Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)

Следствием этого раскола  стало  наличие в обществе как  бы двух слоев, двух культур, сосуществующих параллельно и оказывающих определенное влияние друг на друга (11). В социально  политическом плане «верхи» отличаются деятельностью ( или имитацией таковой), энергичностью, явно выраженной европейской  ориентацией и являются источником разного рода инициатив -экономических, политических, законодательных и т.д. ( «реформы сверху»).

«Низы» в социально-политическом плане пассивны, косны, консервативны. Их энергия направлена на сохранение существующего уклада и образа жизни, традиций, обычаев , точнее говоря - на выживание при любом правительстве, при любой форме правления и любых реформах

Согласно  учению славянофилов (Хомякова), русский народ - народ  безгосударственный по природе, в обычае которого различать понятия «земля» и «государство» ( внешнее образование, призванное защищать землю ) и, соответственно, «община» («мир»), как нравственный союз людей , живущих на земле, и «государственное устройство» (механизм, лишенный всякого нравственного начала, так как в его основе лежит насилие, зло) .Принцип христианской любви может быть, согласно славянофильскому учению, реализован только в общине, которая представляет собой органическое соединение вещественного (хозяйственного, экономического) и духовного (нравственного) элементов.

Таким образом, основными  особенностями российской государственности  являются:

Российская государственность  не «вырастает органически», не завоевывается, а отдается добровольно в обмен  на гарантии защиты от внешних врагов, поскольку в традициях русского народа, по Хомякову А. С., понимать власть не как привилегию, но как обязанность.

Российская государственность  носит внешний характер по отношению  к русскому обществу, его традициям  и исторически сложившимся формам жизнедеятельности, а интересы и  потребности российского государства  не совпадают с интересами и потребностями  исторического развития русского общества.

Российская государственность  в процессе своего развития создает  параллельное общество со своим языком, культурой образом жизни , системой ценностей и идеалов, менталитетом и т.д. формируя, углубляя, доводя до антагонизма «расстроенность» и « неорганический характер»  общества в целом. Элементы, составляющие систему рос государственности приобретают с неизбежностью двойственный, противоречивый характер, т.к. они должны функционировать в разных условиях, на разных полюсах русского общества, что, в свою очередь приводит к неустойчивости и нестабильности самих элементов.

Российская государственность  не опирается на поддержку широких  масс населения, функционируя в условиях тайного или явного, активного  или пассивного их сопротивления, что  с неизбежностью обусловливает  ее недемократический, явно выраж репрессивный характер, заставляет формировать разветвленный аппарат принуждения и насилия.

В конце XVIII века картина  начинает медленно меняться: доступность  высшего образования, пусть относительная  и лишь по сравнению с Европой, приводит к тому, что более или  менее однородный состав российской интеллектуальной элиты начинает  все более размываться т.н. «разночинными» элементами, которые привносят с  собой  в систему университетского образования традиции русской просвещенности, с ее ярко выраженным нравственным элементом, сообщают просвещению этическую  направленность и видят свое жизненное  призвание уже не в служении правящей верхушке, а в служении народу .Этому процессу , безусловно способствовали Отечественная война 1812 года и роль русского народа в ней, последовавший за ней заграничный поход русской армии, движение декабристов и  другие события. Начинается раскол русской интеллектуальной элиты, внешнее выражение которого было зафиксировано в 60-х годах XIX века понятием «интеллигенция».

 

 

 

 

 

 

35.Культурные универсалии:  вера, язык, речь и письменность.

Среди многообразия человеческих культурных обычаев обнаруживаются и некоторые  общие черты. Те из них, которые присущи  всем или почти всем обществам, называются культурными универсалиями. Неизвестны культуры, в которых отсутствовал бы язык со сложной грамматикой. Во всех культурах существует определенная форма семенной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста — сексуальных отношений между близкими родственниками: отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой. Антропологи также говорят о существовании многих других (5 1стр) культурных универсалий, в том числе искусства, танца, украшений, игр, обычаев дарить подарки, шуток и правил гигиены

Язык. Никто не будет оспаривать, что язык является одним из самых характерных атрибутов, присущих каждой человеческой культуре (хотя в мире говорят на тысячах различных языков). Животные могут общаться друг с другом, но ни один вид животных не обладает развитым языком. Некоторые высшие приматы могут овладеть элементарными речевым навыкам, но только на очень примитивном уровне. Одного из самых знаменитых в социологии шимпанзе, по имени Уошу, при помощи американской знаковой азбуки для глухих обучили языку; его словарь включал около ста сло. Уошу могла составить несколько примитивных предложений, например: “Иди крепко обними прости прости”, — что означало желание извиниться после того, как она, по ее понятиям, сделала что-то не так.

Эксперименты с Уошу были гораздо успешнее, чем с другими шимпанзе, отсюда ее слава в социологической литературе. Но Уошу неспособна была овладеть ни одним грамматическим правилом и не могла научить других шимпанзе тому, что знала сама. Даже после нескольких лет занятий ее лингвистические способности были гораздо ниже, чем у двухлетнего ребенка. Каждый взрослый носитель языка располагает словарем в несколько тысяч слов и может комбинировать их по таким сложным правилам, что изучению этих правил лингвисты могут посвящать всю свою карьеру

Речь и письменность. В любом обществе движущей силой языка является речь. Разумеется, существуют и другие способы языкового выражения. Самый известный из них — письменность, изобретение которой означает громадный шаг в развитии человеческой истории. Сначала письмо существовало в виде таблиц. На дереве, глине, камне делались записи о важных событиях, предметах или людях. Например, пометка или картинка могли означать принадлежность поля какой-либо семье или целой группе семей

Вначале письмо было средством хранения информации и в качестве такового служило административным целям  древних государств и цивилизаций (мы рассмотрим это более подробно несколько позднее). Общество, владеющее  письменностью, способно “локализовать  себя” во времени и пространстве. В документах хранится информация о  прошлом, с их помощью можно получать сведения о событиях сегодняшнего дня.

Письмо — не просто перенос речи на бумагу или другой материал. Это  явление интересно само по себе. Письменные документы или тексты обладают свойствами, в некотором роде совершенно отличными от устной речи. Воздействие речи всегда по определению ограничено тем конкретным контекстом, в котором были произнесены слова. Идеи и опыт можно передавать из поколения в поколение и без помощи письма, но только при условии, что они регулярно повторяются и передаются с помощью устного слова. С другой стороны, тексты могут выдержать тысячелетия, и с их помощью люди прошлых эпох могут некоторым образом обратиться прямо к нам. Именно поэтому работа с документами так важна для историков. Изучая тексты, оставленные прошлыми поколениями, историки могут реконструировать их жизнь. Библейские тексты, например, составляют существенную часть истории Запада в течение двух последних тысячелетий. Мы до сих пор читаем и восхищаемся пьесами великих драматургов древней Греции.

Семиотика и материальная культура

Символы, выражаемые речью и письмом, являются основными способами формирования и представления значений культуры, но не являются единственными. И материальные предметы, и аспекты поведения могут служить для создания значений. Носитель значения — это любой набор элементов, используемый в коммуникации. Носителем значения являются звуки речи, а также пометки, сделанные на бумаге или других материалах при письме. Между прочим, носителями значения являются и одежда, и изображения (или визуальные сигналы), то, как люди едят, архитектурные формы и многие другие черты материальной культуры. Стиль одежды, например, помогает определить пол человека. В нашей культуре до недавнего времени все женщины носили юбки, а все мужчины — брюки. В некоторых культурах все наоборот: женщины носят брюки, а мужчины — юбки.

Анализ семиотических  систем — невербальных культурных значений — открывает захватывающие перспективы для социологии и антропологии. Семиотический анализ может быть очень полезен при сравнении различных культур. Постигая символику культурных значений, мы можем сравнивать способы организации различных культур. Например, городские здания — это не только место, где люди живут и работают. Часто они имеют символический характер. В традиционном городе главный собор или церковь обычно располагались на возвышенности или на центральной площади, что символизировало господствующее значение религии в жизни людей.

Безусловно, материальная культура не только символична, она жизненно важна  для удовлетворения физических потребностей. В этом случае она выступает в  виде орудий или технологий, используемых для добычи пищи, изготовления оружия, строительства жилищ и так  далее. Различия в материальной культуре обуславливают основные способы  классификации человеческих обществ, поскольку то, как люди (53стр) организуют удовлетворение своих основных потребностей, определяет большинство аспектов их культуры. Обратимся теперь к сравнению  различных форм общества.

 

 

 

 

 

 

36.Социальная и культурная  динамика по П.Сорокину.

В фундаментальном четырёхтомном  труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт  свою циклическую концепцию истории  человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы -- познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:

  • Пространственное или механическое соседство -- конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства;
  • Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата;
  • Каузальная, или функциональная интеграция -- когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них;
  • Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) -- когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу

На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает  социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней -- это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

В своём историческом изменении  социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы -- определённый способ осмысления реальности.

Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер -- за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной -- снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д. В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: «Чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII -- VI веков до нашей эры, а она в свою очередь -- идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. (Имеется в виду идеациональная истина -- В.П.). В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей (П.А Сорокин связывал это с эпохой возрождения -- В.П.), но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время». Циклические изменения фаз он обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи.

П.А. Сорокин считал эпоху, в которую  жил он сам, периодом окончания трёхвековой  чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин  в какой-то степени перекликается  с А.Тойнби, провозглашавшим наступление  эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы.

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"