Социологический портрет женщины-предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.
Задачи:
Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;

Содержание

Введение 6
1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя 9
1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности 9
1.2. Опыт изучения образа женщины-предпринимателя 13
1.3. Характеристики социального портрета женщины-предпринимателя 20
1.3.1 Личные качества женщины-предпринимателя 20
1.3.2 Мотивация женщин-предпринимателей 23
1.3.3 Специфика стиля управления женщин-предпринимателей 24
1.3.4 Социально-демографические характеристики 26
1.3.5 Причины женского предпринимательства 27
1.3.6 Сфера деятельности женщин-предпринимателей 27
2. Исследование социального портрета женщины-предпринимателя города Дубна 29
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 29
2.2. Анализ документов и интервьюирование как методы исследования социального портрета женщины-предпринимателя 33
2.3. Анализ результатов социологического исследования социального портрета женщины-предпринимателя в городе Дубна 35

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Актуальность. Под влиянием происходящих преобразований возникли и интенсивно формируются новые социальные институты и процессы, которые играют важную роль в современном общественном развитии. К числу подобных явлений относится феномен предпринимательства, играющий ключевую роль в развитии рыночной экономики. Нарождающийся класс предпринимателей оказывает существенное влияние не только на экономическую, но и на социальную жизнь. Поэтому одной из важных проблем современной науки является изучение социально-демографических процессов, сопровождающих развитие современного бизнеса, а также характеристик современного российского предпринимательства.

В условиях формирования современного типа общественных отношений определенным образом изменяется и роль женщины в обществе, по-другому определяются ее социальные функции. Женщина вовлекается в различные новые виды жизнедеятельности, в том числе и в систему предпринимательства. Поэтому исследование формирования и современного развития женского предпринимательства приобретает всё большую актуальность.

С точки зрения исторического развития процесса предпринимательства, понятие «женщина-предприниматель» является новым.

Женщины-предприниматели – это группа, находящаяся на стадии становления, которая нуждается в постоянном мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.

В то же время, развитие современной социологии в области исследования бизнеса и, в особенности, гендерных процессов в экономике, в нашей стране пока отстает от современных требований, что также усиливает актуальность нашего исследования.

Степень научной разработанности проблемы Проблема развития женского предпринимательства находится в «зоне ответственности» двух направлений социологической науки: экономической социологии и гендерной социологии, а поэтому носит междисциплинарный характер. Научные основы исследования предпринимательства были заложены в работах классиков мирового обществоведения, таких как: М.Вебер, К.Маркс, В.Зомбарт. Свое дальнейшее развитие они получили в исследованиях современных авторитетов экономической и социологической науки И.Шумпетера, Ф.Хайека, Э.Гидденса, Н.Смелзера, Л.Мизеса. В трудах этих и других западных авторов были проанализированы общие закономерности развития предпринимательства, изучены характерные черты эволюции предпринимательского класса, осмыслены некоторые новейшие тенденции в развитии предпринимательских отношений.

С началом радикальных общественных преобразований в нашей стране в 90-х годах двадцатого столетия в отечественной науке развернулись исследования предпринимательства, в рамках которых сформировались несколько основных направлений. Во-первых, большой вклад в разработку данной тематики внесли работы отечественных экономистов (Л.Абалкин, А.Аганбегян, А.Агеев, В.Гальперин, Б.Ракитский и др.). В работах этих авторов предпринимательство рассматривается главным образом как функция развития современной экономики. Во-вторых, с середины 1990-х годов началось интенсивное формирование российской экономической социологии (Т.Заславская, А.Кравченко, В.Радаев, Р.Рывкина, О.Шкаратан и др.). Данная группа авторов рассматривает предпринимательство в значительной степени как особую форму экономической жизни, без анализа более узких социальных аспектов его функционирования. В-третьих, большой вклад в изучение предпринимателей как особой социальной группы внесли исследования В.Гимпельсопа, Б.Моделя, О.Перепелкина, О.Ромашова, В.Смолькова, П.Черникова.

В отличие от западных стран практика изучения женского предпринимательства в России достаточно нова. В основном изучением проблем социальной группы женщин-предпринимателей занимаются в социологии, демографии, экономике.

Цель исследования – выявить основные социальные характеристики женщин-предпринимателей в городе Дубна.

Задачи:

  1. Проанализировать понятие и особенности предпринимательства и женского предпринимательства;
  2. Изучить опыт отечественных и зарубежных социологов в изучении социального портрета женщины-предпринимателя;
  3. Описать основные характеристики социального портрета женщин-предпринимателей на основе социологических исследований;
  4. Исследовать соотношение женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей в городе Дубна и их распределение по видам деятельности;
  5. Провести исследование социального портрета современных женщин-предпринимателей в городе Дубна.

Объект – женщины-предприниматели города Дубна.

Предмет – социальные характеристики женщин-предпринимателей

Гипотезы исследования:

Гипотеза 1. Женщины-предприниматели в городе Дубна в основном представлены в сфере розничной торговли.

Гипотеза 2. Работа и материальная обеспеченность входят в число наиболее значимых терминальных ценностей для женщин-предпринимателей.

Гипотеза 3. Независимость и ответственность входят в число наиболее значимых инструментальных ценностей для женщин-предпринимателей.

Гипотеза 4. Большинство женщин-предпринимателей не имеют высшего образования в сфере управления.

Гипотеза 5. Большинство женщин-предпринимателей замужем, но имеют не более одного ребенка.

Гипотеза 6. Большинство женщин-предпринимателей попадают в возрастную группу от 25 до 35 лет и имеют опыт работы в предпринимательстве менее 5 лет.

Гипотеза 7. Основной причиной прихода женщин в бизнес является предпринимательство «по убеждению».

Гипотеза 8. Главным мотивом предпринимательской деятельности женщин является экономическая независимость.

Гипотеза 9. Основную часть своего свободного времени женщина-предприниматель тратит на семью и домашние дела.

Гипотеза 10. Главным качеством, помогающим женщинам-предпринимателям в своем деле, является целеустремленность.

Гипотеза 11. Женщинам-предпринимателям свойственен андрогинный стиль управления.

 

 

1.Теоретико-методологические основания социологического изучения социального портрета женщины-предпринимателя

1. 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности. Понятие женского предпринимательства и его особенности

 

В Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона под предприятием подразумевается "такое хозяйство, ведение которого рассчитано на извлечение дохода, путем сбыта продуктов, в форме продажи или обмена". [12]

Большой Экономический Словарь (под общ. ред. А.Н.Азримяна) указывает, что "предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск".

В Большом толковом социологическом словаре (Д. Дэвид, Джери Дж., 2001 г.) предприниматель  - владелец капитала, занимающийся управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли.

С.И.Ожегов в "Словаре русского языка" писал, что "предприниматель - капиталист, владелец предприятия, крупный деятель, предприимчивый и практичный человек".

Обобщив приведенные понятия "предприниматель", можно в полной мере сказать, что предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение общественного достояния.

Предприниматель  - это человек, стремящийся к хозяйственной самостоятельности, реформированию производства, поиску новых источников сырья, рынка сбыта. Умеет увидеть и выделить в реальной жизни моменты действительности.

Предприниматель - это человек, обладающий богатой интуицией, способный организовать людей и объединить различные ресурсы.

Право на предпринимательскую деятельность является одним из фундаментальных прав человека и защищено ст. 34 Конституции Российской Федерации. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.

В бывшем СССР фигура предпринимателя впервые приобрела легальное признание после вступления в силу с 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определённый срок.

Российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но, не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.

ГК РФ содержит общее понятие "предпринимательская деятельность". Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане и юридические лица [15, абз. 3 п. 1 ст. 2]. В ст. 23 ГК РФ, которая называется "Предпринимательская деятельность гражданина", содержание этого, более частного понятия, не раскрывается. В п. 1, 2 данной статьи установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.       

Попытаемся дать определение предпринимательской деятельности гражданина, опираясь на нормы ГК РФ.      

 Предпринимательская деятельность гражданина - самостоятельная деятельность, осуществляемая непосредственно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг без образования в этих целях юридического лица.

Чтобы получить достаточно полное представление о содержании понятия "индивидуальный предприниматель", необходимо иметь в виду наиболее существенные признаки самой предпринимательской деятельности, к которым относятся следующие:

  • предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно;
  • предприниматель действует на свой риск;
  • предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли;
  • субъектами предпринимательства могут быть только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке.

 

       Также необходимо учитывать, что особенности личности индивидуального  предпринимателя выражаются дополнительно  как минимум в трех признаках  этого субъекта:

  • индивидуальным предпринимателем может быть физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства;
  • физическое лицо может выступать в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, если оно обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, установленным законом;
  • индивидуальный предприниматель выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности непосредственно, т.е. от своего имени, без образования для этой цели юридического лица, и своим самостоятельным трудом.

 

             Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона. [16]

Анализ разнообразной обществоведческой литературы показывает, что в большинстве западных изданий и почти во всех отечественных публикациях женское предпринимательство как особый тип бизнеса не выделяется.

В работах классической и современной зарубежной социологии в качестве основных детерминирующих признаков предпринимательской деятельности выделяются: а) способность и возможность инновационной деятельности (И.Шумпетер); б) заданность экономической конкуренции, частной собственности и узаконенной свободы личности (Ф.Хайек); в) организаторские таланты и их реализация (В.Зомбарт); г) ориентированность на риск с целью достижения прибыли (Н.Смелзер); д) владение капиталом и возможность управленческого воздействия на производство (Д. и Дж.Джери); е) большая роль личностных характеристик предпринимателя и применение совершенно новых способов производства (Н.Аберкромби). [13]

Женское предпринимательство представляет собой особый вид активности личности, выполняемый женщинами, направленный на самореализацию социальных качеств, самоутверждение в обществе, на основе создания новых форм и совершенствования прежних видов производства, посредством самостоятельно избранного риска, несмотря на различие в сравнении с мужчинами разнообразных предпосылок бизнеса (образование, капитал и власть) и необходимость осуществления специфических женских семейно-бытовых функций.

В словаре гендерных терминов женское предпринимательство - бизнес, который возглавляется женщинами.  [19]

Женщины-предприниматели - это объективно складывающаяся  социально-профессиональная группа, объединенная общими условиями формирования и функционирования, с определенными социально-психологическими, сходными духовными ценностями, образом жизни. Особенностью данной социально-профессиональной группы является наличие организационно-правовой формы деятельности, отраслевая специфика: женщины-предприниматели работают в традиционных для женской занятости отраслях. [17]

Понятие «женщина-предприниматель» является новым. В советский период предпринимательство по-прежнему оставалось мужским занятием. Приток женщин в предпринимательскую сферу был крайне неравномерен по времени. Первые женщины-предприниматели начинали свою деятельность в кооперативном движении в конце 1980-х годов. Наиболее интенсивным приход женщин в сферу бизнеса был в 1996-1997 годах. Экономическое раскрепощение женщин происходило по мере активного вовлечения их в торговое предпринимательство, которое не требовало наличия крупных капиталов и специального образования.

Информация о работе Социологический портрет женщины-предпринимателя