Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа
Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.
6. Классический этап в истории социологии.
XIX — начало XX в. - классический этап в становлении и развитии мировой социологической науки
В рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным.
В его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. и, есть все основания надеяться, в XXI в. также. По существу речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.
На этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, социальная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная функция и др. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления слова "социальный" — на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.
7. Социологические концепции Э.Дюркгейма.
ПРОБЛЕМА МЕТОДА
Преодоление философской дилеммы эмпиризма и априоризма. Социальное можно объяснять только социальным. Социальная реальность соединяет людей в единое целое, по сути, она - ценности и идеи, воплощенные в социальные нормы. Социальные нормы оказывают на человека принудительное воздействие. Они влиют через ценностные ориентации индивидов.
Социальная реальность - высшая реальность. В связи с этим у Дюркгейма налицо социологизация всех способов исследования общества.
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Общество развивается по своим законам, не испытывая воздействия несоциальных факторов. Состояние общества зависит от внутренних связей его структуры и характера сознания. Определяющую причину социального факта надо искать среди предшествующих фактов. Главное - отыскание зависимости социального явления от социальной среды. Но зависимости не экономической, исторической, социальной, а функциональной.
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Простые общества в ходе раз вития заменяются сложными Ключевое значение в этом процессе имеет общественное разделение труда. Это объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности. В архаических обществах нет разделения труда. Только вследствие увеличивающейся специализации труда, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, объединяясь таким образом в единое целое.
ПРОБЛЕМА НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКОГО
Нормальные - все проявления социального организма, вытекающие из условий его существования. В том числе и преступность.
Патологические - те социальные явления, которые нарушают функционирование общества, ведут к его деградации.
Аномия - отсутствие четкой моральной регуляции поведения, разработанности правил, регулирующих социальные функции.
8. Социологические теории М.Вебера.
М.Вебер (1864—1920 гг.)
Немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономике, политической власти, религии, праву. Главная идея состоит в обосновании возможности максимального рационального поведения человека, проявляющегося во всех сферах взаимоотношений. Социология призвана дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия.
«ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Структуры общества основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Таким образом, субъективный смысл, приобретая всеобщий и обязательный характер, составляет суть социального. Социология является «понимающей», т.к. изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.
Данный смысл характеризуется как «рациональность», поскольку отражает соответствие социальных действий некоему образцу - идеальному типу. Идеальный тип выражает суть эпохи, ее главный интерес. Действия субъекта становятся социальными: а) если мотивированы; б) если в них присутствует ориентация на других.
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Проблема политической власти - одна из ключевых. В ее основе - теория социального действия. «Ориентация на другого» обеспечивает легитимность господства: управляющие и управляемые ожидают друг от друга соответствующего поведения. Так возникает предпосылка рационально-бюрократического типа политического управления.
Легитимные типы господства (критерии их конструирования - мотивы поведения с учетом доли рациональности): а) господство в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности; б) господство в силу привычки к определенному поведению; в) основывается на простой личной склонности подданных.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Социология религии подчинена исследованию социального действия людей, изучению связи между религиозно-этическими принципами и экономической, политической деятельностью. Без понимания ценности религиозных догм не понять суть социального действия Различный смысл религиозных догм обусловливает различное поведение человека. В частности, рационализм протестантской этики соответствует рационализации экономической и политической жизни при капитализме.
9. Современные социологические теории: структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона.
Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.)
Американский социолог, создатель
ряда концепций. Его системный
функционализм претендует на
статус всеобщей теории
Эволюция общества как становление социальной системы, поддержание социального равновесия
ОБЩЕСТВО - ЕДИНСТВО СИСТЕМ:
КАЖДАЯ СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ НАБОРОМ ИЗ 4-Х ФУНКЦИЙ:
НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВА ФУНКЦИИ РЕАЛИЗУЮТСЯ:
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
Роберт Мертон
Считается одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня.
Основными понятиями ТЕОРИИ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА Мертона являются «функция» и «дисфункция».
Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде.
Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.
Три постулата, которые Р.Мертон считал «спорными и ненужными для функциональной теории»:
10. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера.
11. Структуралистский
В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:
1) структурализм — в социальной
системе существуют
2) конструктивизм — действия
людей, обусловленные жизненным
опытом, процессом социализации, «формируют
социального агента как
Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ. paired concepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.
Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.
По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.
Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.
12. Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.
Никлас Луман (1927—1998) — немецкий социолог.
Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).
Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции