Статистика образования в Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:45, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе затронута тема статистики образования в Амурской области. Ввиду того, что именно сейчас делается огромный акцент на степень образованности человека, наличие высшего образования, а его роль в повышении уровня жизни и развитии человека признается во всем мире, данная тема,где ключевым понятием является статистика образования,носит актуальный характер.
Цель работы – статистическое исследование статистики образования в Амурской области.
В курсовой работе представлены теоретическая и практическая части. В теоретической части описывается сущность, система показателей и методы статистики образования. В практической части показаны состав, структура, динамика и анализ образовательной деятельности в Амурской области.

Содержание

Введение
1Статистическое изучение образования в Амурской области
1. Образование: понятие, состав, классификация и источники
информации
1.2 Система показателей статистики образования
1.3 Статистические методы статистики образования
2 Статистический анализ образования Амурской области за
2006 – 2010 годы
2.1 Статистический анализ состава и структуры образования
в Амурской области
2.2 Расчет и анализ показателей уровня и динамики образования
в Амурской области
2.3 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования (по муниципальным образованиям Амурской области).
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Вложенные файлы: 1 файл

стат образ.docx

— 646.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа содержит 50 страниц, 5 рисунков, 10 таблиц, 5 приложений, 21 источник.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДИНАМИКА ЯВЛЕНИЯ, ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ, МЕТОД АНАЛИТИЧЕСКОГО ВЫРАВНИВАНИЯ, МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,  СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ,  СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.

 

В курсовой работе затронута тема статистики образования в Амурской области. Ввиду того, что именно сейчас делается огромный акцент на степень образованности человека, наличие высшего образования, а его роль в повышении уровня жизни и развитии человека признается во всем мире,  данная тема,где ключевым понятием является статистика образования,носит актуальный характер.

Объектом исследования является образование в Амурской области.

Предмет исследования - статистические методы изучения образования в Амурской области.

Цель работы – статистическое исследование статистики образования в Амурской области.

В курсовой работе представлены теоретическая  и практическая части. В теоретической  части описывается сущность, система  показателей и методы статистики образования. В практической части показаны состав, структура, динамика и анализ образовательной деятельности в Амурской области.

При изучении данной темы были использованы: учебная и методическая литература, журнальные статьи, статистические сборники Амурской области.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

5

1Статистическое изучение образования в Амурской области

 
    1. Образование: понятие, состав, классификация и источники 

информации

7

1.2 Система показателей статистики  образования

12

1.3 Статистические методы статистики образования

16

2 Статистический анализ образования Амурской области за

2006 – 2010 годы

 

2.1 Статистический анализ состава  и структуры образования 

в Амурской области

22

2.2 Расчет и анализ показателей уровня и динамики образования

в Амурской области

26

2.3 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования (по муниципальным образованиям Амурской области).

31

Заключение

37

Библиографический список

40

Приложение А

42

Приложение Б

43

Приложение В

46

Приложение Г

49

Приложение Д

50


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса.1

Статистика образования относится к социально-экономической статистике. Еще в 1821 г. содержание социально-экономической статистики привлекало внимание ученых своей многогранностью.2 Образования является одним из главных винтиков в большом социально-экономическом механизме.

На современном этапе развития образование выдвигается на первое место средифакторов развития человечества. Роль знаний в экономическом развитии стран мира стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов.

Сегодня образование является одним из основных факторов успешного развития личности, который позволяет человеку ориентироваться в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях окружающей среды.

Система образования  представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.3

Образовательная система постепенно становится новой производительной доминантой и институциональной детерминантой. Сегодня институт образования выступает не только в качестве необходимого элемента воспроизводства человеческого капитала, но и как одного из факторов экономического роста, определяющего устойчивость внешних и внутренних конкурентных преимуществ национальных экономических систем.4

Выбранная тема «Статистика образования» получает всё большее развитее в настоящее время, поскольку именно сейчас делается огромный акцент на степень образованности человека, наличие высшего образования, поэтому данная тема является актуальной для современного общества.С помощью статистический показателей становится возможным измерить образовательный потенциал общества и решить многие проблемы, связанные с образованием.

Цель курсовой работы– статистическое исследование статистики образования в Амурской области.

Задачами по реализации цели являются

- изучение состава и структуры  статистики образования;

- определение уровня и динамики образования населения в Амурской области;

- изучение влияния факторного признака (выпуска квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования) на результативный признак (прием учащихся в учреждения начального профессионального образования).

Объектом исследования является образование в Амурской области.

Предмет исследования –статистические методы изучения образования в Амурской области.

При изучении статистики образования в Амурской области были использованы: учебная и методическая литература, журнальные статьи, статистические сборники Амурской области.

 

 

 

 

1 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

1.1 Образование: понятие,  задачи, состав, классификация и источники информации

Образование является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Образование служит не просто способом передачи знаний, оно аккумулирует в себе культурное наследие нации, способствует расширению возможностей человека, формирует его нравственные идеалы. Образование является одним из условий экономического роста, повышения материального благосостояния населения. 5

В понятие  «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание, однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.6

Сегодня под образованием обычно понимают процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям.7

Одна  из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования.

В настоящее  время можно утверждать, что образованию  принадлежит решающая роль в формировании интеллектуального потенциала общества.

Образовательный потенциал общества — накопленный  поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.8

Система образования представляет собой  совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование как  отрасль социальной сферы охватывает учреждения дошкольного воспитания (ясли, ясли-сады, детские сады), детские дома, учреждения общего и профессионального образования независимо от форм собственности и подчиненности.

Российская  система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики (рисунок 1).9

Рисунок 1 –  Система образования  в России


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система образования включает следующие  ступени:

-дошкольное  образование;

-начальное  общее образование;

-основное  общее образование;

-среднее  (полное) общее образование;

-начальное  профессиональное образование;

-среднее  профессиональное образование;

-высшее  профессиональное образование;

-послевузовское  профессиональное образование.10

Дошкольное  образование является первой ступенью системы воспитания и обучения. Оно  представляет собой сеть дошкольных учреждений различных форм собственности, которая обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей  в возрасте от двух месяцев до семи лет.11

Статистика  общего образования (IIи III ступени образовательной системы) охватывает все типы школ (начальные, основные, средние (полные), гимназии, лицеи, школы-детские сады, школы-интернаты для детей с недостатками умственного или физического развития и т.д.) с дневной формой обучения.12

Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования  и предоставляет всем гражданам  Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный  процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень  - начальное общее образование  (нормативный срок освоения – 3 - 4 года);

II ступень  - основное общее образование  (нормативный срок освоения – 5-6 лет);

III ступень  - среднее (полное) общее образование  (нормативный срок освоения - 2 - 3 года).13

Система профессионального образования (IVи V ступени) включает различные виды учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, институты повышения квалификации и переподготовки специалистов, центры дистанционного обучения безработных, представительства зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения.

Начальная профессиональная ступень образования  охватывает нормативный срок освоения – 3 года; среднее профессиональное образование предполагает курс обучения  2-3 года.

Высшее  образование включает три ступени:

- первая  ступень: неполное высшее со  сроком обучения 2 года;

- вторая  ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;

-третья  ступень - с ней дело обстоит  сложнее: к ней отнесена и  прежняя модель - "дипломированный  специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр"  со сроком подготовки 6 лет.

По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования.14

Следует отметить, что по формам собственность  образовательные учреждения разделяются на государственные, муниципальные и негосударственные.

Основным  источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека (респондента), а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное  внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность учебных заведений, представляемая раз в год.

Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом  к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований.

Информация о работе Статистика образования в Амурской области