Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа
Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.
24. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей в обществе.
Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.
Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.
В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.
Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.
Различают индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность — перемещения происходят коллективно.
Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.
25. Стратификация российского общества. Основные подходы российских социологов.
Россия в своей истории пережила не одну волну переструктурирования социального пространства, когда рушилось прежнее социальное устройство, менялся ценностный мир, гибли целые слои, рождались новые общности. На пороге XXI в. Россия вновь переживает сложный и противоречивый процесс обновления.
В качестве исходной модели многомерной стратификации современной России возьмем четыре основных параметра: власть, престиж профессий, уровень доходов и уровень образования.
Власть — наиболее важное измерение социальной стратификации. Система властных органов постсоветской России существенно перестроена — одни из них ликвидированы, другие только организованы, некоторые изменили свои функции, обновился их персональный состав. Ранее замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп.
Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитные группировки, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Рядом с властными иерархиями появляется «предпринимательская структура», включающая в себя следующие основные группы: 1) крупные и средние предприниматели; 2) мелкие предприниматели (собственники и руководители фирм с минимальным использованием наемного труда); 3) самостоятельные работники; 4) наемные работники.
Налицо тенденция формирования новых социальных групп, претендующих на высокие места в иерархии социального престижа.
Престиж профессий — второе важное измерение социальной стратификации. Можно говорить о ряде принципиально новых тенденций в профессиональной структуре, связанных с появлением новых престижных социальных ролей. Меняются оценки социального престижа разных видов деятельности, когда физически или этически «грязная» работа все же считается привлекательной с точки зрения денежного вознаграждения. А целые профессиональные страты опущены на «дно» социальных рейтинговых шкал – их специальная подготовка оказалась невостребованной и доходы от нее ничтожно малыми. В результате сокращения государственной поддержки науки, образования, культуры и искусства произошло падение престижа и социального статуса работников умственного труда.
В современных условиях в России наметилась тенденция формирования ряда социальных слоев, относящихся к среднему классу, — это предприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. Основные признаки среднего класса: 1) высокий уровень экономической независимости; 2)гибко реагирует на рыночные изменения – 5-6 раз могут сменить профессию; 3) выступает за экономическую и политическую стабильность в обществе; 4) высокая степень активности в политической сфере; 5) поддерживает различные идеологические течения.
Уровень доходов различных групп является третьим существенным параметром социальной стратификации. В 1997 г. доход, получаемый 10% наиболее обеспеченных россиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наименее обеспеченных.
Наиболее острой в настоящее время в социальной сфере является проблема массовой бедности — происходит консервация нищенского существования почти 1/3 населения страны. Особую тревогу вызывает изменение состава бедных: сегодня к ним относятся не только традиционно малообеспеченные (инвалиды, пенсионеры, многодетные), ряды бедных пополнили безработные и работающие, величина зарплаты которых (а это четверть всех занятых на предприятиях) ниже прожиточного уровня.
Уровень образования — еще один важный критерий стратификации, получение образования является одним из главных каналов вертикальной мобильности. Вновь возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются. Как следствие, o6pазование становится все более важным фактором на входе в профессиональную иерархию.
Еще одна тенденция – это маргинализация российского общества. Маргинал – индивид, стоящий на краю социальной структуры общества или в промежутке между стратами. К маргиналам относят: часть заключенных, вышедших из тюрем и потерявших поддержку родственников, часть безработных, часть интеллегенции.
В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев: 1) верхний — экономическая, политическая и силовая элита; 2) верхний средний — средние и крупные предприниматели; 3) средний — мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные; 4) базовый — массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса; 5) нижний — неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры; 6) «социальное дно» — бездомные, освобожденные из мест заключения и т.д.
Анализ изменений, происходящих в системе социальной стратификации по четырем основным параметрам, говорит о глубине, противоречивости переживаемого Россией трансформационного процесса и позволяет заключить, что на сегодняшний день она продолжает сохранять старую пирамидальную форму (характерную для доиндустриального общества), хотя содержательные характеристики входящих в нее слоев существенно изменились.
26. Социальные типы личности.
Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.
Социальный тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.
В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они:
1)теоретический - стремление к познанию;
2)экономический - поиск полезности и стремление её реализовать;
3)эстетический - стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению;
4)социальный - стремление к общению, в том числе к любви;
5)политический - воля к власти и желание подчиняться ей;
6)религиозный - поиск высшего смысла жизни.
Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления
27. Социальные роли и социальные статусы личности.
Социальный статус - это относительное положение или позиция индивида или группы в социальной системе. Это понятие характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и наконец содержит оценку деятельности личности с точки зрения общества, которая проявляется в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, награды, звания, привилегии и т.д.), а также самооценку, которая может или не может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала имеет большие возможности при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Серьезную проблему представляет правильное осознание личностью своего социального статуса. Если социальный статус личности воспринимается не правильно, то человек ориентируется на вражеские его социальному окружению образцы поведения.
В этом случае можно рассмотреть две крайности в оценке своего социального статуса. Низкая статусная самооценка, как правило, связаны с низкой противодействием внешнему влиянию.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов, и все, кто его окружает ждут от него исполнения ролей согласно этих статусов. В процессе удовлетворения определенных потребностей, руководствуясь определенными ценностями человек вынужден выполнять определенные роли. Сторонники теории ролей (Р. Мертон, З. Фрейд, Т. Парсонс) считали, что социальная роль выступает важным элементом механизма взаимодействия индивида с обществом. Деятельность человека отождествляется с разыгрыванием определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Каждая роль требует от актера определенного поведения. Итак, социальная роль - это то, что ожидают в данном обществе от человека, который занимает определенное место в социальной системе. Ролевая концепция объясняет многие аспекты в социологии личности, но от нее нельзя требовать всестороннего обоснованного выяснения всей совокупности социальных функций индивида, ведь как писал Сорокин, - роль может стать социальной лишь при наличии социальной матрицы.
28. Социальные действия и взаимодействия. Формирование социальных отношений.
Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
Социальное взаимодействие - способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
3. аффективное - определяется эмоциями;
4. традиционное - определяется традицией или привычкой.
Признаки действия:
Социальное действие - единичный акт со след структурой:
Субъект - тот, кто совершил действие (коллективный, индивид).
Объект - тот на кого направленное действие.
Этапы соц. действия:
В отличие от соц.действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, соц.взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию.
Основные условия социального взаимодействия
1.Наличие двух и более индивидов.
2.Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга.
3.Наличие проводников передающих влияние.
Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение,реакция на неё её переработка и возврат её, а так же реакция на новую информацию первого лица. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях.
Высшим видом по своему значению и сложности являются социальные отношения. Социальные отношения определяются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и содержание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по сравнению с социальными взаимодействиями, они в большей степени осознаются людьми с точки зрения из значения и содержания.
Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции