Статистика образования в Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:45, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе затронута тема статистики образования в Амурской области. Ввиду того, что именно сейчас делается огромный акцент на степень образованности человека, наличие высшего образования, а его роль в повышении уровня жизни и развитии человека признается во всем мире, данная тема,где ключевым понятием является статистика образования,носит актуальный характер.
Цель работы – статистическое исследование статистики образования в Амурской области.
В курсовой работе представлены теоретическая и практическая части. В теоретической части описывается сущность, система показателей и методы статистики образования. В практической части показаны состав, структура, динамика и анализ образовательной деятельности в Амурской области.

Содержание

Введение
1Статистическое изучение образования в Амурской области
1. Образование: понятие, состав, классификация и источники
информации
1.2 Система показателей статистики образования
1.3 Статистические методы статистики образования
2 Статистический анализ образования Амурской области за
2006 – 2010 годы
2.1 Статистический анализ состава и структуры образования
в Амурской области
2.2 Расчет и анализ показателей уровня и динамики образования
в Амурской области
2.3 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования (по муниципальным образованиям Амурской области).
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Вложенные файлы: 1 файл

стат образ.docx

— 646.91 Кб (Скачать файл)

 

Используем  формулу (26) для нахождения теоретического корреляционного отношения. Для этого необходимо сначала вычислить ряд дисперсий: общую дисперсию (28) и факторную дисперсию (27):

;

.

Зная  все необходимые дисперсии, можно  найти теоретическое корреляционное отношение:

Теоретическое корреляционное отношение, равное 0,9969 говорит о том, что между факторным и результативным признаками, действительно существует тесная взаимосвязь.

Для полной уверенности в существовании  данной взаимосвязи вычислим индекс корреляционной связи по формуле (29):

R=0.996, это еще раз подтверждает, что между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования, а если r значит предположение, о линейной зависимости – справедливо.

Для того чтобы увидеть соотношение связи между двумя исследуемыми признаками, вычислим коэффициент эластичности с помощью формулы (31):

0,997.

Коэффициент эластичности показывает, что с увеличением  числа выпускников начального профессионального образования на 1% число поступивших учащихся увеличится на 0,997%.

Проведем  оценку адекватности регрессионной  модели и коэффициента корреляции. Для проверки адекватности регрессионной  модели используем критерий Фишера (36):

963,818

 

Так как полученное значение больше табличного (найдено с помощью приложенияД, таблицы Д1), то уравнение регрессии является адекватным.

Значимость  коэффициента регрессии осуществим с помощью t-критерия Стьюдента (формулы 32-34):

 

 

 

Полученные  значения сравним с табличным  значением t-критерия Стьюдента, который равен tтаб(0.05 6)=0,718 (найдено с помощью приложенияД, таблицы Д2). Один из параметров признается значимым, так как больше табличного значения.

Так как  модель по F-критерию Фишера адекватна, но, не все коэффициенты регрессии (t-критерий) значимы, то можно использовать данную зависимость для принятия решения, но не всегда для производства прогнозирования.

Аналогичным образом проводится оценка коэффициента корреляции с помощью формулы (35):

 16,974.

Данный    коэффициент признается значимым.

Заключительным  этапом корреляционно-регрессионного анализа является поиск ошибки аппроксимации. Используя формулу (37), на основании данных таблицы 10 (столбец 5) вычислим значение ошибки аппроксимации:

 

Погрешность составила 9,37%, т.е. значение ошибки аппроксимации не превышает 12 – 15% – она минимальна. Это значит, что факторный признак и все расчеты произведены правильно.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия и задачи статистики образования. Было выяснено, что образование – это процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям.

Основные  задачи статистики образования:

– измерение образовательного потенциала обществ;

–  изучение процессов формирования образовательного потенциала;

– дифференциация и использование образовательного потенциала.

Были  рассмотрены основные показатели: система  показателей статистики образования, аналитические показатели, средние  показатели ряда динамики, средние  величины, показатели структуры; методы статистики образования: аналитическое  выравнивание, экстраполяция, корреляционно-регрессионные  методы.

Были  также проведены статистический анализ состава и структуры системы образования Амурской области, анализ динамики численности педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях амурской области и корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между числом детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и числом мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ  состава системы образования  показал, что система образования  в Амурской области  многоуровневая, включает в себя учреждения дошкольного типа, дневные и вечерние общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, средние специальные учебные заведения и завершающая ступень образования – высшие учебные заведения.

Анализ  структуры показал, что наибольший удельный вес в 2009 году в общем объеме системы образования  Амурской области занимают дневные общеобразовательные учреждения, на их долю приходится 50,44% от общего числа образовательных учреждений, чуть меньше приходится на дошкольные образовательные учреждения – 41,21%. Промежуточное положение занимают средние специальные учебные заведения – 2,40% и учреждения начального профессионального образования, доля которых составляет 2,91%.Самую малую  долю в образовательной системе Амурской области занимают   вечерние общеобразовательные учреждения, удельный вес которых приходится на 1,64%  и высшие учебные заведения – 1,39%.

Структурные данные, полученные за период с 2008 – 2009 годы, показывают, что существенных структурных сдвигов в 2009 году по сравнению с 2008 годом не наблюдается: незначительно увеличилась доля  дошкольных образовательных учреждений на 0,99% и дневных общеобразовательных учреждений   на 0,14%, и также незначительно уменьшился удельный вес вечерних образовательных учреждений на 0,43%,  учреждений начального профессионального образования   на 0,37%, средних специальных учебных учреждений на 0,15% и высших учебных заведений на 0,19%.

Анализ  динамики педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях Амурской области показал, чточисленность педагогических работников ДОУ в течение периода с 2006 года до 2010 года  увеличивалась. В 2010 году численность педагогических работников по сравнению с 2006 годом увеличилась на 7,1%, что в абсолютном значении составило 244 человека, а по сравнению с предыдущим 2009 годом численность педагогических работников увеличилась на 1,0%, что в абсолютном значении составило 35 человек, а каждый процент абсолютного увеличения – 35.

Таким образом, численность педагогических работников в дошкольных учреждениях Амурской области имеет тенденцию к  увеличению. За период с 2006 – 2010 годы численность  педагогических работников увеличилась  на 19,6%, что в абсолютном значении составило – 678 человек.

В среднем  за год  численность педагогических работников увеличивается на 169 человек, а за период с 2006 по 2010 год в среднем ежегодно увеличивается в 1,017 разсо средним увеличения 1,7%.

С помощью  методов аналитического выравнивания и экстраполяции было установлено, что в перспективе численность педагогических работников в дошкольных учреждениях имеет тенденцию к увеличению.

Кореляционно-регрессионный анализ показал, что между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования (по муниципальным образованиям Амурской области) существует очень тесная связь. С увеличением числа выпускников начальных профессиональных учреждений увеличивается число поступивших учащихся в начальные профессиональные учреждения.

С каждым увеличением числа выпускников  начального профессионального образования на 1% число поступающих учащихся увеличится на 0,997%.

Таким образом, между двумя рассмотренными показателями наблюдается прямая линейная зависимость. Найденная в ходе корреляционно-регрессионного анализа ошибка аппроксимации, равная , не превышает 12 – 15% . Это указывает на то, что факторный признак и все расчеты произведены правильно.

Сегодня, не смотря на то, что образовательная  система Амурской области отличается многообразием видов и типов образовательных учреждений, форм получения образования, число учебных образовательных заведений и численность учащихся в них с каждым годом имеет тенденцию к снижению.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что  изучение статистики образования на современном этапе развития должна выдвигаться на одно из первых мест в социально-экономической статистике.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Амурская область в цифрах: краткий статистический сборник, / Амурстат-Б., 2011. – 370 с.
  2. Артамонов В.Н. Общая теория статистики: учеб.пособ. / В.Н. Артамонов.  – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2006. – 181 с.
  3. Артюхина Е.В. Социальная статистика: курс лекций / Е.В. Артюхина. – Пенза, 2007. – 118 с.
  4. Гусаров В.М. Статистика: учеб.пособ для вузов / В.М. Гусаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 463 с.
  5. Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики: учеб.пособ. – 4-е изд., перераб. и доп. / М.Р. Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.
  6. Ильина Т.Г., Мохов П.А. Общая теория статистики: учеб.пособ. / Т.Г. Ильина, П.А. Мохов. – Томск: ТГУ, 2010. – 36 с.
  7. Карева Л.М. Общая теория статистики: практикум для студентов экономических и технологических специальностей, всех форм обучения. – М.: МГУТУ, 2006. – 97 с.
  8. Кошевой О.С. Основы статистики: учеб.пособ. / О.С. Кошевой. – Пенза.: Пенз. гос. ун-т, 2006. – 168 с.
  9. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 771 с.
  10. Марченко  Е. М.Статистика: учеб.пособ. в 3-х частях. Часть 1 «Общая теория статистики» / Е. М. Марченко. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 89 с.
  11. Минашкин В.Г. Курс лекций по теории статистики: учеб.пособ. / В.Г. Минашкин, А.Б. Гусынин, Н.А Садовникова, Р.А. Шмойлова. – М., 2006. – 189 с.
  12. Муленга, Г. Международные сравнения конкурентоспособности сферы отечественного образования / Г. Муленга // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИХН». – 2009. – № 1. – С. 246 – 253.
  13. Образование в Амурской области: сборник / Амурстат., 2010. – 203с.
  14. Общая теория статистики: учебник  / под ред. О.Э. Башириной, А.А. Спирина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 440 с.
  15. Общая теория статистики : учебник / под ред. М. Г. Назарова. — М. Издательство «Омега-Л», 2010. – 410 с.
  16. Петраченко Н.Е. Общая теория статистики: учеб.пособ. / Н.Е. Петраченко. – Владивосток: Даль. Гос. Ун-т, 2010. – 169 с.
  17. Практикум по социальной статистике: учеб.пособие / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 368 с.
  18. Практикум по социальной статистике: учеб.пособ. / под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и Статистика. – 2006. – 448 с.
  19. Практикум по теории статистики: учеб.пособ. / под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416с.
  20. Социальная статистика: учеб.пособ. / под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и Статистика. – 2010. – 560 с.
  21. Википедия. Орг [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 11.05.2001. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Корреляция – 30.04.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица А1 – Количественные критерии оценки тесноты связи

 

Величина коэффициента

корреляции

Характер связи

До ±0,3

практически отсутствует

±0,3 – ±0,5

слабая

±0,5 – ±0,7

умеренная

±0,7 – ±1,0

сильная


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Таблица Б1 – Основные показатели образования37

 

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число дошкольных образовательных учреждений, единиц

359

344

341

335

333

326

331

326

в том числе

               

самостоятельные дошкольные образовательные учреждения

351

335

332

328

325

320

325

320

обособленные структурные подразделения (филиалы) дошкольных образовательных учреждений

-

-

-

-

-

2

2

2

подразделения (группы) дошкольного образования, организованные в общеобразовательных учреждениях

8

9

9

7

8

4

4

4

Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, человек

28044

28871

30059

30779

31384

33241

34198

34767

в % от численности детей соответствующего возраста

51,6

55,2

58

55,1

54,4

56,8

57,9

58,3

Число воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек

81

90

96

99

104

113

105

105

Число дневных общеобразовательных учреждений, единиц

499

462

460

452

437

426

414

399

в том числе:

               

государственных и муниципальных

497

460

458

449

434

423

411

396

негосударственных

2

2

2

3

3

3

3

3

Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, тыс. человек

145,9

121,4

113,5

106,6

100,3

95,8

92,7

93,0

в том числе:

               

в государственных и муниципальных

145,5

121,0

113,1

105,9

99,6

95,1

92,0

92,4

в негосударственных

0,4

0,4

0,4

0,7

0,7

0,7

0,6

0,6

Информация о работе Статистика образования в Амурской области