Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
Сорокин подчеркивает, что к несчастью , смена идеационального, идеалистического и чувственного типов суперсистем могут продолжаться вечно, не приближая человека к конечной истине. Как же разрешить этот бесконечный цикл, по Сорокину? Ключ - достижение интегрального общества, установление системы Интегральной истины. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения.
В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии» Сорокин, в сущности, пытается представить иерархию интеграции по разным уровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им прежде всего как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальное целое.
33.А.Тойнби и концепция цивилизационного надлома.
Исследование Арнольда Джозефа
Тойнби - широкая панорама мировой
истории. Он искал всеобщую модель хода
событий в истории человечества
и выявил ритмы и принципы, которые
ранее оставались неизвестными. Тойнби
первым изучил в т.ч. незначительные,
неприметные культуры и на основании
обширного фактографического
"Для Тойнби культура
- не этап в развитии общества,
а постоянное ядро цивилизации,
В своем исследовании Арнольд Джозеф Тойнби затрагивает 3 важные проблемы:
1). Почему некоторые общества
оказываются неподвижными на
ранней стадии своего
2). Почему все-таки есть
мертворожденные цивилизации и
такие, которые застыли в
3). Как и почему цивилизации
надламываются, разлагаются и
даже распадаются? (Здесь я считаю
необходимым отметить
1. Определение цивилизации по Тойнби.
a) Цивилизации “представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы”;
b) Именно цивилизации должны рассматриваться историками;
c) Цивилизации сопоставимы друг с другом;
d) Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества; [6]
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет 26 цивилизаций, на данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): 1. Западная христианская 2. Православная христианская 3. Исламская 4. Дальневосточная 5. Индуистская.
По мнению Тойнби цивилизация возникает как удачный "ответ" на внешние "вызовы", как реакция на неповторимую историческую ситуацию. Своеобразие "ответов" выражается в иерархии социальных ценностей, творцом и выразителем которых становится творческое меньшинство, которое увлекает за собой инертную массу.
Существенное положение всей цивилизационной концепции А. Тойнби - тесная связь цивилизации с религией, которая формируется в ходе нарастающего кризиса и надлома цивилизации и становится духовным ответом на этот кризис.
Тойнби разделял цивилизацию и государство, придавая центральное значение именно цивилизационному устройству общества, основными критериями которого являются состояние морали и религии, и отводя государству лишь вторичное значение как средству временного сохранения общества в фазе распада и гибели. Поэтому, например, фаза надлома и начала упадка цивилизации относилась им на очень ранний период, после которого продолжалось лишь состояние длительного застоя и выживания, лишенного творческого начала и потенциала развития.
В применении к цивилизации и к анализу ее развития концепция вызова и ответа выглядит следующим образом:
При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не всегда может дать адекватный ответ, перестроиться и изменить образ жизни. Если общество продолжает жить и действовать так, как будто «вызова» нет, то культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - собственным примером увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование вторичной цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней.
Некоторые из вызовов могут получать достойные ответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Тойнби считает, что наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы (согласно закону «золотой середины»), т.к. слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.
3.5. Конкретные примеры "вызовов" и "ответов", известные из истории:
вызов ответ
ь иссушение или заболачивание почвь наступление враждебных племень вынужденное изменение места жительства ь переход к новому типу хозяйствования и создание ирригационных системь формирование мощных властных структурь создание новой религии, науки, техники.
3.5.1. Греческая цивилизация
вызов ответ
1). Недостаток плодородной земли2). Море3). Сухой климат, отсутствие крупных рек 1). Переселение греков (колонизация)2). Мореплавание (торговля, судостроение), новый тип личности3). Новые занятия (садоводство и скотоводство)
3.5.2. Российская цивилизация
вызов ответ
1). Континентальный характер
цивилизации (отсутствие
4. Развитие цивилизаций.
Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание.
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие: правящее меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат.
Главное понятие, служащее Арнольду
Тойнби для организации всего
конкретно-исторического
Анализируя цивилизации, Тойнби использует концепцию "вызова и ответа". По его мнению цивилизация возникает как удачный "ответ" на внешние "вызовы", как реакция на неповторимую историческую ситуацию.
Суть концепции в том, что вызов выводит систему из равновесного и пассивного состояния. Ответом на вызов должен быть либо рост - “переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры” состояние, либо смерть.
34.Монотеизм – политеизм. Историософия - Хомяков А.С.
Политеи́зм — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Политеизм противостоит монотеизму
– вере в единого Бога и атеизму,
отрицающему существование Бога
или богов. Происхождение и связь
политеизма с монотеизмом является
предметом дискуссий среди
Исходный пункт историософии А. С. Хомякова - положение о «нестройном», «неорганическом» характере русского общества. «Прежде, как и теперь, было постоянное несогласие между законом и жизнию, между учреждениями писанными и живыми нравами народными» (1) Анализ истоков противоречивости и «постоянного несогласия», «расстроенности» русского общества и общественного развития России приводит к необходимости анализа особенностей становления русской государственности, в которой Хомяков выделяет три этапа.
Первый этап становления
русской государственности
Формируются как бы две стороны государства - внешняя и внутренняя -, каждая из которых выполняет вполне определенный набор функций.
Второй этап становления
русской государственности
Создание княжества
постепенное ограничение суверенитета низов во всех его формах и усиление централизованной власти, стремившейся подчинить себе все стороны общественной жизни.
Третий этап становления
русской государственности