохранения самобытности, развития их экономики, государственности, культуры, а  также затрагивают различные стороны их национального самоутверждения. Национальных интересы должны быть осознаны, т.е. рассматриваться не только как текущие (сиюминутные) интересы своей нации (народа), но и ее долговременные коренные интересы, которые касаются самих основ сохранения и развития данной нации, упрочения ее экономических, политических и культурных позиций в системе межнациональных отношений, как в настоящее время, так и в будущем.

Понимание долговременных интересов означает понимание подлинного значения для определенных наций деятельности тех или иных политиков и политических партий и движений, выступающих от имени этих народов (наций). Ведь интересы отдельных политических лидеров, партий и движений далеко не всегда совпадают с подлинными интересами всей нации или всего народа, большого и малого, т.е. не всегда ведет к действительному улучшению экономических, политических и духовных условий жизни. Поэтому очень важно, чтобы народы полнее и глубже осознавали свои общие национальные интересы и сами, активно боролись за их осуществление.

Сознательное регулирование национальных отношений есть не что иное, как согласование интересов различных этносов. Связанные с эти проблемы решаются чаще всего на государственном уровне.

Максимальное согласование национальных интересов есть их гармоничное сочетание, при котором каждый из данных интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим. Достижение такого состояния – задача трудная, но выполнимая. Для ее выполнения нужны готовность и способность нации, ее представителей понять свои подлинные интересы и интересы других наций, найти точки их соприкосновения. К тому же необходимо уметь находить взаимоприемлемые компромиссные решения различных проблем, сложившихся экономических и других условий могут нормально существовать и развиваться, лишь сохраняя мир и сотрудничая друг с другом.

«Национальный интерес» – одно из ключевых понятий современной  экономической теории и политики. В рамках современного миропорядка национальный  интерес  предполагает  согласование  интересов  всех лиц,  живущих  в данной стране. Национальный интерес следует рассматривать как основополагающее,  методологически  важное  понятие  державной  экономической  политики,  выражающее важнейшие ориентиры  развития  нации  и пути приращения  ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов  государственной власти на благо народа и всех граждан страны, но не за счет и не вопреки реализации национальных  экономических  интересов  других государств [30].

Вместе  с  тем национальный интерес  не может  быть  обеспечен  без  таких  условий  существования  государства как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность не только военно-стратегическая, но экологическая, благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене. 

Следует отметить, что обеспечение национальных интересов достигается лишь при сбалансированности  указанных  условий,  представляющих  собой  открытую  систему  взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике нередки случаи отсутствия каких-либо элементов и условий и  их  недостаточное  развитие,  что  компенсируется  более  интенсивным  развитием  других.  В обеспечении  подобного  баланса  состоит  сущность  и  искусство  успешной  реализации   национальных интересов той или иной страны.

Важнейшим приоритетом национального интереса  становится включение  страны в процесс  мирового  экономического  развития,  так  как  существует  «почти  абсолютная  закономерность: ни одна страна не способна добиться серьезного экономического роста и роста благосостояния населения без растущего вовлечения в мировую экономику».

Существование  государства сегодня  зависит  уже  не  столько  от  способности  противостоять традиционным военным угрозам  (они  еще реально  существуют),  сколько от  умения находить адекватные не силовые решения проблемы  (создавая для  этого  соответствующие условия) для постоянно  возникающих  вызовов  экономического,  информационного,  технологического,  экологического, демографического характера. Именно поэтому в структуре национальных интересов современных стран важное место занимает  укрепление  их  государственных  институтов,  поскольку  слабое  государство  не  способно  ответить  адекватным  образом  на  вызовы,  связанные  с  использованием  возможностей глобализации и обузданием ее разрушительных последствий для уровня жизни, безопасности и свободы  общества  и  человека.

Нынешние условия развития Российской государственности определяют также и факторы,  способствующие  или  препятствующие  реализации  национальных  интересов.  Они  могут быть как внешними, так и внутренними.  К внутренним факторам влияния на формирование и реализацию национальных интересов можно  отнести  необходимость  обеспечения  гражданского мира,  национального  согласия, территориальной целостности, единства правового государства, стабильности государственной власти  и  ее  институтов,  правопорядка  и  завершение  процесса  становления  демократического общества,  а  также  нейтрализацию  причин  и  условий,  способствующих  возникновению  социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.  Внешние факторы влияния соответствуют внешним национальным интересам, упомянутым  в Концепции национальной безопасности 1997  г.

Выделение в структуре национальных интересов долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных является следствием попыток определить, в течение, какого  времени данный интерес является наиболее существенным для государства.  Соответственно, факторы, определяющие долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные национальные интересы, будут различными.  

Так, к долгосрочным интересам относятся  те, которые остаются  актуальными на протяжении всего  времени  существования государства и определяются  вневременными факторами. Эти интересы,  изменяясь  в  каких-то  основных  чертах  вместе  с  внутренними и внешними изменениями, остаются в то же время постоянными в системе ценностей, определяющих  общественное  бытие  любого  государства  и  народа. Факторы, определяющие долгосрочные интересы России, можно подразделить на две основные группы: Первая связана с деятельностью государств на национальном уровне и включает в себя обеспечение национальной безопасности, политического суверенитета, устойчивого социально-экономического развития. Вторая группа подразумевает взаимодействие  государств и  включает  в  себя  сохранение  общей стабильности в мире; улучшение экологической обстановки и совершенствование механизма природопользования, что подразумевает сотрудничество государств в рамках международных организаций (укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, СБСЕ в целях скорейшего урегулирования конфликтов, угрожающих перерасти в вооруженное противостояние). Долгосрочные интересы России, обусловленные этими факторами, как отмечают отечественные исследователи,  направлены  на  сохранение  Россией  своей самобытности  в  мировом сообществе. В ряде случаев они формулируются более конкретно. Например, к таковым можно отнести  тесное сотрудничество России  с Европейским  союзом,  вхождение  России  в  европейское экономическое и политическое пространства. В Концепциях национальной безопасности 1997 и 2000 гг. отмечается, что национальные интересы России носят долгосрочный характер.

Информация о работе Социальные процессы и отношения