Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:45, курсовая работа
В курсовой работе затронута тема статистики образования в Амурской области. Ввиду того, что именно сейчас делается огромный акцент на степень образованности человека, наличие высшего образования, а его роль в повышении уровня жизни и развитии человека признается во всем мире, данная тема,где ключевым понятием является статистика образования,носит актуальный характер.
Цель работы – статистическое исследование статистики образования в Амурской области.
В курсовой работе представлены теоретическая и практическая части. В теоретической части описывается сущность, система показателей и методы статистики образования. В практической части показаны состав, структура, динамика и анализ образовательной деятельности в Амурской области.
Введение
1Статистическое изучение образования в Амурской области
1. Образование: понятие, состав, классификация и источники
информации
1.2 Система показателей статистики образования
1.3 Статистические методы статистики образования
2 Статистический анализ образования Амурской области за
2006 – 2010 годы
2.1 Статистический анализ состава и структуры образования
в Амурской области
2.2 Расчет и анализ показателей уровня и динамики образования
в Амурской области
2.3 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования (по муниципальным образованиям Амурской области).
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Используем формулу (26) для нахождения теоретического корреляционного отношения. Для этого необходимо сначала вычислить ряд дисперсий: общую дисперсию (28) и факторную дисперсию (27):
;
.
Зная
все необходимые дисперсии, можно
найти теоретическое
Теоретическое корреляционное отношение, равное 0,9969 говорит о том, что между факторным и результативным признаками, действительно существует тесная взаимосвязь.
Для полной уверенности в существовании данной взаимосвязи вычислим индекс корреляционной связи по формуле (29):
R=0.996, это еще раз подтверждает, что между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования, а если r значит предположение, о линейной зависимости – справедливо.
Для того чтобы увидеть соотношение связи между двумя исследуемыми признаками, вычислим коэффициент эластичности с помощью формулы (31):
0,997.
Коэффициент эластичности показывает, что с увеличением числа выпускников начального профессионального образования на 1% число поступивших учащихся увеличится на 0,997%.
Проведем оценку адекватности регрессионной модели и коэффициента корреляции. Для проверки адекватности регрессионной модели используем критерий Фишера (36):
963,818
Так как полученное значение больше табличного (найдено с помощью приложенияД, таблицы Д1), то уравнение регрессии является адекватным.
Значимость коэффициента регрессии осуществим с помощью t-критерия Стьюдента (формулы 32-34):
Полученные значения сравним с табличным значением t-критерия Стьюдента, который равен tтаб(0.05 6)=0,718 (найдено с помощью приложенияД, таблицы Д2). Один из параметров признается значимым, так как больше табличного значения.
Так как модель по F-критерию Фишера адекватна, но, не все коэффициенты регрессии (t-критерий) значимы, то можно использовать данную зависимость для принятия решения, но не всегда для производства прогнозирования.
Аналогичным образом проводится оценка коэффициента корреляции с помощью формулы (35):
16,974.
Данный коэффициент признается значимым.
Заключительным этапом корреляционно-регрессионного анализа является поиск ошибки аппроксимации. Используя формулу (37), на основании данных таблицы 10 (столбец 5) вычислим значение ошибки аппроксимации:
Погрешность составила 9,37%, т.е. значение ошибки аппроксимации не превышает 12 – 15% – она минимальна. Это значит, что факторный признак и все расчеты произведены правильно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия и задачи статистики образования. Было выяснено, что образование – это процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям.
Основные задачи статистики образования:
– измерение образовательного потенциала обществ;
– изучение процессов формирования образовательного потенциала;
– дифференциация и использование образовательного потенциала.
Были рассмотрены основные показатели: система показателей статистики образования, аналитические показатели, средние показатели ряда динамики, средние величины, показатели структуры; методы статистики образования: аналитическое выравнивание, экстраполяция, корреляционно-регрессионные методы.
Были также проведены статистический анализ состава и структуры системы образования Амурской области, анализ динамики численности педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях амурской области и корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между числом детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и числом мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Анализ состава системы образования показал, что система образования в Амурской области многоуровневая, включает в себя учреждения дошкольного типа, дневные и вечерние общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, средние специальные учебные заведения и завершающая ступень образования – высшие учебные заведения.
Анализ структуры показал, что наибольший удельный вес в 2009 году в общем объеме системы образования Амурской области занимают дневные общеобразовательные учреждения, на их долю приходится 50,44% от общего числа образовательных учреждений, чуть меньше приходится на дошкольные образовательные учреждения – 41,21%. Промежуточное положение занимают средние специальные учебные заведения – 2,40% и учреждения начального профессионального образования, доля которых составляет 2,91%.Самую малую долю в образовательной системе Амурской области занимают вечерние общеобразовательные учреждения, удельный вес которых приходится на 1,64% и высшие учебные заведения – 1,39%.
Структурные данные, полученные за период с 2008 – 2009 годы, показывают, что существенных структурных сдвигов в 2009 году по сравнению с 2008 годом не наблюдается: незначительно увеличилась доля дошкольных образовательных учреждений на 0,99% и дневных общеобразовательных учреждений на 0,14%, и также незначительно уменьшился удельный вес вечерних образовательных учреждений на 0,43%, учреждений начального профессионального образования на 0,37%, средних специальных учебных учреждений на 0,15% и высших учебных заведений на 0,19%.
Анализ динамики педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях Амурской области показал, чточисленность педагогических работников ДОУ в течение периода с 2006 года до 2010 года увеличивалась. В 2010 году численность педагогических работников по сравнению с 2006 годом увеличилась на 7,1%, что в абсолютном значении составило 244 человека, а по сравнению с предыдущим 2009 годом численность педагогических работников увеличилась на 1,0%, что в абсолютном значении составило 35 человек, а каждый процент абсолютного увеличения – 35.
Таким образом, численность педагогических работников в дошкольных учреждениях Амурской области имеет тенденцию к увеличению. За период с 2006 – 2010 годы численность педагогических работников увеличилась на 19,6%, что в абсолютном значении составило – 678 человек.
В среднем за год численность педагогических работников увеличивается на 169 человек, а за период с 2006 по 2010 год в среднем ежегодно увеличивается в 1,017 разсо средним увеличения 1,7%.
С помощью методов аналитического выравнивания и экстраполяции было установлено, что в перспективе численность педагогических работников в дошкольных учреждениях имеет тенденцию к увеличению.
Кореляционно-регрессионный анализ показал, что между приемом учащихся в учреждениях начального профессионального образования и выпуском квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования (по муниципальным образованиям Амурской области) существует очень тесная связь. С увеличением числа выпускников начальных профессиональных учреждений увеличивается число поступивших учащихся в начальные профессиональные учреждения.
С каждым увеличением числа выпускников начального профессионального образования на 1% число поступающих учащихся увеличится на 0,997%.
Таким образом, между двумя рассмотренными показателями наблюдается прямая линейная зависимость. Найденная в ходе корреляционно-регрессионного анализа ошибка аппроксимации, равная , не превышает 12 – 15% . Это указывает на то, что факторный признак и все расчеты произведены правильно.
Сегодня, не смотря на то, что образовательная система Амурской области отличается многообразием видов и типов образовательных учреждений, форм получения образования, число учебных образовательных заведений и численность учащихся в них с каждым годом имеет тенденцию к снижению.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что изучение статистики образования на современном этапе развития должна выдвигаться на одно из первых мест в социально-экономической статистике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение А
Таблица А1 – Количественные критерии оценки тесноты связи
Величина коэффициента корреляции |
Характер связи |
До ±0,3 |
практически отсутствует |
±0,3 – ±0,5 |
слабая |
±0,5 – ±0,7 |
умеренная |
±0,7 – ±1,0 |
сильная |
Приложение Б
Таблица Б1 – Основные показатели образования37
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Число дошкольных образовательных учреждений, единиц |
359 |
344 |
341 |
335 |
333 |
326 |
331 |
326 |
в том числе |
||||||||
самостоятельные дошкольные образовательные учреждения |
351 |
335 |
332 |
328 |
325 |
320 |
325 |
320 |
обособленные структурные |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
подразделения (группы) дошкольного образования, организованные в общеобразовательных учреждениях |
8 |
9 |
9 |
7 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, человек |
28044 |
28871 |
30059 |
30779 |
31384 |
33241 |
34198 |
34767 |
в % от численности детей соответствующего возраста |
51,6 |
55,2 |
58 |
55,1 |
54,4 |
56,8 |
57,9 |
58,3 |
Число воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек |
81 |
90 |
96 |
99 |
104 |
113 |
105 |
105 |
Число дневных общеобразовательных учреждений, единиц |
499 |
462 |
460 |
452 |
437 |
426 |
414 |
399 |
в том числе: |
||||||||
государственных и муниципальных |
497 |
460 |
458 |
449 |
434 |
423 |
411 |
396 |
негосударственных |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, тыс. человек |
145,9 |
121,4 |
113,5 |
106,6 |
100,3 |
95,8 |
92,7 |
93,0 |
в том числе: |
||||||||
в государственных и муниципальны |
145,5 |
121,0 |
113,1 |
105,9 |
99,6 |
95,1 |
92,0 |
92,4 |
в негосударственных |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
Информация о работе Статистика образования в Амурской области