Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа
Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.
Социальные отношения возникают из взаимодействий на основе потребности индивидов в каких либо ценностях или владении этими ценностями. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют разные оттенки. Любая потребность в ценности, удовлетворение этой потребности или ее блокирование могут привести к целому комплексу социальных отношений. Например, блокирование потребности в достижении определенного статуса могут привести к отношениям зависимости, власти, ненависти, неприязни, патернализма.
29. Социализация личности. Этапы и агенты социализации.
Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для выполнения социальных ролей в обществ, называется социализацией. Это преобразование биологического индивида на социальное существо. Роль социализации для личности - это возможность полнее себя реализовать, а для обществ - возможность новой генерации занять место старшего поколения.
Факторы социализации:
1) совокупность ролей и статусов, которые предлагает общество человеку;
2) Совокупность соц институтов, общественных организаций, соц общностей, в рамках которых индивид выполняет свои роли;
3) Совокупность ценностей, норм, знаний, привычек, навыков, качеств, которые человек приобретает, чтобы реализовать свои роли;
4) Соц среда, которая включает соц институты и технологии производства, воспроизводства и передачи культурных связей;
5) Конкретные события, социальные явления и процессы, в которые включен человек.
Механизм социализации заключается в том, что человеку нужно усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, необходимых для нормальной жизни в социуме, окружающей ее. Для социализации характеры процессы: адаптация и интериоризация (вкл в вн мир человека соц норм и ценностей).
За усвоение норм и ценностей людей отвечают агенты социализации.
Первичные: (межличностные отношения) родители, родственники, друзья и т.д.
Вторинчые: (социальные отношения) вуз, школы, полиция, СМИ.
Существует два этапа социализации:
первый этап - первичная социализация (ребенок усваивает социальные нормы, знания, ценности, постепенно входит в определенную культуру);
второй - вторичная социализация (взрослый человек усваивает социальные роли и выполняет их в своей жизнедеятельности. Вместе взрослый пополняет и углубляет знания, усваивает новые социально-политические и моральные нормы, распространяет социальный опыт, совершенствует выполнения своих ролей).
Процесс социализации охватывает всю жизнь, социализация взрослых существенно отличается от социализации детей. у взрослых социализация направлена на изменение поведения в новой ситуации, а у детей - на формировании ценностных ориентаций. Взрослые, опирающиеся на опыт способны оценить нормы и воспринимать их критически, а дети в состоянии только их усвоить. Взрослые приобретают навыки, а социализация детей связана с мотивацией.
Выделяют и стадии социализации личности:
дотрудовая (период жизни человека к трудовой деятельности),
трудовую (период активной трудовой деятельности человека) и
послетрудовая (период, начинающийся с прекращением активной трудовой деятельности человека и до конца ее жизни).
Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.
Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.
30. Правовая социализация: сущность, пути и методы. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовая социализация — процесс «вхождения» социального субъекта в социально-правовую среду, восприятие (усвоение) им права, его ценностей и превращение их в нормы (мотивы) своего поведения в сфере действия права. Это научение праву, мобилизация его возможностей для участия в правовой жизни общества, реализации своих интересов и жизненных целей.
Правовая социализация охватывает два взаимосвязанных между собой процесса: интериоризацию — восприятие личностью права (правового опыта) и экстериоризацию — трансформация его в социально-правовую среду. Соответственно, назначением правовой социализации является передача накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры; овладение языком права (самостоятельное оперирования правовыми понятиями), привитие навыков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде; мобилизация возможностей права для участия в правовой жизни общества; накопление мировоззренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве и выработку стратегии поведения (формирование статутных качеств) в самых разнообразных юридических ситуациях. Результатом правовой социализации является правовая подготовленность (сформированность), или правокультурность отдельного индивида, группы людей, а ее слагаемыми выступают — правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость.
Институтами правовой социализации выступают семья, школа, различные социальные группы, средства массовой коммуникации, специальное правовое обучение, юридическое образование и пр.
Ретрансляторы (проводники) правовой социализации — объективированные во вне предметы правовой культуры, юридическая литература, правовое общение, язык, понятийные средства и др.
Принято различать три канала (пути) правовой социализации – социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».
Социализация посредством научения основывается на приобретении познаний и усвоении норм, прививающих уважение к известному числу правил политической и правовой системы и социальным ролям. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания общественных и политических институтов, механизма их функционирования. Это будет багажом, позволяющим понимать происходящие события и выполнять свою роль гражданина. Полученные таким образом личностью «знания» воспринимаются как своеобразная совокупность исходных постулатов. Личность пытается их усвоить и изучить, исходя из своей собственной системы оценок.
Социализация посредством передачи опыта выступает как результат социально-политического и правового поведения и деятельности личности. Через выполнение различных ролей человек вникает в многообразные принципы организации общества. Усвоенные нормы и ценности проверяются индивидом в практической деятельности. Исходя из того, насколько оказывается глубоким разрыв между усвоенными нормами и личным опытом, первоначальные установки могут быть усилены либо деформированы.
«Символическая» правовая социализация основывается на представлениях, возникших из оценок и реакций на них со стороны группы, класса или общества в целом. Например, слова: «страна», «нация», «семья» позволяют индивиду построить образ политической и правовой системы. Личностью вырабатывается собственная система значений, соотнося их с другими высказываниями и ассоциативно объединяя в своем правовом и политическом мышлении различные представления
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Правово́й идеали́зм (юриди́ческий фетиши́зм) — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.
31. Социология права: понятие, структура, методы и функции.
Социология права – отрасль социологии, исследующая закономерности развития общественных отношений, деятельности и сознания, складывающихся в процессе формирования правовых актов (при переводе социальных отношений на язык юридических норм) и при переводе правописаний в социальное поведение отдельной личности, социальных групп, общества.
Предметом социологии права выступает система социальных факторов, которые взаимодействуют с правовыми явлениями и процессами, а также механизм такого взаимодействия.
Задачи социологии права:
- исследование социального генезиса права;
- анализ связи между
правом как социальным
- вскрытие социальных функций права;
- исследование комплексных
процессов реализации
Структура:
Основными элементами социологии права выступают:
1) правосознание как компонент общественного сознания (Правосознание является компонентом системы общественного сознания. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, отрегулированные в правовом отношении и требующие подобного регулирования.
Содержательные аспекты состояния правосознания
2) правовое поведение в обществе (Признаки правового поведения:
- социальная значимость правого поведения. В сферу действия права включается такое поведение индивида и общностей людей, которое имеет важное экономическое, социальное, политическое, культурологическое, а также гражданское (личностное) значение. Причем оно может быть как с позитивным, так и с негативным вектором направленности;
- психологический признак правового поведения. Заключатся в контроле сознания и воли личности правового поведения (реальном или потенциальном);
– четкая регламентированность правового поведения. Заключается в том, что объективные и субъективные свойства поведения, которые предусмотрены правом, достаточно четко определены законом, иными правовыми источниками, ограничены конкретными рамками;
- подконтрольность государству. Реализуется через деятельность правоохранительных и правоприменительных органов и предполагает: во-первых, правовую гарантированность правомерного поведения; во-вторых, ответственность за противоправное поведение.);
3) юридическая
организация как элемент права
как социального института (Юри
Особенности юридической организации демократического общества:
Функции:
1.Познавательная функция социологии права проявляется в исследовании правовых явлений и процессов под углом зрения их социальной сущности и детерминации, характере реализации и закономерностями развития.
2.Аксиологическая функция социологии права дает возможность оценивать различные общественные явления и процессы, предлагая с этой целью специфические правовые критерии и оценки. Наряду с этим она дает возможность оценить характер и специфику правосознания различных субъектов общества и реализацию ими правового поведения.
3.Мировоззренческая функция социологии права состоит в том, что она раскрывает смысл концепций прошлого и настоящего в своей предметной области с точки зрения их обращения к человеку, формирует взгляды и представления у личности и общества в целом о социально-гуманитарной направленности системы права и тенденций его развития.
Социология права развивается в рамках исследований по следующим основным направлениям:
1) исследование социальных условий генезиса, развития и действия права в обществе;
2) изучение причин и
условий социальных изменений, происходящих
под влиянием права, с целью
совершенствования правового
32. Социальная обусловленность права.
Проблематика социальной обусловленности правовых норм и порожденных ими правоотношений включает в первую очередь вопросы адекватности существующего права фактической социальной реальности, соответствия законодательства реальным тенденциям развития общественных отношений.
Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции