Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Микросоциология ― рассматривает процессы, когда сталкиваются «лицом к лицу», т.е. изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. Например, группа — это люди объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство — это также группа, рассматриваемая на социальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с другим государством. Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и тд.

 

Вопрос 4 Структура социологического знания.

Соц. знание неоднородно и многомерно, что обусловлено различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и их процессов. Исследование на уровне общества в целом, на уровне соц. общностей или отдельных сфер и на уровне личности. Выделяют следующие части соц. Знания: 1.Общая социология как макросоциальные исследования, направленные на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого. 2.Частная (специальная и отраслевая) ― соц-гия среднего уровня. Здесь исследуются соц-кие явления, протекающие в отдельных структурных частях соц. системы (групп, города, политики). 3.Микросоциология ― изучает соц. явления сквозь призму действия и взимодействия отдельных людей, их поведения. В зависимости от уровня соц-гии выделяют эмперическое и теоретическое соц-ое знание, кот. тесно взаимосвязаны. Иной аспект отражает различие фундаментальной и прикладной соц-гии, каждая из которых может быть и на теоретическом и на эмперическом уровне, но они не тождественны, т.е. фундамент. теория не тождественна теоретической, а эмпирическая не тождественна прикладной. Структура соц-го знания строится по разным основам: по объекту, по уровню абстракции, по значимости объекта.

Выделяют основные функции соц: теоретико-познавательная, практически-политическая, идейно-воспитательная, критическая, гуманистическая, прогностическая, управленческая.

 

Вопро5 Функции социологии. 

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функции социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. С. накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину структур и процессов современного общества

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентированны на решение практических проблем. В этом плане па первое место выступает прикладная функция социологии.  Она связана с совершенствованием управленческих отношений, т.к. помогает вырабатывать рекомендации для научного управления процессами функционирования. Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем, В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане

социология способна; 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология выполняет идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии (разработка целей соц. Развития, соц.идеалов, программ развития общества: научно-технического, соц.-экономического и соц.-культурного).

 

Вопрос6  Нравственный абсолют и духовно-нравственная модель мира

Справедливость приложима также к социальным институтам - это ее организационное закрепление, структурная материализация. И совершенно прав поэтому американский социальный философ Джон Ролс, когда пишет, что "справедливость так же необходима для социальных институтов, как истина - для научной системы". Какими бы эффективными ни считались социальные институты, если обнаружена несправедливость, их следует заменить. Справедливость - один из тех социально-нравственных абсолютов, без которых жизнь человеческая именно как человеческая была бы невозможна. Человек остается человеком, развивается как человек лишь до тех пор, пока он тянется к тому, что выше, светлее и совершеннее его эмпирического существования, иначе он теряет смысловую нить бытия, начинает "киснуть", деградируя к той животной рефлексологии, от которой с таким трудом когда-то оторвался. Человек тянется к абсолютам и потому растет - как цветок, вытягивающийся навстречу благодатным лучам солнца.

Фрейд, конечно, прав: культура обязана своим существованием всевозможным табу, социально-нормативным запретам. Но, видимо, не только им. Скорее всего, культура обязана табу своим началом. Во всяком случае, можно с определенностью утверждать, что культуросозидающая сила табу наиболее ярко проявилась на заре человеческой цивилизации. С помощью табу человек вырывался из животного состояния, царства зоологического индивидуализма, биологического эгоизма. В дальнейшем табу были дополнены, а в чем-то и существенно скорректированы социально-нравственными абсолютами - формированиями не запрещающего, а как раз наоборот - разрешающего, императивно "приглашающего" порядка. Впрочем, разрешающая сторона есть и у табу (запрет браков между близкими родственниками есть одновременно разрешение на браки между не-родственниками), но запрет в нем все же на первом месте. Не лишены "запретительной" силы и социально-нравственные абсолюты, но доминирует в них все же разрешение, требование свершения позитивного, а не воздержания от негативного. Подобно табу, социально-нравственные абсолюты являются продуктом бессознательного творчества людей, но в их действии, функционировании и развитии, просматривается существенная разница. Табу навязываются индивиду общественным мнением коллектива, жесткой и однозначной силой традиции. "Навязанность" не противостоит и не противоречит здесь эффективности. Иное дело социально-нравственные абсолюты. Их навязывать нельзя - они требуют личностного принятия, свободного, внутренне мотивированного одобрения. В противном случае они просто не работают или работают не должным образом. Добро, скажем, может идти только изнутри, из мотива, а не из самого по себе действия - его, добра, внешней оболочки.

Долженствование - самая глубокая сущностная определенность рассматриваемых абсолютов. Открытость долгу, долженствованию - неотъемлемая характеристика человеческого существования. Все истинно сущее в истории когда-то было должным, выступало в форме долга. Этот переход - должного в сущее - составляет важнейший элемент социально-исторической динамики нашей жизни. Сфера должного - богатейший, неисчерпаемый резервуар человечности. Здесь уместно вспомнить Энгельса, его суждение относительно того, что нормальным существованием или состоянием для человека "является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим".

Справедливость помогает конкретизировать нравственно-гуманистический идеал общества - стратегическую установку на человека, его свободно-творческое развитие. Она затрагивает, что называется, сущностной стержень данного идеала - его диалектику целей и средств. Реализация нравственно-гуманистического идеала, определенно асимптотическая по своему характеру, чаще всего страдает от деформаций названной диалектики, среди которых наиболее серьезной является разрыв необходимых связей между поставленной целью (идеал как цель) и используемыми средствами. Разрыв этот тем более огорчителен, что реализованная (реализуемая) цель есть всегда функция использованных (используемых) средств. Справедливость помогает как раз выдерживать ориентир, целевое направление, не позволяет, как говорится, сбиться с пути в процессе реализации нравственно-гуманистического идеала общества. Она обеспечивает целевую профилизацию применяемых при этом средств.

 

Вопрос7 Особенности развития социологии в России.(Этапы развития отечественной социологии.)

Институтолизация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г.                                 " О социалистической академии общественных наук ", где специальным пунктом было записано "... одной  из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований  в Петроградском и Ярославском  Университетах". В 1919 г. был учрежден  Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете  был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

              В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли                        (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксисткой социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода  в свет краткого курс а " История ВКПб " И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово" социология " оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.

              Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

              Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой философской гносеологией, выводились за пределы соц знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на " позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет "застоя" носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т народа, нарастании  нац. тенденций и т. д.

              Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

             

Вопрос 9 Жизнь и творческий путь П.Сорокина

Социологическое наследство Питирима Сорокина. Родился 21 января 1889 года в селе Турье Яренского уезда Вологодской губернии в семье ремесленника. Становление взглядов Сорокина происходило под сильным влиянием правовой науки конца 19 – начала 20 веков, своим развитием подготовившей переход к ряду соц.концепций современности. Наследие Сорокина огромно (около 50 книг, много статей, заметок, эссе). Его книги были переведены на многие языки мира, но не на русский. Лишь последние 2-3 года, наконец, порвали эту цепь изоляции. Труды Сорокина: «Социальная мобильность» (1927), «Современная соц. теория» (1928), «Основания городской и сельской соц.» (1930) «Социальная и культурная динамика», «Кризис нашего времени» (1941), «Человек и общество в бедствии» (1942), «СОС: значение нашего кризиса» (1951), «Социальная философия и век кризиса» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959). Сорокин обращает внимание на практическую задачу социологии. Делит группы на простые (в основе которых заложен односторонний фактор их формирования, т.е. совокупность индивидов, объединенных в единое целое одним признаком – язык, территория, напр. семейно-родственные, государственные, расовые, языковые, профессиональные, имущественные, религиозные, объемно-правовые привилегированно-обделенные, партийные, великих людей) и сложные (многосторонний фактор – когда имеет место сочетание двух или более признаков: напр. национальность и класс). Сорокин писал, что социология как наука изучает общие, повторяющиеся статистические и динамические особенности трех взаимосвязанных сфер: 1) духовная культура, 2) материальная культура, 3) поведенческая культура. Он выводит пять ключевых понятий социологии: общество (институты, группы, статусы, роли), личность, культура (типы культурных суперсистем, система ценностей), статика и динамика. Сорокин говорил – соц.мобильность – любой переход индивида или соц.объекта от одной соц.позиции к другой.

 

Вопрос 11. Системный подход. Общество,как социальная система

Особенности системного подхода в рассмотрении общества.

Изучая сложные соц. явления, используются различ. подходы и опираются на общенаучные принципы изучения: дополнения и историзма. Исходя из этого рассматривается системно-социальный анализ общ-ва, опред-ся его сущность через раскрытие качественной основы (через специфич. и всеобщие системные качества (целостность, организованность, функциональность). Специфичность ― самоограниченность, динамичность развития, воспроизводство (репродуктивность). В соврем. лит-ре неск. точек зрения рассмотрения общ-ва как системы.

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"