Условия формирования и реализации социально-трудового потенциала сельского населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Формирование рыночных отношений, коренные преобразования в формах собственности и хозяйствования, обусловленные этими и другими факторами изменения в российском обществе, создали новую ситуацию в формировании и использовании трудового потенциала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-трудового потенциала сельского населения
1.1. Понятие и показатели трудового потенциала……………………………..8
1.2. Анализ условий формирования и использования социально-трудового потенциала сельского населения РФ…………………………………………...16
Глава 2. Проблема трудовой занятости в селе Кошки, Кошкинского района
2.1 «Представители различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости в селе Кошки, Кошкинского района…………………….24
2.2 Анализ мнений приезжих жителей о трудовой деятельности в с. Кошки…………………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 119.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

Кафедра «журналистики и социологии»

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Методология и методика социологического исследования»

Условия формирования и реализации социально-трудового потенциала сельского населения

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы СОЦб-1101

Элекин Игорь Петрович

Проверил: д.ф.н., доцент, профессор кафедры

Цветкова И.В.

 

 

 

                                                   Тольятти 2013.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-трудового потенциала сельского населения

1.1. Понятие и показатели трудового потенциала……………………………..8

1.2. Анализ условий формирования и использования социально-трудового потенциала сельского населения РФ…………………………………………...16

Глава 2. Проблема трудовой занятости в селе Кошки, Кошкинского района

2.1 «Представители различных групп  сельского населения о проблемах  трудовой занятости в селе  Кошки, Кошкинского района…………………….24

2.2  Анализ мнений приезжих  жителей о трудовой деятельности в с. Кошки…………………………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………40

Приложение 1…………………………………………………………………….44

Приложение 2…………………………………………………………………….54

Приложение 3…………………………………………………………………….58

Приложение 4…………………………………………………………………….63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

Актуальность темы исследования. Формирование рыночных отношений, коренные преобразования в формах собственности и хозяйствования, обусловленные этими и другими факторами изменения в российском обществе, создали новую ситуацию в формировании и использовании трудового потенциала.

В настоящее время реформирование сельского хозяйства негативно отразилось на состоянии социально-трудовой сферы села1. Появилась, в частности, безработица. Вследствие чего состояние сельского рынка труда характеризуется крупной скрытой безработицей, с одной стороны, и низким уровнем официально зарегистрированных безработных, с другой, что недопустимо.

Современное состояние рынка труда отражает неоднозначность происходящих в сфере занятости процессов, обусловленных влиянием экономических и социальных преобразований в России. При этом ситуация на рынке труда характеризуется большей напряженностью именно в сельской местности, где возможности трудоустройства и выбор вакансий сильно ограничены, а темпы роста и продолжительность безработицы выше, чем в городе, и превышают социально допустимый уровень. В этих условиях детальное изучение складывающейся ситуации на сельском рынке труда выходит на одно из первых мест в проблематике, связанной с развитием сельского хозяйства и сельских территорий.

 Специфической особенностью  сельского хозяйства является  высокая трудоемкость и низкая  доходность отраслей, что сопровождается  оттоком ресурсов, в том числе  рабочей силы, в другие сферы  производства. Большая часть сельскохозяйственных  организаций неплатежеспособна, их  материально-техническая база разрушается, сокращаются масштабы хозяйственной деятельности, уменьшается число занятых в производстве и увеличивается уровень безработицы. Положение усугубляется сложной демографической ситуацией на селе, ростом бедности сельских жителей, отсутствием важных для жизнеобеспечения людей объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

 Значимость исследования повышается в связи с объявленными на государственном уровне приоритетными национальными проектами по развитию сельского хозяйства, образования, здравоохранения и жилищного строительства, с окончанием реализации первого этапа федеральной программы социального развития села и переходом к ее второму этапу и принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»

Изучение государственно-политической деятельности занятости жителей сёл, актуально в силу значимости заслуги более совершенного применения трудовых ресурсов сообщества.

        Степень разработанности темы. Анализ специфики социально-трудового потенциала сельского населения как феномена общественной жизни и его роли в общественном развитии не раз встречался в центре внимания социологов и представителей других областей наук.

К числу российских ученых, которые внесли значительный вклад в разработку данной проблемы можно отнести: Т.К. Константинову, Ю.М. Ясинского, В.Г. Костакова, И.С. Маслову и другие. По В.Г. Костакову трудовой потенциал -  это запасы труда, зависящие от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности населения (территориальной и профессиональной)2. Интегральный подход к познанию сущности трудового потенциала представлен в работах И.С. Масловой, рассматривающей трудовой потенциал как обобщающую характеристику меры и качества совокупных способностей к труду, определяющей потенциальные возможности человека, различных групп работников, трудоспособного населения, связанные с участием в общественно-полезной деятельности, при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений3.

Целью  работы является анализ формирования и использования социально-трудового потенциала сельского населения.

Объектом исследования являются социально-экономические условия современного российского общества.

Предметом исследования является трудовой потенциал сельского населения.

      Задачи работы: 

      1. Рассмотреть основные направления современной социологии села

      2. Выделить теоретические подходы к изучению социально-трудового потенциала

      3. Проанализировать мнения представители различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости

           Теоретико-методологическая база  курсовой работы. Послужили фундаментальные положения теории экономики труда видных отечественных и зарубежных ученых, программные и нормативные документы органов государственной власти Российской Федерации. Методология исследования базируется на принципах системного, структурно-функционального и сравнительного анализов.

           В рамках общего системно-функционального подхода в работе применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, экспертной оценки.

      При обосновании теоретических и методологических положений использовались абстрактно-логические и экспертные методы. При оценке факторов, влияющих на формирование трудового потенциала – экономико - статистический, при обобщении передового опыта - монографический.

        По мнению А.Г. Здравомыслова, любые факты, которые характеризуют более или менее устойчивые условия формирования трудового потенциала у сельских жителей исходят из определенных классификаций, основанных на представлениях о «нормальном» селе4.  Следовательно, в нашем случае, когда налицо отсутствие «нормального» села, необходимо определить критерии, определяющие стабильные условия воспроизводства сельской социально–профессиональной структуры.

           Осмысление новых реалий на селе, происходящих в условиях экономических и политических изменений, нашло отражение в работах нового поколения социологов: В.Г. Виноградского, Г.А. Родионовой, В.Ф. Томилина и др., внимание которых сосредоточено на понимании специфики формирования трудового потенциала сельского населения.

         Методы исследования. Анкетирование по теме «Представители различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости».

 

       Эмпирическая база исследования.  Анкетный опрос N=100 человек, сбор информации при помощи одного из методов (интервью, наблюдение, контент-анализ и т.д.), подготовка аналитических материалов. 

 

Структуру курсовой работы составляет введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-трудового потенциала сельского населения

1.1. Понятие и показатели трудового  потенциала

Обобщающим признаком процесса развития и становления человека в трудовой деятельности считается трудовой потенциал сообщества. Способности людей по осуществлению в процессе социально полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, социально-политических и др.) определяются свойствами человека как:

- специфического (трудового) ресурса и базы изготовления (свойствами  индивидуума как доли народонаселения);

- основной производительной  силы и субъекта производственных  взаимоотношений (свойствами индивидуума  как работника — носителя возможности к труду, творца материальных и духовных удобств);

- члена сообщества (свойства  индивидуума как общественно  формируемой личности, члена ассоциации  рабочих, соучастника управления  муниципальными делами).

В силу данных совокупная дееспособность к труду, характеризующая меру вероятной роли любого человека в социально полезной деятельности, имеет возможность быть охарактеризованной не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к исполнению определенных трудовых функций, однако и по времени и расходам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности5.

Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.

 

Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.

Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней6.

Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы –  это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.

Трудовой потенциал работника включает:

- психофизиологический потенциал  – способности и склонности  человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип  нервной системы и т.п.;

- квалификационный потенциал  – объем, глубину и разносторонность  общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

- личностный потенциал - уровень гражданского сознания  и социальной зрелости, степень  усвоения работником норм отношения  к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере  труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов7.

Есть основания утверждать, что введение в научный оборот категории «трудовой потенциал» и активизации работ по данной проблематике, накопление большого теоретического и практического опыта в данном направлении должны были стать основой формирования целостной теории – теории трудового потенциала, в определённом смысле аналогичной сформировавшейся в западной экономической науке теории человеческого капитала или неоклассической теории качества рабочей силы. Однако, как показал анализ литературы по проблемам изучения трудового потенциала, на сегодняшний день не сформирована теория трудового потенциала, наработанный опыт не оформился в стройную и законченную теорию как высшую форму научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях движения способностей к труду в их диалектической взаимосвязи с материально-вещественными факторами производства. Это выражается в том, что различные авторы в экономической литературе дают неоднозначное толкование понятия «трудовой потенциал» и это в свою очередь затрудняет рассмотрение его внутренней структуры в качестве объекта исследования и выявление закономерностей и противоречий, свойственных механизму его воспроизводства.

            Раскрытие содержания категории «трудовой потенциал» невозможно без характеристики условий, вызвавших необходимость введения в научный оборот данной экономической категории. Следует отметить, что заслуга введения в научный оборот категории «трудовой потенциал» принадлежит отечественной экономической науке.  Вот что по этому поводу отмечает А.С. Панкратов: ««Трудовой потенциал» как научный термин вошёл в оборот в период перевода экономики на рельсы интенсивного развития. Это была своеобразная реакция науки на потребность практики обеспечить качественное совершенствование всей системы формирования и использования совокупной способности людей к труду, выявить резервы и пути творческой активизации человека как субъекта производства и общественной жизни»8.

Информация о работе Условия формирования и реализации социально-трудового потенциала сельского населения