Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)

 

23.Сравнение социальной  парадигмы христианства и ислама.

Современные парадигмы социологии.

Парадигма - специфическая структура, включающая различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования.

 Сопротивление ислама  христианству – это, на сегодняшний  день, сопротивление традиционализма  модернизации. Традиционализм –  это в самом деле прошлое, но это омертвленное прошлое, не позволяющее развития и не подлежащее рефлексии.

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традиции почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем христианство привносит в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Логос, Святой Дух) единых в одной божественной природе.

 Основные черты христианской  религии

    * 1) спиритуалистическое  единобожие, углублённое учением  о троичности Лиц в едином  существе Божества. Это учение  дало и даёт повод к глубочайшим  философским и религиозным спекуляциям,  обнаруживая глубину своего содержания  в течение веков всё с новых  и новых сторон (см. Троица);

    * 2) понятие о  Боге как абсолютно совершённом  Духе, не только абсолютном Разуме  и Всемогуществе, но и абсолютной  Благости и Любви (Бог есть  любовь);

    * 3) учение об  абсолютной ценности человеческой  личности как бессмертного, духовного  существа, созданного Богом по  Своему образу и подобию, и  учение о равенстве всех людей  в их отношениях к Богу: все  равно возлюблены Им, как дети  Отцом Небесным, все предназначены  к вечному блаженному бытию  в соединении с Богом, всем  подаются средства к достижению  этого предназначения — свободная  воля и божественная благодать;

    * 4) учение об  идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном,  всестороннем, духовном усовершенствовании (будьте совершенны, как совершенен  Отец ваш Небесный);

    * 5) учение о  полном господстве духовного  начала над материей: Бог —  безусловный Владыка материи,  как её Творец: человеку Им  вручено господство над материальным  миром, чтобы через материальное  тело и в материальном мире  осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

    * 6) одинаково далеко  как от материализма метафизического  и морального, так и от ненавистничества  по отношению к материи и  материальному миру как таковым.  Зло не в материи и не  от материи, а от извращённой  свободной воли духовных существ  (ангелов и человека), от которых  оно перешло на материю («проклята  земля в делах твоих», — говорит  Бог Адаму; при творении же  всё было «добро зело»). Этот  трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в

    * 7) учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и

    * 8) во втором кардинальном догмате христианства — в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они — только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

 

Священная книга ислама — Коран пользуется среди значительной части мусульман непререкаемым и абсолютным авторитетом. Широко распространена (но не является среди мусульман общепринятой) точка зрения, что Коран не является сотворенным (махлук مخلوق), то есть он существовал вечно вне материального мира, как неотъемлемый атрибут бога.

 

В Исламе боговдохновенными  также признаются Таурат Мусы (Тора Моисея), Забур Дауда (Псалтирь Давида) и Инджиль Исы (Евангелие Иисуса). Мусульмане считают, что эти Писания были искажены в ходе истории и утратили свою силу с ниспосланием Корана. Таким образом, для мусульман евреи и христиане считаются не язычниками, а людьми Писания.

Иман, или вера, включает:

    * Веру в Единого  Бога (таухид, или монотеизм);

    * Веру в Ангелов;

    * Веру в Книги  (Святые Писания);

    * Веру в Пророков  и Посланников;

    * Веру в Судный  день;

    * Веру в Предопределение  (кадар).

    * Столпы ислама

В Исламе есть одна важная особенность, выделяющая его среди остальных  религий — во времена Аббасидов окончательно сформировался богословский консенсус по вопросу, что Спасение в день Страшного суда (Яум ад-дин) не зависит от веры человека, но только от его поступков. То есть спастись может и добродетельный немусульманин, в то время как в христианстве например, души, не прошедшие таинство крещения, обречены вплоть до того, что спасения не получают младенцы, умершие до крещения!

 

                                                   24 нет

 

 

 

 

 

25.Глобализация и геополитические  процессы современности. 

Важнейшей характеристикой  процесса глобализации общества в долгосрочном плане является движение к международной интеграции, т.е. к объединению человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм. Ведь интеграция – это соединение различных элементов в единое целое. Поэтому и глобализация общества предполагает его переход не только к глобальному рынку и международному разделению труда, но также и к общим правовым нормам, к единым стандартам в области правосудия и государственного управления.

Ожидается, что в результате этого процесса население нашей  планеты придет, в конеч  итоге, к осознанию себя как целостного организма и единого политсообщества. 

Таким образом, процесс глобализации человеческого общества можно рассматривать  как вполне закономерный этап его  эволюции. И результатом этого  этапа должен стать переход общества на новую, более высокую ступень  развития.

В то же время в процессе глобализации общества уже сегодня  можно наблюдать ряд деструктивных  факторов, которые деформируют и  даже вовсе разрушают отдельные  структурные компоненты общества и, следовательно, должны будут привести его к частичной деградации. В  последние годы эти факторы все  более заметно проявляют себя в сфере культуры [2]. Поэтому их анализ, а также прогнозирование  возможных последствий представляются весьма актуальными как для науки, так и для практической деятельности.

 Основные факторы  глобализации.

1.Технологические факторы, связанные с бурным развитием новых технологий и переходом развитых стран мира к новому технологическому укладу общественного производства. Высокая эффективность новых технологий, которые позволяют не только производить высококачественную продукцию, но также и сокращать при этом затраты природных ресурсов, энергии и социального времени, делают эти технологии все более важной и привлекательной частью мирового рынка товаров и услуг [3]. Поэтому их распространение в глобальном масштабе и является одной из ведущих тенденций развития современной цивилизации. Прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие десятилетия эта тенденция будет только усиливаться.

Экономические факторы, связанные с развитием транснациональных промышленных корпораций (ТНК) и все более широким распространением международного разделения труда. Уже сегодня основная доля высокотехнологичной продукции производится именно в рамках ТНК, которые владеют значительной частью производственных фондов и создают более половины всего валового продукта в мире. 

Развитие ТНК влечет за собой глобализацию производственных связей, методов организации труда  и сбыта готовой продукции, формирование унифицированной производственной культуры общества и соответствующей  этой культуре этики и нормативов поведения людей, а также теории и практики управления трудовыми  коллективами.

Информационные  факторы, связанные с развитием глобальных сетей радио и телевидения, телефонной и факсимильной связи, компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей и новых информационных технологий. Бурное и все еще нарастающее развитие средств информатики и их все более широкое проникновение во все сферы жизнедеятельности общества превратили его информатизацию в глобальный социотехнологический процесс, который в ближайшие десятилетия будет, безусловно, оставаться доминантой научно-технического, экономического и социального развития общества.

Революционная трансформация  информационной сферы общества сегодня  активно формирует не только новый, информационный образ жизни сотен  миллионов людей на нашей планете, но также и новые представления  о качестве жизни, которые во многом связываются с уровнем потребления  информации и информационных услуг. Буквально на наших глазах стремительно возрастают коммуникационные возможности  человека.    Мобильная телефонная связь, электронная почта, глобальная информационно-коммуникационная сеть Интернет, спутниковое телевидение  – все эти новшества быстро осваиваются культурой современного общества и, в свою очередь, трансформируют эту культуру, привнося в нее не только новые информационные средства и возможности, но также и новые  этические и правовые нормы, формируют  новые ценности.  Сегодня есть веские основания утверждать, что  в ближайшие десятилетия на нашей  планете будет сформирован принципиально  новый тип цивилизации – информационная цивилизация [4].

Геополитические факторы глобализации общества связаны, главным образом, с осознанием необходимости консолидации мирового сообщества перед лицом общих угроз, противостоять которым достаточно эффективно можно лишь объединенными усилиями. Осознание такой необходимости началось еще в середине 20-го века, когда была создана Организация Объединенных Наций – первый достаточно влиятельный международный орган, предназначенный для предотвращения военных конфликтов политическими методами.

Сегодня помимо опасности  таких конфликтов, появилась новая  глобальная  угроза для стабильности мирового сообщества – международный терроризм. Для эффективного противодействия этой угрозе также необходимо будет выработать общие для всех стран юридические нормы и правила обеспечения международной безопасности. Однако, все-таки самым мощным фактором дальнейшей глобализации общества в ближайшие десятилетия может стать осознание необходимости объединения усилий мирового сообщества для борьбы с глобальными угрозами экологического характера. Здесь на первый план выдвигаются такие проблемы, как беспрецедентное наступление пустынь на африканском и азиатском континентах, загрязнение воды, почвы и воздуха промышленными отходами, уничтожение флоры и фауны нашей планеты в результате хозяйственной деятельности человека, засорение околоземного космического пространства и т.п.

На основании вышеизложенного  можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что сегодня в  мире действует целый ряд достаточно мощных и объективных факторов, которые  и являются основными причинами  развития процесса глобализации общества и содействуют его все большему распространению на многие страны мирового сообщества. Анализ внутренней природы  этих факторов и тенденций их дальнейшего  развития показывает, что в ближайшие  годы действие этих факторов будет  только усиливаться. Поэтому и процесс  глобализации общества, который они  обуславливают, естественным образом  будет также нарастать.

 

 

26.Нравственные нормативно-оценочные  категории.

Добро и зло, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. В интерпретации природы Д. и з. в истории этики, начиная с древности, сталкивались материалистические и идеалистические тенденции. Первая связывала эти понятия с человеческими потребностями и интересами, с законами природы или фактическими желаниями и устремлениями людей (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их совместной жизни. Вторая же выводила понятия Д. и з. из божественного веления или разума (и отклонений от них), из некоторых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между Д. и з. придавался метафизически-онтологический смысл борьбы двух извечных начал в мире, или же сводила содержание данных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. Лишь марксистская философия и этика поставили анализ этих понятий на подлинно научную, социально-историческую почву, связав Д. и з. с конкретными противоречиями общественной действительности и их специфическим отражением в моральном сознании определённых эпох, общественных систем, классов. Этим и обусловлены различия в понимании конкретного содержания Д. и з. в истории. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому», — писал Ф. Энгельс Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось и некоторое предельно общее содержание: они всегда выражали в форме нравственных оценок и предписаний практические задачи социальных субъектов в современности или на отдалённое будущее..

27нет

 

 

 

 

 

 

 

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"