Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа
Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.
Большие социальные группы — это совокупности людей, существующие в масштабах общества (классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности, возрастные группы и др.). Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с др. членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Другой вид социальных групп образуют малые группы — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе (семья, трудовой коллектив, соседские общности и т.п.). Отличительными чертами малой группы являются:
Каждая малая группа обладает определенной структурой, выражающейся в системе статусов (позиций) и ролей. Различают также формальные и неформальные группы. Формальные группы функционируют в соответствии с установленными (обычно — официально) положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы складываются на основе личных симпатий и антипатий.
20. Этнические общности: понятие и особенности.
Этнические общности (этносы) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и другими связывающими факторами (например, перуанцы, египтяне, персы, украинцы, русские). В процессе исторического развития человечества последовательно выявились такие основные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации.
Родоплеменные формы характерны для первобытного общества: род – это группа кровных родственников, а племя – совокупность родов. Когда появились частнособственнические и товарные отношения, классы и государство, различные племена стали соединяться в народности. При этом на смену прежним кровнородственным связям пришли связи хозяйственные, языковые, культурные. наконец позднее, с ликвидацией феодальной раздробленности и развитием капиталистических отношений и единых национальных рынков возникла новая, наиболее развитая историческая форма общности людей – нация (от лат. народ).
21. Социальные организации: понятие и теории. Виды и функции социальных организаций.
Социальная организация - устойчивое объединение людей, искусственно создаваемое ради достижения определенных целей и характеризующееся наличием высокоформализованных структур
Характерные черты:
- Целевая природа организации.
Действия членов организации
скоординированы таким образом,
чтобы достичь вполне
- Высокая степень формализации
как строгое распределение
- Строгая иерархичность
формальной структуры
- Формальная структура
организации обезличена. То есть
реализация социальных ролей
не зависит от личностных
Виды (формы) социальных организаций:
- Деловые организации. Создаются для решения определенных задач. Цели членов организации (наемных работников) не всегда связаны с целями организации в целом. Однако членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Регулирование деятельности осуществляется на основе единоначалия и административного распорядка.
- Массовые организации (общественные союзы). Цели деятельности в данных организациях вырабатываются изнутри, представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование деятельности осуществляется на основе совместно принятого устава.
- Ассоциативные организации как организации по интересам (научная школа, клуб филателистов). Характеризуются относительной стабильностью состава, принятием общих решений. Регулирование осуществляется посредством спонтанно складывающихся норм и ценностей. Степень формализации снижена.
Функции:
Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.
Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.
Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.
Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.
Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников
Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.
Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.
22. Понятие, теории и критерии социальной стратификации. Типы стратификационных систем.
Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).
Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).
Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).
Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).
Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.
Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).
В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.
Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.
Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:
Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.
Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места , занимаемого в стратификационной структуре общества.
23. Концепция социальной стратификации П. Сорокина.
Теория социальной стратификации и мобильности
Общество делится на страты (слои), различающиеся между собой. Меняя свое экономическое положение, профессию, политические взгляды и т.д., человек переходит в другую страту.
Стратификация и мобильность - естественное и неизбежное явление.
Критерии стратификации: уровень доходов; виды деятельности; политические взгляды; культурные ориентации и др.
В числе первых теоретиков социологии Сорокин ввел понятие социального пространства, которое представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», которое в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как социальное восхождение и социальный спуск. Среди этих двух понятий образовалась группа горизонтальной мобильности, характеризующаяся движением индивидуума не влекущим за собой изменений в его социальном статусе. Причем горизонтальной мобильностью можно считать любые изменения такие как: изменение места жительства, веры исповедания и тому подобное. Только на основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения социальной стратификации, которое в его интерпретации имеет следующее значение: « дифференциация групп людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на других как внутри, так и между группами. Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории социальной стратификации Сорокина, можно уяснить, что этот теоретик социологии использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные. В свою очередь сложные группы согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка социальной стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими. Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично, то есть общественное развитие соответствует синусоиде.
Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции