Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа
Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.
Реформаторские движения. Они направлены на изменение не всего общества, а его отдельных сторон. Эти движения характерны для обществ с высоким уровнем развития демократии. Люди высказывают свое мнение по поводу принятия того или иного закона, выступают за реформирование определенной сферы общественной жизни.
Революционные движения. Они направлены на радикальное изменение существующей социальной системы. В них участвуют лица, не обладающие в данный момент государственной властью. Они возникают в социально неустроенных обществах.
Движения сопротивления. Это, например, движения, считающие недопустимым проведение преобразований в обществе слишком быстрыми темпами. Они возникают часто наряду с революционными и реформаторскими движениями.
38. Социология конфликта. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
Конфликт в самом общем смысле — это антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.
Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.
Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т.д. Их можно типологизировать следующим образом: противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов; объективные факторы возникновения конфликтов; личностные факторы возникновения конфликтов.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
39. Методология и методика
конкретных социологических
Метод — это способ действий, сложившийся в практической деятельности. Метод опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее приемлемый, плодотворный путь к успеху в труде. В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную, устойчивую структуру. Важнейшие по своей функциональной направленности средства преобразуются в орудия, инструменты, механизмы. Сами действия человека предметно ориентируются, закрепляются в виде приемов, навыков, умений, складываются в процедуры.
Учение о методе составляет важную область познания — методологию .
Методологией называют систему принципов научного мышления. Она определяет, в какой мере собранные факты могут служить надежным и реальным основанием объективного знания.
Другим понятием, которое часто используется в литературе по методам конкретных социологических исследований, является методика.
Методика — это частное, конкретное применение метода или совокупности методов. В методике отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования (или другого вида практической деятельности человека).
40. Социологическое исследование: сущность, этапы и основные виды.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получение достоверных знаний об изучаемом явлении или процессе, тенденциях и противоречиях их развития.
Основные виды социологического исследования:
А. В зависимости от качества и количества имеющейся информации:
1. Разведывательное (пилотажное) исследование. Цель – уточнение проблемы и формулировка гипотезы.
2. Описательное исследование - позволяет
составить относительно
3. Аналитическое исследование. Цель
– исследование свойств
Б. В зависимости от специфики объекта исследования:
1.Монографическое
2.Временное исследование – исследование развития социального явления во времени:
а) панельное исследование – исследуются одни и те же явления в различных временных условиях (школьники 5-х классов, они же – 11-х, они же – студенты…);
б) трендовое (повторное) исследование – изучение изменений во времени одной социальной группы (необязательно одни и те же люди);
в) когортное исследование – изучение специфической социальной совокупности в течение определенного времени (например, родившиеся в один год, конкретные люди могут быть разными).
3. Территориальные исследования.
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап:
- получение и уточнение
- определение цели и задач исследования;
- уяснение условий и сроков выполнения;
- расчет объема работ, финансовых и людских ресурсов.
2. Собственно исследовательский этап:
- определение и анализ проблемы;
- разработка программы
- разработка рабочего плана исследования;
- реализация программы и плана;
- написание отчета;
- выдача рекомендаций.
41. Программа социологического исследования: цель, задачи, этапы исследования.
Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.
Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
1. Методологический раздел программы:
- формулировка и обоснование социальной проблемы, подлежащей разрешению;
- определение объекта и
- определение задач
2. Методический (методико-процедурный) раздел программы:
- определение изучаемой
- характеристика методов сбора первичной информации;
- последовательность применения
исследовательского
- программа обработки данных на компьютере.
42. Методы сбора первичной социологической информации.
Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:
43. Метод социологического опроса: специфика, виды.
Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос который широко используется в социальном менеджменте для обоснования принимаемых решений. Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью, что делает его популярным среди предпринимателей и менеджеров, общественных и политических организаций.
Однако для обеспечения репрезентативности данных опроса важно правильно сформировать совокупность респондентов.
Опрос может проводиться в форме:
44. Анкетный опрос как
метод социологического
При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:
В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.
Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.
Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.
В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.
В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.
Требования к анкете:
Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.
Анкета состоит из четырех частей:
1) Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;
2) Информационная часть включает содержательные вопросы.
3) Классификационная часть
содержит социально-демографические и
профессионально-
4) Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.
По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.
По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.
Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».
В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.
Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).
Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции