Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
18. Духовные основы цивилизаций.
19. Право и Правда. Особенности русского правосознания
Право как один из видов регуляторов общественных отношений, представляет собой особую категорию, являющуюся предметом изучения различных наук — теории права и государства, философии, истории правовых учений и др. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный. Фактически, каждый исследователь права даёт свое определение, выражая в нем основные, на его взгляд, характерные черты, присущие данному явлению. В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. В многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы. Само же право всегда связано с государством, хотя форма этой связи также является существенным противоречием различных теорий права и теорий происхождения права и государства. Право есть совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правда — синоним термина истина (в разных его значениях). Правда — синоним термина справедливость (в разных его значениях). Правда — редко используемый синоним термина правдивость.
И́стина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием.
Справедливость - распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников распределения прав и обязанностей. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.
Правдивость – склонность сообщать достоверную информацию. Наиболее важными аспектами правдивости являются честность и искренность. Слово "правдивость" может употребляться не только по отношению к людям, но и по отношению к высказываниям, и в последнем случае часто служит синонимом истинности. Противоположностью правдивости является лживость.
Особенности русского правосознания. Русский человек действует не по праву, а по совести, часто - в традиции идеалов православной церкви. Россиянам необходима жесткая, четкая, и ясная власть с понятными требованиями, не идущими в разрез с православной моралью. Такую власть они будут боятся, уважать и даже любить. Для русского человека характерно подсознательное стремление индивидов к максимальному сближению сугубо юридического и морально-нравственного мотивов, определяющих их социальное поведение; желание осмыслить установленный правовой императив с учетом собственных представлений о мироустройстве, как бы «пропустить» право через собственную совесть. С ней связана и другая его черта — тяготение к индивидуализированному, а не типовому восприятию норм позитивного права. Так же характерна личностно-коллективная самоидентификация русского человека, присущая ему с самых древних времен, нашедшая свое выражение в знаменитой идее соборности. Отчужденное отношение народного сознания к судопроизводству, не воспринимаемому им в качестве справедливого, способное доходить до откровенного отвращения к любой форме участия в его отправлении.
20. Системные кризисы культурно-цивилизационных систем.
Начинается третье тысячелетие. Как чувствует себя человек, о чем задумывается в этот знаменательный период? Для соотечественника - болью, а для многих людей - личной трагедией стал экономический кризис. Стабильным в экономическом плане странам открылся горизонт экологических проблем. Анализируя современную цивилизационную ситуацию, С. Хантингтон предрекал в условиях обострения экологической ситуации борьбу цивилизаций за владение мировыми ресурсами, собственно, именно эта проблема будет инициировать все прочие конфликты, принимающие форму национальной розни, экономического обнищания, политических скандалов и пр.
В начале XX в., когда цивилизационный кризис еще не был явлен массовому сознанию, передовые умы человечества, хотя и по разному, но говорили об исчерпанности аксиологического потенциала западноевропейской культуры, начале стадии технократической цивилизации. Весь XX в. - это век перелома, о котором П. Сорокин сказал, что диагноз современности как кризиса культуры фактически общепризнан. "Без сомнения, наступил жесточайший кризис. Мы оказались в эпицентре громадного пожара, сжигающего все до основания... На Земле исчезли мир, безопасность и уверенность. Во многих странах люди забыли, что такое процветание и благополучие, свобода превратилась в некий миф. Солнце западной культуры закатилось" [2]. Известный социолог рассматривает кризис как закономерный этап социальной динамики, замечая, что нам "посчастливилось жить в горниле мирового пожарища" [3]. Возможно, так и следует, оптимистично, как П. Сорокин, воспринимать наше бурное время как "счастье" жить в разломе культур, в эпоху реформирования ценностей, смыслов, в эпоху творчества.
Однако, чисто психологически, нелегко пережить любой кризис, тем более, глобальный, потому что этот кризис охватывает все: это и кризис идеологии, и кризис политики, и кризис науки, и кризис экономики... Современный экологический кризис является и аспектом переживаемого цивилизационного кризиса, но прежде всего, он есть следствие способа взаимодействия человека и природы, закрепленного в техногенной культуре. В результате, экологическая проблема сегодня осознается как проблема выживания.
Характеризуя суть современного
цивилизационного кризиса, исследователи
соотносят его с кризисом восприятия,
кризисом способа самоопределения человека,
с изменением фазы антропогенеза.
Современный глобальный кризис - этот
кризис самого технологического отношения
к миру, и поэтому, ограничиваясь технологическими
средствами, преодолеть его невозможно
[4]. Этот вывод, как и заключение о необходимости
фундаментального изменения нашего мышления
и восприятия, резонирует с выводами экологов
о том, что нынешняя ситуация нуждается
не столько в практическом экспериментировании,
сколько в радикальном пересмотре западных
моральных и метафизических парадигм
Речь идет о кризисе собственных оснований
бытия, о необходимости преобразовать
репрезентативный характер сущего, поскольку
там, где мир становится картиной, там
к сущему приступают как к тому, на что
человек нацелен, что он хочет преподнести
себе.
21.Синдром Цезаря и
христианская
Формируя парадигму института
монархической власти, римские императоры,
чтобы укрепить свое положение, концентрировали
в своих руках все ключевые
функции верховной власти: военную,
законодательную и
1. Христианская государственность представляет собой конкретное воплощение системы духовных регуляторов, ограничивающей верховную власть посредством институционализации религиозных норм, закрепленных в Ветхом и Новом заветах, что приводит к формированию правового порядка, основанного не только на законе, но и на нравственных началах, имеющих доминирующее значение.
Основополагающий элемент
2. Христианская
Результат религиозно-правового синтеза
легитимируется с помощью государственно-
3. Христианская
Религиозно-правовая интерпретация христианской государственности основывается на придании особого сакрального смысла принципу правообязанности, регламентирующему границы прав и свобод во взаимоотношениях человека, государства, общества на основе приоритета церковных институтов. В православной христианской государственности правообязанность рассматривается как почетный долг, государственная власть признается особого рода служением.
4. Христианско-правовой
- максимального воцерковления общества и государственного аппарата;
- последовательной
-формирования политико-
5. В системе государственно-
22.Западно- и Восточно-
Западная и Восточная
В первую группу входят этико-религиозные традиции соврем. Запада, в первую очередь - греческая философия, иудаизм и христианство, но с критич. переоценкой типичных западных ценностей.
Вторая группа - в многовековых незападных цивилизациях: индуизм, джайнизм и буддизм в Южной и Юго-Вост. Азии, конфуцианство и даосизм в Вост. Азии, ислам.
Третья группа духовных ресурсов заложена
в первобытных традициях
Ядро четвертой группы
составляет сама структура Просвещения.
Неудивительно, что представители
гуманитарного знания во всем мире
проявляют возрастающий интерес
к восточным цивилизациям, особенно
к их духовной роли в устойчивом
развитии ноосферной ориентации и решении
глобальных проблем. Во многих дискуссиях
все более весомое место занимает тема
будущего китайской циви-лизации и ее
возможной духовно-ресурсной роли в мировом
цивилизационном процессе.
Конфуцианство вырабатывало рационалистическую
концепцию 'устойчивого' развития государства
и общества как непосредственного продолжения
упорядоченного космоса, как сферы господства
основных законов природы. Это выразилось
в формулах: 'совпадающее единство Неба
и человека', 'взаимный отклик Неба и человека',
'разграничение Неба и человека', интерпретируемых
нами как модели устойчивого развития
и ноосферной, и космической ориентации.
Обращение к конфуцианству в современных
поисках нового типа научно-технического
развития, связанного с пониманием и соответствующим
освоением 'синергетических социоприродных
объектов', диктует необходимость создания
модели 'этико-политического' поведения
личности в природе по конфуцианской формуле:
'внутреннее совершенство - внешняя царственность'.
Это, с одной стороны, интеллектуальное
развитие, мобилизирующее свою богатую
техническую традицию, без которого невозможна
рационалистическая современная наука,
техника, технологии, но придерживающееся
приоритетов стабильности ('устойчивости'
- в западном мышлении), исторически укорененных
в социальных институтах и культурных
ценностях, совокупности представлений
о природе, обществе и человеке.
С другой стороны - моральность, основа
основ мира и порядка в обществе, связанная
с рационализмом конфуцианства, акцентирующего
групповые ценности, считающиеся важнейшим
средством и критерием воспитания идеальной
личности. Формирование идеи 'естественного
человека' связано с правильными отношениями
между человеком и природой. Конфуцианская
моральность, в этом случае, делает упор
на перерастание любви к людям в любовь
ко всему - вселюбие ко всему сущему,