Шпаргалка по "Социологии СМК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты социология.docx

— 195.47 Кб (Скачать файл)

В заключение можно сделать следующие  выводы, относительно современных тенденций  развития СМК.

1. Техническую основу современных  СМИ составляют цифровые и  компьютерные технологии, в результате  изменяется их социально-политическая  функциональность. Их работа осуществляется  в режиме реального времени  и по принципу «узкого вещания», то есть все более глубокой  специализации.

2. Массовое распространение Интернета  породило новые формы массовой  коммуникации, которые характеризуются  глубоко интерактивностью, открытостью,  отсутствием пространственных и  временных ограничений.

3. Наряду с традиционными СМИ  широкое распространение и популярность  получают интернет-СМИ: интернет-газеты, интернет-телевидение, интернет-радио.

 

16. Потребление информации  аудиторией: факторы и барьеры.

Аудитория как адресат коммуникации рассматривается  в рамках данного курса сквозь призмумассовой и публичной коммуникации. Как было указано ранее (тема4), наличие массовой аудитории является основой массовой коммуникации, без массовой аудитории теряется смысл данного вида коммуникации. Что же означает понятие “аудитория”?  

Аудитория – 1) помещение для чтения лекций; 2) слушатели лекции, доклада и др.; 3) группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника. В теории коммуникации рассматривается второе и третье значения, которые характеризуют получателя, адресата публичной и массовой коммуникации. 

Часто используют также понятие “массовая аудитория ” – потребители информации, распространяемой СМИ, подчеркивая особенность аудитории массовой коммуникации. 

В данном курсе рассматриваются объективные  и субъективные характеристики аудитории  как получателя информации, способы  воздействия коммуникатора на аудиторию, реакция аудитории на различные  виды и способы подачи информации и т.д. Рассмотрим эти вопросы  сначала применительно к аудитории  массовой коммуникации.

Создание  и потребление массовой информации непосредственно связано с социально-демографическими особенностями массовой аудитории. Аудитории – непосредственные потребители  информации различных СМИ -  крайне неоднородны, они различаются по таким характеристикам: пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.  Также стоит отметить, что при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). Аудитории также могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения. Все это учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации, точнее, при анализе взаимодействия СМК с аудиторией. 

Многообразие  объективных и субъективных характеристик  аудитории требует проведения ее типологизации. В основе типологизации  аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании выделяют следующие типы аудитории: условные и нецелевые; регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные.

Необходимо  отметить, что по доступу к источнику  информации и самой информации все  население делится на аудиторию  и не-аудиторию. Причем не-аудитория  бывает абсолютной (не имеют доступа  вообще к СМК) и относительной (имеют  ограниченный доступ). В настоящее  время подавляющее большинство  людей в развитых странах относятся  к реальной или потенциальной аудитории СМК.

Анализ  аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: 1) контакт  с источником (каналом) информации; 2) контакт с самой информацией (особенности различного рода информации на восприятие и усвоение); 3) прием  информации; 4) освоение информации; 5) формирование отношения к информации.

Особенности потребления и усвоения массовой информации зависят от уровня подготовленностиаудитории к восприятию информации, который выявляется на основе изучения: 1) степени владения словарем языка СМИ в целом; 2) степени понимания конкретного текста; 3) степени развития внутреннего (адекватная смысловая интерпретация текста) и внешнего (адекватное воспроизведение смысла текста в речи) оперирования информацией.

Важнейшим показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность. В настоящее время наблюдается повышение уровня информированности, что обусловлено рядом факторов социально-экономического значения информации в современном обществе.  

Исследователями отмечается, что информационно-потребительская деятельность аудиториивключает прием, усвоение, оценку и запоминание информации и проявляется в “полном” или “частичном” видах. Наблюдается также отказ от приема сообщений (незаинтересованность в статье или передаче). Иногда возникает угроза “избытка информации” по какому-то вопросу. Острой проблемой информационно-потребительской деятельности аудитории является непонимание. Обычно выделяют два типа непонимания: субъективное (нежелание аудитории или отдельных реципиентов разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины); объективное (обусловленное незнанием новых слов, особенностями личностного восприятия, общественными стереотипами, а также искажениями при передаче информации).

Современные СМИ стремятся качественно улучшить процесс информационно-потребительской  деятельности. С этой целью устанавливается  связь коммуникаторов с аудиториями  – эпистолярная (по почте), мгновенная (“горячая линия”, “горячий телефон”, интерактивный опрос по телефону или компьютерной сети), проводится анкетирование аудитории,  ведутся рейтинговые исследования и т.д.

Многочисленные  исследования массовой аудитории позволили  выявить пять основных типов реакций  аудитории на массовую информацию:

1.                      реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях: когнитивные, ценностные, утилитарные (практические), тонизирующие, коммуникативные;

2.                      явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся);

3.                      желательные – нежелательные, основные – побочные, предусмотренные – неожиданные;

4.                      характеризующие изменения в сознании и деятельности индивидов;

5.                      связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, краткосрочные и продолжительные.[50]

Существует  несколько способов воздействия  на аудиторию со стороны СМИ. Это  может бытьобучение, убеждение, внушение и т.п. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Именно она в значительной степени способствует формированию общественного мнения. А это уже рычаг, которым пользуются политические силы общества для достижения своих целей.

В целом  потребление массовой информации аудиторией представляет собой сложный социально-психологический  процесс, дифференцирующий ее в соответствии объективными и субъективными характеристиками. Именно процесс потребления информации сопряжен с тем, что сами аудитории  производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в  СМИ или органы управления), так  и “неканализированную”, циркулирующую  в слабоструктурированных сетях  межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.п.).

Барьеры ком-ции - помехи, мешающие осущ. контактов и взаим-вию м/д ком-ром и реципиентом. Препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщ-й в процессе осущ. ком-х связей. Классификация (по хар-ру действующих помех): 1. Техн.помехи (источник-сам канал ком-ции-факс, тел; могут полн-тью и частично искажать). 2. Психолог. помехи (связаны с отнош-ми м/д ком-м и рец-ом) 3. Психофизиологические (возникают из-за особ-тей чел. восприятия, способности чел. мозга к запоминанию и перераб-ке инф-ции, предвзятое отношение к инф.,). 4. Социальные (выражены в принадл-ти к разным соц. группам, разн. соц. статус, обусловлены соц. нормами, запретами. огранич-ми, «-» - принятие приукрашенной инф. снизу вверх; «+» – огрничение рук-ля от малознач-х ком-ций, кот. м/б реализованы на более низких уровнях) 5. Культурно-нац. (связаны с особен-тями межнац-х отношений, различн. традициями, ценностями).

Барьеры м. возникнуть на этапах получения, передачи, и приема инф-ции. Наиболее часто в межличн-х ком-циях возникают языковые барьеры (м. возникать как при общении на разл. языках, так и на одном - использование терминов, понятий, напр. математик и философ, т.е. имеют место стилистические б., связанные с несоответствием стилей. М/б семантические б. (причина - неправ-ное распознавание значения слов); фонетические (неразличимость звуков). Письм-ные тексты отличаются от устных, в кот. м. переспросить, уточнить, т.е. дистанция явл. препятствием, обезличивание сообщения.

 

17. Содержание информации  и методика ее анализа.

При анализе  документов источником социологической  информации выступают сообщения, которые  содержатся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, выступлениях политиков, публикациях газет, журналов, в художественных произведениях, иллюстрациях, фильмах, дневниках, летописях и  т.п. Например, в известной работе У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский  крестьянин в Европе и Америке» (1918) объектом анализа стали записки  самоубийц и письма, которые на протяжении десятилетий мать писала сыну.

Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших  событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления  жизни, события прослеживаются в  течение многих лет, можно выявить  тенденции и направленность их изменения. Так, для отечественных исследователей особую важность приобретает обширная социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и, следовательно, использовалась в крайне ограниченном объеме. Однако эта информация обеспечит возможность реалистического анализа прошлого нашего общества, более полного понимания происходивших в то время процессов и явлений, что позволит избежать подобных ошибок в будущем.

Вторичным анализом данных называют анализ документов, содержащих данные ранее проведенных исследований с важной для социолога эмпирической информацией (статистические отчеты, данные переписи, информационные банки организаций, социологические опросы). Положительной стороной этого метода является то, что социолог получает готовую систематизированную информацию и избавлен от необходимости самостоятельного исследования, отрицательной — то, что он не имеет возможности самостоятельно формулировать интересующие его вопросы.

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В социологии контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания  специфики контент-анализа важны  следующие положения:

  • можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует;
  • имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.);
  • для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;
  • статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;
  • формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение  контент-анализа должно отвечать следующим  требованиям:

  • объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;
  • систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;
  • репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;
  • правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством  слова, сочетания слов, описания; о  единицы счета, отвечающей целям  исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу  счета можно принять число  печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой  теме.

При использовании контент-анализа  составляется бланк кодировки, содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии СМК"