Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 12:27, контрольная работа
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность социального действия, проанализировать его структуру;
определить понятие «социальная связь» и рассмотреть основные формы ее проявления;
показать специфику национальных отношений и их субъектов;
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Социальные действия и социальные связи, их основные формы……………….5
2. Национальные отношения в современном мире…………………………………11
3. Социальные процессы, их виды…………………………………………………..26
3.1. Кооперация…………………………………………………………………….28
3.2. Соперничество…………………………………………………………………29
3.3. Ассимиляция…………………………………………………………………...30
4. Социальный конфликт…………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………………….43
излишнем администрировании со стороны руководства;
неумении расставить людей в соответствии с квалификацией или психологическими особенностями.
3. Межличностные отношения в коллективе.
Причины конфликтов, связанные с межличностными отношениями это конфликты:
между успевающими и отстающими работниками;
между молодыми сотрудниками и сотрудниками старшего возраста;
психологическая несовместимость людей;
недостаточная воспитанность;
слабая подготовленность работника к своим функциональным обязанностям;
психологический и эмоциональный барьер общения.
Особая группа причин конфликтной ситуации связана с руководителем подразделения УМВД России:
со стилем его деятельности;
с его чертами характера;
со способностью действовать в конкретной ситуации;
с его уровнем профессионализма.
Социальная напряженность в обществе самым негативным образом проявляется в подразделениях УМВД России, обостряя социально-политическую обстановку в служебных коллективах, провоцируя развитие деструктивных конфликтов как по вертикали, так и по горизонтали. В этой связи все большее значение приобретают способности руководителя (сотрудника), позволяющие ему понимать причины разнообразных эмоциональных напряжений, конфликтных ситуаций в отношениях сотрудников УМВД, сопереживать и соучаствовать, спорить и убеждать, доказывать и вникать в суть их поступков и мнений.
Исследование природы конфликтов в коллективах сотрудников УМВД России позволило получить достаточно полное представление об их причинах.
К объективным психологическим причинам конфликтов относятся:
а) недостатки в организации работы;
б) проблемы материально-технического обеспечения;
в) несовершенство некоторых нормативных актов;
г) трудные условия несения службы;
д)реализация социально заданных функционально-ролевых позиций (руководство и подчинение, контроль, оценка действий других сотрудников, проявление требовательности и др.).
Субъективные причины конфликтов:
1. Причины, связанные с личностными особенностями руководителей УМВД России:
болезненные реакции, затрудненность адаптации к меняющимся условиям работы;
неподготовленность к работе с людьми;
недостатки в воспитании;
ориентация на «подавление» подчиненных;
недостатки характера;
неумение или нежелание признавать допущенные ошибки;
завышенная требовательность;
несоответствие стиля руководства уровню развития коллектива;
низкий культурный уровень;
недостатки в организации собственного труда и службы подчиненных [22].
Одними из эффективных средств разрешения конфликтов являются
а) переговоры (способ мирного разрешения разногласий и урегулирования конфликтов между субъектами путем обсуждения и сближения позиций, компромиссов и поиска взаимоприемлемых решений) [21].
б) метод «активного слушания» - это система поддержания речевого контакта с противником и общения с демонстрированием доброжелательности с помощью жестов и мимики, т.е. это умение быть открытым и непредвзятым, умение слушать, дословно воспринимая информацию, умение интерпретировать информацию, умение действовать в соответствии с услышанным [22].
Заключение
После изучения проблем вопросов, поставленных в работе, можно сделать следующие выводы:
Под социальным действием понимается осознанное действие человека, вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями другого или других людей, сориентированное на поведение других, воздействующее на них и испытывающее влияние поведения других. Обязательными компонентами структуры социального действия выступают субъект и объект действия, мотивы, ситуация действия.
В процессе жизнедеятельности люди вступают в зависимость друг от друга. Зависимость, реализованная через социальное действие, как действие, осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера, образует социальную связь. Основными ее элементами являются: субъекты связи, предмет связи, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами. Основными формами проявления социальных связей являются: социальный контакт (форма единичной или многократной социальной связи, отличающаяся внешним, неглубоким, поверхностным характером и не оказывающая существенного влияния на жизнь и деятельность людей), социальное взаимодействие, социальное отношения.
Одной из форм социального взаимодействия, отличающаяся длительностью, устойчивостью, систематичностью и широтой социальных связей являются социальные отношения. Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Одним из видов социальных отношения являются национальные, которые выступают как синтез политических, социально-экономических, культурных, языковых и иных отношений внутри многонациональных и общенациональных обществ. Они существуют и развиваются на различных уровнях — межгосударственном и внутригосударственном; внутринациональном и межнациональном, общественном и личностном. Основными субъектами являются народность, нация, диаспора, которым присущи свои отличительные особенности, признаки. Государству необходимо подобрать перечень мер для защиты прав данных субъектов, для сохранения их языка, культуры, обеспечивать их адекватное и достойное представительство во всех сферах жизнедеятельности общества, в ином случае можем столкнуться с серьезным ростом конфликтов и противоречий.
Под социальными процессами понимается совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий и взаимодействий, выделяемых из множества других. Все процессы делятся на 2 группы: на процессы взаимного сближения (кооперация, приспособление) и процессы отдаления (соперничество, оппозиция, конфликт). Каждому, из них так же характерны свои черты, признаки, свои плюсы и минусы.
Социальный конфликт есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов. В любой конфликтной ситуации выделяют субъекты и объект конфликта. Выделяют следующие этапы протекания конфликта: скрытая стадия, формирование конфликта, инцидент, активные действия сторон, завершение конфликта.
Процесс разрешения любого конфликта из трех этапов: подготовительный (диагностика конфликта), разработка стратегии разрешения и технологии, практическая деятельность по разрешению конфликта.
Конфликтные ситуации часто встречаются в деятельности сотрудников УМВД России. Причины возникновения конфликтов в подразделениях УМВД России связаны чаще с руководителем подразделения УМВД России, а именно с недостатками в организации труда, несовершенством управления, межличностные отношения в коллективе.
Способности руководителя (сотрудника), позволяющие ему понимать причины разнообразных эмоциональных напряжений, конфликтных ситуаций в отношениях сотрудников УМВД, сопереживать и соучаствовать, спорить и убеждать, доказывать и вникать в суть их поступков и мнений чаще сводят действия конфликта на нет.
Список использованной литературы
1. Александров, А.А. Конфликт как социальное явление / А.А. Александров // Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. – 2009. - № 113. – С. 65-71.
2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления б истоках и распространение национализма / Б. Андерсон. – М.: Канон – Пресс – Ц, 2001. – 320 с.
3. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетра - сис – темс, 2000. – 461 с.
4. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
5. Волков, В.А. Методические основания разрешения социальных конфликтов / В.А.Волков // Управленческое консультирование. – 2010. - № 2. – С. 87-93.
6. Демоскоп Weekly – Электронная версия бюллетени «Население и общество» // На просторах России. – 2005. - №221 . –С.73
7. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю. Г. Запрудский . – Ростов н/Д: Феникс, 1992. – 169 с
8. Захаров, Н.Л. Система регуляторов социальных действий российских государственных служащих /Н.Л. Захаров // Российская Академия государственной службы при президенте РФ. – М., 2002. – С. 290
9. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.:Аспект Пресс, 1996. – 317 с.
10. Зеленов, Л.А. Основы социологии: Учебное пособие для пед. училищ / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
11. Кареев, Д.В. Технологии управления, разрешения и регулирования социальных конфликтов / Д.В. Кареев // Вестник Ивановского государственного университета. – 2009. - № 4. – С. 42-46.
12. Касьянов, В.В. Социология: Экзаменационные ответы / В.В. Касьянов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 288 с.
13. Козырев, Г.И. Социальные действия, взаимодействие, поведение и социальный контроль / Г.И. Козырев // Социологические исследования. – 2005. - № 8. – С.124-129.
14. Корнеева, Е.Н. Социальное взаимодействие и механизмы социального становления личности / Е.Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник. – 2000. - № 3. – С. 67-76.
15. Мигранян, А. Национальный вопрос в России / А. Мигранян // Независимая газета. Идеи и люди. – 2000. – № 78. – С. 28-29.
16. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого - педагогический институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с.
17. Основы социологии. Курс лекций / Под ред. А.Г. Эфенмиева. – М.: Об-во «Знания» России, 1993.- 384 с.
18. Симонов, В.А. Национальные отношения как предмет конституционно- правового регулирования: проблемы классификации / В.А. Симонов //Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2008. - № 4. – С. 18-26.
19. Социология для технических вузов / Под ред. С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.
20. Социология: Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова. – М.: Книжный дом, 2003. – 1312 с.
21. Тадевосян, Э.В. Словарь – справочник по социологии и политологии /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1996. – 272 с.
22. Тонков,E.E. Конфликтология правоохранительной деятельности: учеб. пособие / Е. Е. Тонков. – Белгород: Харьков, 1998. - 162 с
23. Тощенко, Ж.Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыкова // Социологические исследования. – 2008. – № 7. – С. 54-61.
24. Трухачев, В.В. Трансформация национальных интересов России: факторы, условия, классификация / В.В. Трухачев // В мире научных открытий. – 2010. - № 4. – С. 48-53.
25. Фененко, Ю.В. Социология: учеб. / Ю.В. Фененко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 232 с.
26. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф, Ильичёва. – М.: Советская Энциклопедия, 1989. – 405 с.
27. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 344 с.
28. Шафранов- Куцев, Г.Ф. Социология: курс лекций. / Г.Ф. Шафранов- Куцев. –М.: Университетская Книга: Логос. – 2008. – 369 с.
29. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. – М.: Издательство «Прогресс», 1969. – 144 с.
30. Юрьев, В.М. Державность реализации национальных интересов России / В.М. Юрьев, Г.В. Козлова // Социально – экономические явления и процессы. – 2010. - № 6. – С. 197-203.
31. Яковлев, Г.А. Этносы, этнические образования в России и демократизация общества / Г.А. Яковлев // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. - № 2. – С. 218-224.