Социология как наука, ее предмет, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnye_voprosy_po_sotsiologii.docx

— 105.56 Кб (Скачать файл)

Социальные отношения возникают из взаимодействий на основе потребности индивидов в каких либо ценностях или владении этими ценностями. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют разные оттенки. Любая потребность в ценности, удовлетворение этой потребности или ее блокирование могут привести к целому комплексу социальных отношений. Например, блокирование потребности в достижении определенного статуса могут привести к отношениям зависимости, власти, ненависти, неприязни, патернализма.

 

29. Социализация личности. Этапы и агенты социализации.

Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для выполнения социальных ролей в обществ, называется социализацией. Это преобразование биологического индивида на социальное существо. Роль социализации для личности - это возможность полнее себя реализовать, а для обществ - возможность новой генерации занять место старшего поколения.

Факторы социализации:

1) совокупность ролей и статусов, которые предлагает общество человеку;

2) Совокупность соц институтов, общественных организаций, соц общностей, в рамках которых индивид выполняет свои роли;

3) Совокупность ценностей, норм, знаний, привычек, навыков, качеств, которые человек приобретает, чтобы реализовать свои роли;

4) Соц среда, которая включает соц институты и технологии производства, воспроизводства и передачи культурных связей;

5) Конкретные события, социальные явления и процессы, в которые включен человек.

Механизм социализации заключается в том, что человеку нужно усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, необходимых для нормальной жизни в социуме, окружающей ее. Для социализации характеры процессы: адаптация и интериоризация (вкл в вн мир человека соц норм и ценностей).

За усвоение норм и ценностей людей отвечают агенты социализации.

Первичные: (межличностные отношения) родители, родственники, друзья и т.д.

Вторинчые: (социальные отношения) вуз, школы, полиция, СМИ.

Существует два этапа социализации:

первый этап - первичная социализация (ребенок усваивает социальные нормы, знания, ценности, постепенно входит в определенную культуру);

второй - вторичная социализация (взрослый человек усваивает социальные роли и выполняет их в своей жизнедеятельности. Вместе взрослый пополняет и углубляет знания, усваивает новые социально-политические и моральные нормы, распространяет социальный опыт, совершенствует выполнения своих ролей).

Процесс социализации охватывает всю жизнь, социализация взрослых существенно отличается от социализации детей. у взрослых социализация направлена на изменение поведения в новой ситуации, а у детей - на формировании ценностных ориентаций. Взрослые, опирающиеся на опыт способны оценить нормы и воспринимать их критически, а дети в состоянии только их усвоить. Взрослые приобретают навыки, а социализация детей связана с мотивацией.

Выделяют и стадии социализации личности:

дотрудовая (период жизни человека к трудовой деятельности),

трудовую (период активной трудовой деятельности человека) и

послетрудовая (период, начинающийся с прекращением активной трудовой деятельности человека и до конца ее жизни).

Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.

30. Правовая социализация: сущность, пути и методы. Правовой  нигилизм и правовой идеализм.

Правовая социализация — процесс «вхождения» социального субъекта в социально-правовую среду, восприятие (усвоение) им права, его ценностей и превращение их в нормы (мотивы) своего поведения в сфере действия права. Это научение праву, мобилизация его возможностей для участия в правовой жизни общества, реализации своих интересов и жизненных целей.

Правовая социализация охватывает два взаимосвязанных между собой процесса: интериоризацию — восприятие личностью права (правового опыта) и экстериоризацию — трансформация его в социально-правовую среду. Соответственно, назначением правовой социализации является передача накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры; овладение языком права (самостоятельное оперирования правовыми понятиями), привитие навыков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде; мобилизация возможностей права для участия в правовой жизни общества; накопление мировоззренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве и выработку стратегии поведения (формирование статутных качеств) в самых разнообразных юридических ситуациях. Результатом правовой социализации является правовая подготовленность (сформированность), или правокультурность отдельного индивида, группы людей, а ее слагаемыми выступают — правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость.

Институтами правовой социализации выступают семья, школа, различные социальные группы, средства массовой коммуникации, специальное правовое обучение, юридическое образование и пр.

Ретрансляторы (проводники) правовой социализации — объективированные во вне предметы правовой культуры, юридическая литература, правовое общение, язык, понятийные средства и др.

Принято различать три канала (пути) правовой социализации – социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».

Социализация посредством научения основывается на приобретении познаний и усвоении норм, прививающих уважение к известному числу правил политической и правовой системы и социальным ролям. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания общественных и политических институтов, механизма их функционирования. Это будет багажом, позволяющим понимать происходящие события и выполнять свою роль гражданина. Полученные таким образом личностью «знания» воспринимаются как своеобразная совокупность исходных постулатов. Личность пытается их усвоить и изучить, исходя из своей собственной системы оценок.

Социализация посредством передачи опыта выступает как результат социально-политического и правового поведения и деятельности личности. Через выполнение различных ролей человек вникает в многообразные принципы организации общества. Усвоенные нормы и ценности проверяются индивидом в практической деятельности. Исходя из того, насколько оказывается глубоким разрыв между усвоенными нормами и личным опытом, первоначальные установки могут быть усилены либо деформированы.

«Символическая» правовая социализация основывается на представлениях, возникших из оценок и реакций на них со стороны группы, класса или общества в целом. Например, слова: «страна», «нация», «семья» позволяют индивиду построить образ политической и правовой системы. Личностью вырабатывается собственная система значений, соотнося их с другими высказываниями и ассоциативно объединяя в своем правовом и политическом мышлении различные представления

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правово́й идеали́зм (юриди́ческий фетиши́зм) — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

31. Социология права: понятие, структура, методы и функции.

Социология права – отрасль социологии, исследующая закономерности развития общественных отношений, деятельности и сознания, складывающихся в процессе формирования правовых актов (при переводе социальных отношений на язык юридических норм) и при переводе правописаний в социальное поведение отдельной личности, социальных групп, общества.

Предметом социологии права выступает система социальных факторов, которые взаимодействуют с правовыми явлениями и процессами, а также механизм такого взаимодействия.

Задачи социологии права:

- исследование социального  генезиса права;

- анализ связи между  правом как социальным феноменом  и общественной системой;

- вскрытие социальных  функций права;

- исследование комплексных  процессов реализации юридических  норм в социальном поведении. При этом такое поведение рассматривается  на всех уровнях общества, различных  по своему объему социальных  групп и индивидов.

Структура:

Основными элементами социологии права выступают:

1) правосознание как компонент общественного сознания (Правосознание является компонентом системы общественного сознания. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, отрегулированные в правовом отношении и требующие подобного регулирования.

Содержательные аспекты состояния правосознания

  1. Состояние правосознания является связывающим звеном между сознанием как процессом отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права.
  2. Состояние правосознания оказывает существенное воздействие на мотивы принятия людьми определенных решений. Оно включает наличие в сознании индивида, социальной группы определенной установочной оценки к выработке того или иного отношения к разнообразным правовым явлениям.
  3. Все, что выражается сознанием, вызывает переживания, определенное эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности. Они (особенно конкретные факты негативного социального характер) придают эмоциональную окраску состоянию правосознания.);

2) правовое поведение  в обществе (Признаки правового поведения:

- социальная значимость правого поведения. В сферу действия права включается такое поведение индивида и общностей людей, которое имеет важное экономическое, социальное, политическое, культурологическое, а также гражданское (личностное) значение. Причем оно может быть как с позитивным, так и с негативным вектором направленности;

- психологический признак правового поведения. Заключатся в контроле сознания и воли личности правового поведения (реальном или потенциальном);

– четкая регламентированность правового поведения. Заключается в том, что объективные и субъективные свойства поведения, которые предусмотрены правом, достаточно четко определены законом, иными правовыми источниками, ограничены конкретными рамками;

- подконтрольность государству. Реализуется через деятельность правоохранительных и правоприменительных органов и предполагает: во-первых, правовую гарантированность правомерного поведения; во-вторых, ответственность за противоправное поведение.);

 

3) юридическая  организация как элемент права  как социального института (Юридическая организация - это государственное учреждение или общественная организация, специально созданные для профессионального выполнения юридической функции, т.е. для установления фактов юридического характера и разрешения противоречий (конфликтов) на основе права.

Особенности юридической организации демократического общества:

  1. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  2. Принципиальное первенство закона перед властью, права перед политикой.
  3. Нарушение закона с неизбежностью влечет за собой наказание.
  4. Уважение и подлинная лояльность граждан по отношению к закону и институтам права существующей системы.)

Функции:

1.Познавательная  функция социологии права проявляется в исследовании правовых явлений и процессов под углом зрения их социальной сущности и детерминации, характере реализации и закономерностями развития.

2.Аксиологическая  функция социологии права дает возможность оценивать различные общественные явления и процессы, предлагая с этой целью специфические правовые критерии и оценки. Наряду с этим она дает возможность оценить характер и специфику правосознания различных субъектов общества и реализацию ими правового поведения.

3.Мировоззренческая  функция социологии права состоит в том, что она раскрывает смысл концепций прошлого и настоящего в своей предметной области с точки зрения их обращения к человеку, формирует взгляды и представления у личности и общества в целом о социально-гуманитарной направленности системы права и тенденций его развития.

Социология права развивается в рамках исследований по следующим основным направлениям:

1) исследование социальных  условий генезиса, развития и  действия права в обществе;

2) изучение причин и  условий социальных изменений, происходящих  под влиянием права, с целью  совершенствования правового регулирования  общественных отношений.

32. Социальная обусловленность  права.

Проблематика социальной обусловленности правовых норм и порожденных ими правоотношений включает в первую очередь вопросы адекватности существующего права фактической социальной реальности, соответствия законодательства реальным тенденциям развития общественных отношений.

Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции