Социология как наука, ее предмет, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Социология – наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества как целостной социальной системы, путях и формах реализации этих законов в действиях личностей, социальных групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и развития социальных явлений, процессов и отношении, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности и общества в целом в определенном социокультурном контексте.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnye_voprosy_po_sotsiologii.docx

— 105.56 Кб (Скачать файл)

Генезис социального института

В процессе деятельности между социальными субъектами складываются самые разнообразные социальные отношения. Некоторые из них настолько важны, что появляется необходимость их закрепить, сделать обязательными для общества.

Какие отношения являются обязательными? Те, которые обеспечивают удовлетворение важных социальных потребностей:

потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет поддерживать отношения (создавать институты) в сфере производства, экономики; потребность в воспроизводстве общества, социализации молодого поколения заставляет закреплять семейные отношения;

потребность в управлении обществом заставляет закреплять политические отношения и т.д.

Понятие социальный институт предполагает:

  • наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;
  • эти механизмы, являясь надындивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены :

  • ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);
  • их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;
  • средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;
  • социальные позиции — сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Кроме того, предполагают наличие определенной социальных позиций «профессионалов», способных приводить этот механизм в действие, играя по его правилам, включая целую систему их подготовки, воспроизводства и поддержания.

Чтобы не обозначать разными терминами одни и те же понятия и избежать терминологической путаницы под социальными институтами следует понимать не коллективных субъектов, не социальные группы и не организации, а особые социальные механизмы, обеспечивающие воспроизводство определенных социальных практик и социальных отношений. А коллективных субъектов все же следует именовать «социальные общности», «социальные группы» и «социальные организации».

Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие[20]:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
  2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
  3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и безответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
  4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
  5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

17. Семья как социальная  общность и социальный институт. Семейные отношения и семейные роли.

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующий потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы семья и семейно-родственные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью.

Семья рассматривается как соц. ин-т в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько образ семьи, ее функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института крайне важна для прогноза будущих изменений. Анализ семьи как социальной группы имеет свою специфику. Исследование семьи ориентируется на изучение условий ее формирования, этапов развития. Процесс формирования семьи в этом случае рассм-ся как совок-ть норм и стандартов проживания, выбора брачного партнера, секс. поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов и санкций за невыполнение тех или иных норм, причин и мотивов разводов и т.д. Основу семьи составляет брачный союз М и Ж. Он санкционируется обществом. Брак - это истор-ки меняющаяся форма отношений между М иЖ. Посредством его общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. От характера брачных отношений в значительной степени зависит рост населения, физическое и духовное состояния новых поколений. В зависимости от формы брака выделяют типы семейной организации: моногамия и полигамия.

Ее прочность обеспечивается за счет внутренних и внешних сил. Внешними являются: право, религия, общественное мнение. Внутренние - взаимная эмоциональность и экономическая заинтересованность.

Функции семьи: репродуктивная (функции воспроизводства); сексуальная (ее стали выделять относительно недавно); хозяйственно-экономическая; воспитательная; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); коммуникативная и регулятивная, включая социальный контроль и реализацию власти и авторитета семьи.

Семья имеет свою структуру. Под ней обычно понимается система отношений между ее членами. Выделяют такие виды отношений: родства, духовно-нравственные, отношения власти, авторитета, правовые отношения.

В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Семья нуклеарная – тип, присущий современному индустриальному обществу. Это такой тип семейной организации, отличительной чертой которой является ее малочисленность: муж, жена, один или двое детей. Последние не состоят в браке. Семья сложная характерно наличие большого количества детей и родственников. Такой тип семьи выполняет также экон. Ф-ции. Есть семьи полные и неполные. Существуют повторные семьи, кот. основаны на повторном браке. По характеру проведения досуга семьи бывают открытые, т.е. ориентир-е на широкий круг общения вне семьи; закрытые, когда они ориентированы на внутридомашний досуг.

18. Право как социальный  институт.

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.

Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».

Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину «право» было как бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: это, прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными словами, основой права, его первоначалом, первоэлементом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

19. Социальные группы и  общности. Основные виды общностей  и социальных групп.

1. Социальные общности  и группы — это необходимый  способ существования людей, их  взаимосвязи и вза­имодействия  между собой и с обществом  в целом. Ведь именно благодаря  социальным общностям и именно  в них создаются все необходимые  условия и средства, которые способствуют  развитию личности и удовлетворяют  ее потребности и интересы.

2. Социальные общности  и группы сами являются субъектами  общественной жизни. Их деятельность  влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет  характер и содержание процессов  изменения и развития. Ведь от  характера социальных групп зависит  многое: и то, как функционирует  семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают  все эти институты и какую  в конечном итоге они дают  продукцию.

3. В зависимости от  того, из каких групп состоит  общество, в каком иерархическом  положении они находятся друг  к другу (кто лидирует, а кто  подчиняется), от проводимой ими  идеологии и практических действий  во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство.

Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность. В солидарности, или активном сочувствии другим людям, проявляется наша с ними общность. В зависимости от уровня солидарностиразличаются и уровни (виды) общностей.

  • Множества. В них воплощается мнимая солидарность, отсутствуют взаимные социальные действия. К множествам относятся:
  1. категории, то есть статистические совокупности индивидов, имеющие сходные социальные признаки (студенты, молодежь, женщины и т.д.);
  1. агрегации, то есть объединения людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.);
  2. массы, то есть большие совокупности индивидов, характеризующихся сходными, но не социальными действиями (люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы, люди, стремящиеся носить одинаковую одежду и т.д.).
  • Контактные общности, в которых воплощается кратковременная солидарность. Такие общности существуют в следующих формах:
  1. аудитории — одноразовые, относительно кратковременные взаимодействия (слушатели концерта, зрители в театре и т.д.);
  2. толпы — люди, объединенные сиюминутным событием (зеваки на пожаре, очередь за билетами и т.д.);
  3. социальные круги — общности людей одного социального положения, собравшиеся вместе для удовлетворения своих потребностей (встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д.).
  • Групповые общности, в которых воплощается долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями солидарность (семья, община и т.д.).

В социологии наиболее глубоко исследован тип групповых общностей (социальных групп).

В зависимости от степени солидарности различают первичные и вторичные группы. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы». Первичная группа — это чаще всего небольшая по численности неформальная группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами. Первичные группы (например, семья, родственники, друзья, ближайшие соседи) выполняют роль первого связующего звена между обществом и личностью. Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют межличностные эмоциональные отношения. Основное значение в этих группах (школьный коллектив, футбольная команда, рабочая группа и т.д.) придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции.

Информация о работе Социология как наука, ее предмет, структура и функции