Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:57, шпаргалка
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.
Таблица 1.1. Пример бланка кодировки контент-анализа
Заполнив подобный бланк, информацию можно перевести в числовые данные, удобные для последующей статистической (компьютерной) обработки, что обеспечивает выявление линейного частотного распределения каждого признака и взаимосвязи между различными признаками.
Хрестоматийным
примером контент-анализа, основанного
на частотном распределении, является
исследование Г. Лacсуэлла и Н. Лейтеса,
проведенное на материалах газеты «Истинный
американец» в 1940-х гг. (табл. 1.2). Результаты
анализа позволили выявить
Таблица 1.2. Число суждений в газете «Истинный американец»
Суждения |
Подтверждение |
Опровержение |
Госаппарат США пропитан коррупцией |
301 |
34 |
Внешняя политика США антихристианская |
41 |
0 |
Президент Рузвельт — нежелательное лицо |
150 |
17 |
Германия справедлива и |
56 |
2 |
Политика Японии морально оправдана |
22 |
6 |
Япония могущественна |
30 |
2 |
Германия могущественна |
41 |
2 |
США слабы |
345 |
41 |
США находятся под контролем |
55 |
0 |
США находятся под контролем евреев |
99 |
0 |
В
администрации США много |
45 |
0 |
Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования.
В качестве
примера подобного анализа
Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один изуспокаивающих факторов для населения.
На основании
анализа прессы автор делает ряд
рекомендаций относительно того, как
снизить напряженность в
Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д.
Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.
18. Исследование аудиторий: количественные и качественные методы, достоинства и недостатки.
Все методы сбора
информации в социологических
Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.
Обработка информации
в таких исследованиях
Качественные
исследования предназначено для
получения с помощью
«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения» [10, с.5]
Оновные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1., которая составлена с учетом аналогичных таблиц К.Пламера и В.В. Семеновой, но отличается от них[8, с. 204-205].
Таблица1
Сопоставление количественных и качественных
методов социологических
№ п/п |
Основания сравнения |
Количественные методы |
Качественные методы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. . |
Цель применения |
Макросоциологическое исследование |
Микросоциологическое исследование |
2. |
Цель применения |
Дать объяснение причин изучаемого явления |
Понять изучаемое явление |
3. |
Исследовательские задачи |
a. Измерить параметры явления; b. Установить взаимосвязи между отдельными параметрами; |
a. Выявить обую картину явления; b. Концептуализировать явление, интерпретировать его |
4. |
Позиция исследователя |
«сторонний» наблюдатель |
«сочувствующий» участник |
5. |
В центре внимания исследователей |
a. Социальные структуры и институты; b. Объективные факторы; c. Общие социальные процессы |
a. Человек; b. Субъективные факторы; c. Особенные, частные процессы |
6. |
Исследовательские гипотезы формулируются |
До начала сбора данных |
По мере овладения данными |
7. |
Исследовательские инструменты |
a. Разрабатываются до полевого этапа; b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей |
a. Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе; b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт |
8. |
Исследовательские процедуры |
Стандартизованы; предполагается их дублирование |
Менее стандартизованы; дублируются редко |
9. |
Единицы анализа |
Факты, события, высказывания, акты поведения |
Субъективные значения фактов для индивида |
10. |
Логика анализа |
Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий |
Индуктивная: от фактов к концепциям |
11. |
Основные способы анализа |
a. Классификация путем отождествления случаев; b. Статистическими способами; c. Систематизация |
a. Описание случаев без их отождествления; b. Путем обобщения выявленных оценок; c. вообржение |
12. |
Данные исследования представляются в виде: |
Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п |
Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п. |
13. |
Валидность (надежность) достигается достоверным |
Повторением установленных связей |
Описанием случаев и выявленных мнений |
14. |
Стиль исследования |
Жесткий, холодный |
Мягкий, теплый |
Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).
Тем не менее,
необходимо помнить, что количественные
и качественные методы имеют свои
специфические
19. Электронные способы измерения аудитории, проблема рейтинга аудитории
Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные Данные методы разработаны лишь для электронных СМК - телевидения, радио, Интернет и др. Измерения такого рода ведутся непрерывно. Данная группа методов делится на 2 категории: измерение количества включенных приборов и измерение количества потребителей. Существуют разные технические способы регистрации включения теле- и радиоприемников, компьютеров, заходов на сайты, связанные с техническими методами доставки сигнала к потребителям. Напр., телеканалы могут приниматься через эфирную трансляцию, через спутниковую связь, через кабельные сети, через Интернет. Уже в нач. 1930-х гг. Р. Элдер и Л. Вудрафф (США) разработали метод регистрации включения стационарных радиоприемников во временной развертке с фиксацией частоты настройки. Специальный прибор, названный «аудиметр», записывал на бумажную ленту кривую включения приемника. В 1940-е гг. аналогичный принцип был применен А. Нильсеном для регистрации телесмотрения. Прибор получил название «сет-метр». Измерение аудитории Интернета также осуществляется с помощью автоматизированных систем, однако здесь происходит тотальный замер всей генеральной совокупности пользователей. Специальные счетчики фиксируют число повторяющихся и не повторяющихся заходов на отдельные элементы сайта через идентификацию IP-адресов, с к-рых осуществлялся заход. Типичным заблуждением является интерпретация отдельных заходов с одного IP-адреса как заходов одного и того же пользователя. На самом деле нередки случаи, когда с одного IP-адреса на сайт заходят многочисл. сотрудники целой организации, за к-рой закреплен данный IP-адрес. При появлении цифровых приемников был разработан метод RPD (Return Path Data), позволяющий фиксировать число настроенных на опр. теле- или радиостанцию цифровых приемников/декодеров. Здесь также меряется не выборочная, а генеральная совокупность настроенных приборов, а не потребителей. Попытка решить проблему подсчета количества человек, обращающихся к СМИ, а не количества включений привела к разработке второй ветви автоматизированных систем измерения электронных СМК. Данный тип приборов нередко обобщенно называют «пиплметр» (people meter). Первые пиплметры появились в конце 1970-х гг. в Великобритании и США благодаря изобретению пультов дистанционного управления и использовались для измерения аудитории телевидения. Прибор, во-первых, фиксировал факт включения телевизора и канал, на к-рый был настроен телеприемник. Во-вторых, для каждого телевизора предоставлялся специальный пульт дистанционного управления, на к-ром имелись т. наз. «кнопки идентификации» - за каждым членом семьи, участвовавшем в исследовании, закреплялась опр. кнопка. Кроме того, предусматривались «гостевые кнопки» на случай, если в дом придут гости. Участники исследования брали на себя обязательства нажимать кнопки идентификации всякий раз, когда начинали смотреть телевизор и когда заканчивали просмотр (даже если остальные члены семьи продолжали смотреть). Метод позволил анализировать не только общее количество людей, но и социально-демографическую структуру аудитории. Эти системы получили наибольшее распространение во всем мире на уровне национ. систем измерения. В России такая система существует с сентября 1996 г. и предоставляет данные непрерывно за каждую минуту телесмотрения. Оператор TNS Gallup Media. С конца 1980-х гг. начались эксперименты с пиплметрами, предназначенными для измерения аудитории радио. К 2008 г. в мире имеется неск. разработок, среди к-рых наиболее известны две: система «Радиоконтроль» (Radiocontrol), разработанная в Швейцарии и внедренная там же в 2000-м; вторая - система «Арбитрон» (Arbitron), разработанная в США фирмой «Арбитрон», получившая распространение в ряде стран Европы и Северной Америки (Бельгия, Дания, Канада, Норвегия, и др.). В системе «Радиоконтроль» прибор изготовлен в виде часов. В нем имеется микрофон, непрерывно записывающий все звуки вокруг участника панели. Параллельно исследовательский центр, проводящий измерения, записывает весь эфир измеряемых радиостанций. Далее идет процедура сопоставления электронного сигнала, записанного с эфира, с электронным сигналом, записанным на микрофон в часах. При совпадении этих сигналов считается, что данный человек слушал данную радиостанцию в данном интервале времени. Эта система позволяет также фиксировать и телепросмотры по аудиокомпоненте телевизионного сигнала. Система «Арбитрон» предполагает специальное кодирование аудиосигнала, транслируемого станцией. Сигнал лежит выше частотного порога слухового восприятия человека, но фиксируется прибором, к-рый выдается участникам исследования. Каждая станция имеет свой код, по к-рому и осуществляется идентификация станции. Система «Арбитрон» также позволяет измерять как аудиторию радио, так и аудиторию телевидения. Подобные измерения проводят и в Интернет. Сочетание измерений с помощью счетчиков и специального программного обеспечения позволяет, во-первых, определять аудиторию в заданных географических границах (при простом использовании счетчиков не всегда удается корректно определить географическое распределение посещений), а во-вторых, определить социально-демографическую структуру аудитории сайтов.
проблема рейтинга аудитории
20. Коммуникация как передача знания.
Что такое знание? Словари и энциклопедии вряд ли помогут ответить на этот вопрос; они предлагают либо логически нестрогие1, либо односторонние определения, ориентированные на какую-то конкретную теоретико-познавательную позицию2, либо — если это философские словари и энциклопедии, — слишком детальные тяжеловесные описания со ссылками на труды разных философов, включающие множество уточнений и оговорок.
1 «Знаше — состояние, принадлежность знающего что-либо» (Даль В.И,Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1976. С. 688). Ясно,что у знающего что-либо может быть множество других состояний наряду с состоянием знания, например у него может болеть голова и т.п.
2 В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение знания: «Проверенный практикой результат познания действительности, верное ееотражение в мышлении человека» (М., 1979. С. 456). Нельзя согласиться с подобным определением: знание не обязательно должно быть верным — оно может быть и ошибочным, и не всегда проверяется практикой, а может приниматься на веру.
16
Для наших целей знание надо рассматривать максимально широко: не только истинное (верное) и не только научное, но и всякого рода мнения и представления, услышанное и увиденное, прочтенное и вспоминаемое, догадки и фантазии — все это также должно быть отнесено к знанию; сюда же, разумеется, следует включить и результаты научных исследований, основанных на продуманной стратегии и отработанной методологии, как и сами применяемые стратегии и методологии. Иными словами, понятие знания в широком смысле состоит из самых разных элементов: это и самые общие знания, разделяемые всеми членами общества или всем человечеством, и специализированные знания, являющиеся принадлежностью определенных социальных, профессиональных или демографических групп, а также субкультурные и даже эзотерические знания, предсталяющие собой строго оберегаемое достояние узких сообществ.
Знание можно рассматривать по отношению к его носителям (и здесь также не нужны ограничения): они могутбыть духовными, например человеческое сознание, или материальными и техническими — береста, бумага, глиняные плитки, граммофонные пластинки, компьютерные дискеты, CD, микрочипы и проч. Весьма разнообразны и средства переработки знаний — от человеческого мозга до суперкомпьютеров и других технических средств.
Чтобы наше представление о знании не стало в конце концов бессодержательным от его чрезмерного расширения, надо выделить то общее, что имеется во всех видах знания независимо от их содержания, носителя, степени их распространенности и обстоятельств существования.